Над Москвой прозвучало «Эхо фестиваля «Кунаки»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Над Москвой пронеслось «Эхо фестиваля «Кунаки». Фестиваль документального кино «Кунаки», который проходит в Сочи уже 6 лет, дает возможность режиссерам показать фильмы, призванные разрушить существующие стереотипы о кавказском регионе. В работе шестого фестиваля, приняли участие более 70 журналистов и кинодокументалистов из всех республик Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, Адыгеи, Москвы, а также Абхазии, Белоруссии и Украины. «Эхо фестиваля «Кунаки» призвано помочь столичному зрителю увидеть Кавказ другим. В Центральном доме журналиста можно было увидеть 22 картины, способные стать, по мнению организаторов, мощным ресурсом восстановления культурного и духовного пространства.

«Фильмы про Кавказ, которые снимают кавказские режиссеры, как-то проходят мимо большого телевидения. Надеюсь, что фестиваль этот пробудит интерес к кавказским фильмам, фильмам о Кавказе, и наверняка это будет иметь продолжение», - говорит председатель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов.

«Я адыгейка, шапсуженка, муж у меня осетин. Жила я в Кабардино-Балкарии, то есть как бы весь Кавказ замкнулся на мне, - рассказывает президент Фестиваля «Кунаки» Сулиета Кусова. - Когда я переехала в Москву, мы с коллегами создали Центр этно-конфессиональных проблем СМИ. Мы начали заниматься аналитикой кавказофобии, исламофобии в СМИ, которые тогда только зарождались. Всплыли они очень ярко, где-то между «Норд-Остом» и Бесланом. Эти два страшных террористических акта возбудили в обществе обсуждение Кавказа как такового, вредоносного или не вредоносного. Я написала книгу «Россия между «Норд-Остом» и Бесланом», где проанализировала эти фобии. От этой экспертной аналитической деятельности мы с коллегами, тоже журналистами с Северного Кавказа, которых судьба забросила в Москву, решили заниматься какими-то конструктивными проектами. Можно кричать «Волки!» сколько угодно, но тогда не будет какого-то реального дела. На самом деле «вера без дела мертва есть».
Тогда появилась желание сделать кавказский аналитический клуб, и на базе Союза журналистов мы собирались в Сочи, в Дагомысе, где проходил фестиваль СМИ «Вся Россия», там собирались 2,5 тысячи журналистов. И наш кавказский клуб всегда имел успех, потому что мы обсуждали реальные проблемы, мы пели, приезжали наши артисты, выступали наши деятели культуры и искусства, и так сформировалось какое-то общее пространство. Уже шесть лет этот фестиваль «прописан» в Лазаревском, мы делаем реальное медийное пространство».

««Кунаки» - это больше, чем дружба, родство, любовь. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке», пел Окуджава. И неважно, какой ты национальности и веры, потому что мы живем сегодня проблемами России. Дикость нравов - это всеобщая проблема. Падение образования, культуры - это всеобщее. Молодое поколение, которое сегодня в совершенно других условиях формируется, угасает роль совета старейшин, вообще роль старшего. Эти и многие другие проблемы стали темами фильмов фестиваля «Кунаки». У нас ведь не только Северный Кавказ - Ставрополь, Краснодар, то есть юг России, Азов, Калмыкия, ногайцы, Астрахань... Я ощущаю себя на эту неделю министром по делам национальностей юга России. Дай Бог, чтобы этот опыт перешел на все пространство, чтобы федеральным СМИ, федеральному центру стал интересен наш очень сложный, да, местами дикий, да, местами неуправляемый, непокорный, но очень умный, очень мудрый и очень гордый регион под названием Северный Кавказ».