Бензин: акцизы, инфляция, сезонные колебания…
Читать на сайте Вестник КавказаПочему в России продолжают расти цены на нефтепродукты? Свои версии происходящего выдвигают российские эксперты и чиновники.
На цены внутри страны влияет несколько факторов. По мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, «есть сезонные колебания, связанные с балансом спроса и предложения внутри страны, с отдельными ремонтными работами на заводах, весенней посевной, осенней уборочной… Эти факторы носят синусоидальный характер изменения цен, но эта синусоида нарастающая, потому что общая тенденция к росту цен вызвана глобальными проблемами. Влияние мировых цен существует, но даже при стабильных мировых ценах на нефтепродукты на рост цен внутри страны влияет два основных фактора. Первое – это инфляционная составляющая, и второе – ежегодный рост налоговой нагрузки за счет увеличения акцизов. Акцизы у нас меняются, увеличиваются, начиная с 2010 года. И это изменение запланировано еще на несколько лет вперед… Недобор роста цен, то есть потери нефтяных компаний за счет административного давления на цены ощущается именно в росте цен. Это первое.
Второй момент – безусловно, рост акцизов. Акцизы выросли, начиная с 1 января. Действительно, с 1 июля они будут увеличены на 4-й и 5-й класс с целью уменьшения дифференциации акцизов между 3-м классом и 4-5-м. Но рост акцизов с 1 января, учитывая еще, что НДС у нас накручивается на акциз, поскольку акциз не считается налогом, этот рост должен был привести к росту цен в пересчете на розницу примерно на 1,7 рубля. Это не мгновенный процесс, но в течение года, безусловно, это рынок должен почувствовать.
Третий момент, который способствовал сегодняшнему плавному увеличению цен, мы это видим и в опте, и в рознице – это тот факт, что потребители почувствовали, что цены достигли дна, а они реально падали в течение конца прошлого года, и начинают закупать топливо, делать запасы, понимая, что цены дальше будут только расти.
Политика государства, направленная на ежегодное повышение налоговой нагрузки никак не способствует снижению цен. Плюс инфляция. Поэтому снижения цен мы не увидим, если не будет какого-то принципиального изменения мировой ситуации, например, не упадет цена на нефть, как было в 2009 году после кризиса. Если ситуация мирового рынка останется такая, как сегодня, цены будут плавно расти. Дай бог, чтобы этот рост цен не превышал инфляции плюс роста цен за счет увеличения налоговой нагрузки».
У заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина есть претензии к нефтяным компаниям. «Они заниматься модернизацией нефтеперерабатывающих заводов, но планы, которые заявлялись, выполнялись примерно наполовину. На другую половину, естественно, не реализовывались, и это сопровождалось вопросами в отношении достаточности поставки нефтепродуктов на внутренний рынок… Сейчас ситуация контролируется, Росстандарт и Гостехнадзор осуществляют соответствующий контроль в пределах их компетенции. Вместе с Минэнерго мы сочетаем эти вопросы с вопросами обеспечения баланса в поставке топлива на внутренний рынок, то есть достаточность его производства и при необходимости возможность поставки, в частности, из Белоруссии. В прошлом году значительные объемы топлива из Белоруссии торговались на российских биржах. Поэтому существует достаточно хороший канал для того, чтобы ситуацию менять и улучшать.
Действительно, в последние годы имел место существенный рост акцизов. В целом уровни акцизов на автомобильный бензин выше, чем уровни акцизов на дизельное топливо. Это связано с мерами по стимулированию дополнительного вовлечения в топливный баланс именно дизельного топлива. Но при этом акцизы на дизельное топливо росли большими темпами, чем акцизы на бензин. С одной стороны, это было связано с тем, что изначальная база была по акцизам на бензин выше. С другой стороны, это было связано еще с переконфигурацией и формированием дифференцированных тарифов по разным классам топлива. Тем самым государство стимулировало нефтяные компании, чтобы они максимально производили топливо более высокого качества. Этих целей в целом удалось достичь. Эта мера экономического стимулирования показала себя эффективной, и уже многие нефтяные компании в РФ выпускают топливо только 5-го класса. Есть те, которые выпускают 4-5-й класс, и есть еще те, которые выпускают 3-й класс, то, что разрешено в соответствии с требованиями регламента. Кстати, наши белорусские коллеги также уже достаточно давно перешли на выпуск топлива 4-5-го классов. И состояние нефтепереработки у наших соседей на очень хорошем уровне находится».
Четыре фактора, влияющих на рост цен, назвал директор Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник: "Во-первых, наши нефтяные компании рассчитывают внутреннюю цену нефти как экспортную: плюс по поставкам по железной дороге минус таможенная пошлина, таким образом привязывая нашу внутренние цены к мировым ценам.
Второй фактор - географическое доминирование. У нас нефтяные компании поделили страну на некоторые территории своего влияния. И если у нефтяной компании находится АЗС в другой части, а не в той, на которой находится НПЗ, перерабатывается бензин, то эти транспортные расходы соответствующим образом закладываются в цену нефти, продаваемой на АЗС. Здесь обширное поле работы для регулятора, для того, чтобы нефтяные компании торговали между собой бензином, и может быть, это тоже каким-то образом повлияет на снижение цен.
Третий фактор – высокие налоги.
Четвертый фактор – сезонность колебания. При введении таможенных пошлин регулятором совершенно не учитывается как фактор. Нефтяными компаниями, кстати, тоже не учитывается".
«1 января этого года страна перешла на новый экологический класс топлива. Некоторые большие города, прежде всего Москва, перешли на класс 4, - напомнил заместитель министра энергетики РФ Павел Федоров. - Это большой шаг вперед. В воздухе стало в три раза меньше серы, а также других загрязняющих веществ. В ближайшие месяцы мы это должны почувствовать.
Во-вторых, рынок работает. У нас госрегулирование на цены нефтепродуктов отсутствует, но рынок работает. Появляется биржевая торговля реальная, которая создает прозрачные, понятные точки отсчета для ценообразования нефтепродуктов. Есть определенная динамика спроса, есть постоянно улучшающиеся предложения, потому что модернизация нефтеперерабатывающих заводов осуществляется в последний год опережающими темпами - введено 15 новых, инвестировано 190 миллиардов рублей. Произошло достаточно принципиальное переосмысление принципов налогообложения в области, это касается и нефтедобычи и нефтепереработки.
Рынок сбалансирован, продукт доступен, рыночные механизмы работают и продолжают улучшаться. Есть инфляционные факторы, факторы внешних рынков, все это факторы ежеминутной рыночной конъюнктуры, и цены будут идти вверх, идти вниз в зависимости от того, что происходит на биржах Роттердама, в зависимости от того, что происходит на мировых рынках стоимости нефти. Но мы со всем этим работаем, и наша задача – это обеспечить максимальную транспарентность, гарантировать доступность нефтепродуктов во всех регионах РФ и с нашей стороны создать максимально конкурентный рынок с достаточным количеством предложений для того, чтобы потребитель мог выбирать. После этого мы шаг за шагом будем двигаться к тому, чтобы нефтепродукты становились все более доступными».