Концепция внешней политики РФ: курс на Евразийский экономический союз

Читать на сайте Вестник Кавказа
МИД России опубликовал текст концепции внешней политики Российской Федерации, в которой расписаны приоритеты дипломатической активности страны, задачи, которые ставит перед собой РФ. На прошлой неделе она была утверждена президентом Путиным и теперь представлена в окончательном варианте.

Россия уверена, что "центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью". При этом в концепции указывается, что "недопустимо, чтобы под предлогом реализации концепции "ответственности по защите" осуществлялись военные интервенции и прочие формы стороннего вмешательства, подрывающие устои международного права, основанные на принципе суверенного равенства государств".

Приоритетными направлениями российской внешней политики в региональном формате названы дальнейшее укрепление СНГ и развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества. Признаётся, что формат СНГ может считаться "основой углубления регионального взаимодействия его участников, имеющих не только общее историческое наследие, но и обширный потенциал интеграции в различных сферах".

"Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учёта интересов друг друга, стремясь к интенсификации интеграционных процессов на пространстве Содружества. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнёрства и союзничества", - указывается в документе.

При этом приоритетной задачей ставится формирование Евразийского экономического союза, "призванного не только максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств. Строящийся на универсальных интеграционных принципах новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом".

Россия намерена также оказывать всяческую поддержку соотечественникам, проживающим в государствах-участниках СНГ.

Первостепенными задачами для России ставится нейтрализация угроз, исходящих с территории Афганистана, недопущение дестабилизации обстановки в Центральной Азии и Закавказье. Здесь в качестве одного из важнейших элементов системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Россия намерена продолжать играть активную роль в политико-дипломатическом урегулировании конфликтов на пространстве СНГ. Так, в частности, Москва будет участвовать в поиске путей решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья. Кроме того, Россия способствует урегулированию нагорно-карабахского конфликта во взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ и на основе принципов, изложенных в совместных заявлениях президентов России, США и Франции, сделанных в 2009 - 2011 годах.

Что касается отношений с Грузией, то Россия выражает заинтересованность в нормализации отношений с этой страной "в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона, при учёте политических реалий, сложившихся в Закавказье". В качестве подобных реалий приводится следующий пункт: "В числе российских приоритетов остаётся содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надёжной безопасности и социально-экономическому восстановлению".