Нужен ли евразийской интеграции общественный диалог
Читать на сайте Вестник КавказаЗавтра президенты России и Казахстана должны встретиться в Москве, чтобы обсудить вопросы взаимодействия в двустороннем и многостороннем форматах, в том числе рамках в Единого экономического пространства и Евразийского союза. Интеграционные процессы, инициированные Путиным и Назарбаевым, ежедневно становятся темой экспертного обсуждения. В частности, встает вопрос о том, что может сделать интеллигенция, бизнес-сообщество, представители гуманитарных, социокультурных структур для развития интеграции.
Как считает исполнительный директор политологического центра «Север–Юг», главный редактор «Вестника Кавказа» Алексей Власов, «к экономической интеграции необходимо добавить формат общественного диалога. Интеграционному экономическому проекту недостает общественной поддержки. Основные вопросы, которые решаются на уровне первых лиц, вопросов не вызывают. Проблемы возникают, когда отношения спускаются на уровень управленческой бюрократии, потому что каждое министерство, ведомство, чиновник имеет свой интерес. Плотность взаимодействия возрастает, и, естественно, возникают определенные трения, они неизбежны. Но если эти трения возникают на фоне широкой общественной поддержки самой идеи экономической интеграции, то все эти вопросы решались бы путем простых межведомственных переговоров, не выносились бы на первые страницы прессы, не возбуждали бы ненужного ажиотажа ни в российском, ни в казахстанском обществе и двигались бы тем же спокойным, уверенным, ясным путем, как продвигались два, три, четыре года назад. Общественная поддержка – гарантия сохранения того курса, который был намечен».
По мнению Власова, «необходимо институциональное оформление общественных инициатив по сближению представителей интеллигенции, интеллектуального сообщества. Почему бы нам не задуматься над тем, чтобы создать форум, в который были бы объединены представители тех общественных кругов, тех общественных групп, которые выступают за развитие общественной поддержки евразийского экономического интеграционного проекта. Вопрос не в том, чтобы создать еще одну бюрократическую структуру. Вопрос в том, чтобы аккумулировать и консолидировать мнения, позиции, желания взаимного сближения тех сил, которые понимают, что в XXI веке страны, которые оказываются вне интеграционных треков, обречены на отставание».
Руководитель Центра социального партнерства при Фонде Национального Благосостояния «Самрук-Казына» Нурлан Еримбетов, говоря о самой идее постсоветской интеграции, отметил: «После развала Советского Союза мы мотались по Европам, Америкам и так далее. Мы поняли, что мы должны быть вместе. Мир очень циничен сегодня. Хватит мотаться по континентам, пора обратить внимание на своего соседа. Я даже иногда говорю своим друзьям-политикам: давайте хотя бы из чувства конъюнктуры посмотрим. Казахстан останется без воды через 20-25 лет, без пресной воды. У нас общие проблемы в сфере экологии. У нас Каспий, Урал, огромные проблемы, которые завтра встанут на повестке дня. Вопрос продовольственных программ, продовольственного обеспечения. Давайте думать о наших внуках, которые не захотят жить в пустыне».
Говоря о дискуссионных площадках в поддержку идеи интеграции, Еримбетов выразил мнение, что их формирование Путин и Назарбаев могли бы поручить своим правящим партиям: «Это огромное количество людей – умных, толковых, имеющих выход в свет, которых принимают в приличных домах. Они могут об этом говорить, это должно быть в партийной программе».
Однако Власов «забраковал» подобную инициативу сверху: «Нурлан два или три раза вместе со мной был участником учреждающихся российско-казахстанских экспертных форумов и клубов, и ни одна из этих структур за прошедшие 5-7 лет так и не заработала. Потому что в большинстве своем это был плод бюрократической инициативы. Кому-то из чиновников в Москве или в Астане казалось интересным под свою инициативу предложить наверх создание такой экспертной ниши. Как только этот чиновник покидал свое место работы или менялись какие-то условия игры, это мертворожденное дитя отодвигалось. Хотя интерес к такого рода взаимодействию со стороны рядовых экспертов был всегда огромен. Вопрос в том, что эти структуры нужно строить не сверху вниз, а снизу вверх. Я понимаю, что всегда стоит вопрос о финансировании, о других вещах, связанных с какими-то формальными, бюрократическими моментами. Но если мы сейчас опять будем дожидаться решения проблемы сверху, мы рискуем оказаться в ситуации, когда на последний уходящий поезд запрыгнуть не успеем».
Тогда Еримбетов высказался за создание дискуссионного клуба по примеру «Валдая»: «Я предлагаю наш вариант – Бурабай. Хорошее, классное место. Будет возможность не только поговорить, но и отдохнуть. И, в конце концов, ведь когда-то существовали такие организации, как Общество казахстанско-российской дружбы. Где эти общества? Где эти люди? Почему мы многие разговоры тревожные оставляем в домах, на кухнях, на улице обнимаем друг дружку, стучим по плечу, а домой уходим с другими разговорами?»
В итоге Власов выступил с инициативой предложить организаторам экономического форума, который пройдет 22-24 мая в Астане, провести «панель», связанную с обсуждением вопроса формы общественной поддержки бизнес-инициатив и социокультурных инициатив в рамках евразийского интеграционного проекта. В ней могли бы принять участие и министры, входящие в Евразийскую экономическую комиссию, и евразийские комиссары, и представители Торгово-промышленной палаты России, и ведущие эксперты двух стран.