Баку-Тбилиси-Карс стартует по графику
Читать на сайте Вестник КавказаВозможное открытие железной дороги через Абхазию вызывает много вопросов, заявил директор Ассоциации реформ Грузии, бывший замглавы МИД Грузии Серги Капанадзе. "Если восстановить железнодорожное сообщение через Абхазию, это теоретически должно иметь позитивные последствия для всех. Но сейчас не та ситуация, ни политическая, ни геополитическая, ни экономическая, которая способствовала бы воплощению этой идеи в жизнь", - заявил он.
По словам чиновника, на сегодняшний день, в отличие от Грузии, больше всего в этом проекте заинтересованы Армения и Россия. К тому же открытие такой дороги может иметь негативные последствия для грузоперевозок через порт Поти, для железнодорожного сообщения по транзитному маршруту Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
"Да, есть мнение, что проект важен с точки зрения трансформации конфликта. Но почему на данном этапе надо восстанавливать контакты и доверие именно с железной дороги? И как её открытие будет согласовано с международным коридором таможенного мониторинга, созданным при вступлении России в ВТО?", - задается вопросом Серги Капанадзе.
Даже если решатся эти вопросы, неясно, насколько это будет хорошо в контексте региональных проектов, отношений с другими странами, например Азербайджаном. Есть и другой важный вопрос. Кто будет участвовать в проекте - Грузия, Россия, Армения и Абхазия, или их железные дороги? Тогда надо помнить, что абхазская и армянская железные дороги принадлежат российской железной дороге.
"Мы начинаем разговаривать на эту тему, хотя мы не та сторона, которая больше всех заинтересована в проекте. В то же время я не понимаю, почему вопрос поднимается с Ереваном и не рассматривается в других форматах. Этот вопрос надо обсуждать не с Арменией, а с Москвой. Армения заинтересована в проекте, но тут она не наш главный партнер", - сказал Капанадзе.
Тема становится особенно актуальной в свете того, что азербайджанская и грузинская стороны пришли к полному взаимопониманию по всем вопросам повестки для Координационного совета по строительству грузинского участка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Как заявил сегодня по окончании заседания в Тбилиси министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, "Самое главное в сегодняшней повестке - утверждение бюджета грузинского участка, который в этом году составит $175 млн. К концу года по этой ветке пойдут поезда, и азербайджанская, грузинская и турецкая стороны готовы к выполнению своих обязательств в рамках этого проекта".
Министр подчеркнул, что уже 22 февраля в Стамбуле пройдет трехсторонняя встреча Координационного совета. Азербайджан для строительства грузинского участка выделил кредит в $775 млн.
Причем Армения пользоваться железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс без разрешения Азербайджан не сможет, напомнил министр.
"Напомню всем, что этот проект осуществляется по инициативе Азербайджана, а также финансируется из госбюджета нашей страны. Так как Армения оккупировала наши территории, она не имеет права пользоваться этой железной дорогой, пока не будет урегулирован карабахский конфликт, и без нашего разрешения Армения не сможет подключиться к этому проекту", - подчеркнул Зия Мамедов.
Это заявление последовало после того, как замминистра транспорта и коммуникации Армении Арташес Аветисян заявил, что "в случае возможности Армения с удовольствием будет пользоваться в будущем железной дорогой БТК".
В рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс планируется построить новую 105-километровую ветку железнодорожной магистрали. Помимо этого, в Грузии будет реконструирован участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси, что повысит его пропускную способность до 15 млн тонн грузов в год. В Ахалкалаки планируется построить и пункт по переводу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую.
Пиковая пропускная способность коридора составит 17 млн тонн грузов. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 млн тонн грузов.
По словам чиновника, на сегодняшний день, в отличие от Грузии, больше всего в этом проекте заинтересованы Армения и Россия. К тому же открытие такой дороги может иметь негативные последствия для грузоперевозок через порт Поти, для железнодорожного сообщения по транзитному маршруту Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
"Да, есть мнение, что проект важен с точки зрения трансформации конфликта. Но почему на данном этапе надо восстанавливать контакты и доверие именно с железной дороги? И как её открытие будет согласовано с международным коридором таможенного мониторинга, созданным при вступлении России в ВТО?", - задается вопросом Серги Капанадзе.
Даже если решатся эти вопросы, неясно, насколько это будет хорошо в контексте региональных проектов, отношений с другими странами, например Азербайджаном. Есть и другой важный вопрос. Кто будет участвовать в проекте - Грузия, Россия, Армения и Абхазия, или их железные дороги? Тогда надо помнить, что абхазская и армянская железные дороги принадлежат российской железной дороге.
"Мы начинаем разговаривать на эту тему, хотя мы не та сторона, которая больше всех заинтересована в проекте. В то же время я не понимаю, почему вопрос поднимается с Ереваном и не рассматривается в других форматах. Этот вопрос надо обсуждать не с Арменией, а с Москвой. Армения заинтересована в проекте, но тут она не наш главный партнер", - сказал Капанадзе.
Тема становится особенно актуальной в свете того, что азербайджанская и грузинская стороны пришли к полному взаимопониманию по всем вопросам повестки для Координационного совета по строительству грузинского участка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Как заявил сегодня по окончании заседания в Тбилиси министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, "Самое главное в сегодняшней повестке - утверждение бюджета грузинского участка, который в этом году составит $175 млн. К концу года по этой ветке пойдут поезда, и азербайджанская, грузинская и турецкая стороны готовы к выполнению своих обязательств в рамках этого проекта".
Министр подчеркнул, что уже 22 февраля в Стамбуле пройдет трехсторонняя встреча Координационного совета. Азербайджан для строительства грузинского участка выделил кредит в $775 млн.
Причем Армения пользоваться железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс без разрешения Азербайджан не сможет, напомнил министр.
"Напомню всем, что этот проект осуществляется по инициативе Азербайджана, а также финансируется из госбюджета нашей страны. Так как Армения оккупировала наши территории, она не имеет права пользоваться этой железной дорогой, пока не будет урегулирован карабахский конфликт, и без нашего разрешения Армения не сможет подключиться к этому проекту", - подчеркнул Зия Мамедов.
Это заявление последовало после того, как замминистра транспорта и коммуникации Армении Арташес Аветисян заявил, что "в случае возможности Армения с удовольствием будет пользоваться в будущем железной дорогой БТК".
В рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс планируется построить новую 105-километровую ветку железнодорожной магистрали. Помимо этого, в Грузии будет реконструирован участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси, что повысит его пропускную способность до 15 млн тонн грузов в год. В Ахалкалаки планируется построить и пункт по переводу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую.
Пиковая пропускная способность коридора составит 17 млн тонн грузов. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 млн тонн грузов.