Молодежь против насилия в армии

Читать на сайте Вестник Кавказа
Начало 2013 года в общественно-политической жизни Азербайджана ознаменовалось протестом в связи со смертью 7 января призывника Джейхуна Губадова. Несмотря на официальную версию о сердечном приступе, ставшем причиной смерти новобранца, семья Губадова утверждает, что его смерть носила насильственный характер. Почти одновременно в социальных сетях начали курсировать фотографии с явными следами побоев на теле призывника, незамедлительно вызвавшие резонанс в обществе. За срочное расследование дела высказалась как власть, так и оппозиция – довольно редкий случай единения политических сил, в иное время испытывающих стойкий антагонизм по отношению друг к другу. После пяти дней бурления в социальных сетях и СМИ, 12 января в центре азербайджанской столицы прошла стихийная акция протеста, довольно оперативно организованная молодежными активистами через Facebook. В митинге приняли участие несколько сот молодых людей, а также семьи погибших солдат, призывавших положить конец небоевым потерям в армии. Мать Джейхуна Губадова от участия в акции отказалась, призвав не политизировать ситуацию вокруг смерти ее сына. Без политики, впрочем, не обошлось.

В прошедшей акции протеста особо примечательно, что ее удалось организовать в очень короткий промежуток: между объявлением митинга и его непосредственным проведением прошло всего три дня. За это время на призыв к участию в акции протеста в центре Баку откликнулись 17 тыс. азербайджанских пользователей Facebook. Всего виртуальное приглашение к участию в акции получили около 100 тыс. пользователей. Однако, учитывая специфику социальных сетей, где онлайн-активность пользователей открыта для просмотра их друзьями, информационный охват мероприятия далеко перешагнул за 100 тыс. человек из почти миллионной аудитории азербайджанских пользователей Facebook.

Второй отличительной чертой мероприятия, приятно удивившей даже самых критичных наблюдателей, стало крайне сдержанное поведение правоохранительных органов. Вероятно, руководство МВД республики осознанно решило не нагнетать обстановку, и, несмотря на несанкционированный характер собрания, пошло навстречу протестующим. Акция проходила без задержаний ровно до тех пор, пока группы радикальных оппозиционеров не начали озвучивать политические лозунги. Правящая партия «Ени Азербайджан» приветствовала цивильный характер митинга, а также сдержанность в действиях правоохранительных органов. «Сегодняшняя акция в связи со смертью солдата азербайджанской армии Джейхуна Губадова, проведение которой было назначено группой молодых людей на площади Фонтанов, завершилась мирно, молодежь озвучила свои лозунги, и их голос был услышан», - заявил заместитель исполнительного секретаря ПЕА, депутат Мубариз Гурбанлы. По его словам, хотя акция и была несанкционированной, полиция обошлась с участниками мирно и профессионально: Их лозунги были связаны с ответственными за смерть солдата лицами». Гурбанлы заявил, что неуставная смерть азербайджанского солдата осуждается всеми, в том числе, и ПЕА: «Мы выразили позицию нашей партии в связи со смертью Джейхуна Губадова, и ждем с нетерпением выявления виновных. Республиканская прокуратура в связи с этим ведет оперативную деятельность. Как вам известно, есть и понесшие наказание».

Заместитель исполнительного секретаря ПЕА также отметил, что нельзя допускать политического использования данного факта: «Во время сегодняшней акции группа людей и особенно сотрудница радио «Azadlıq» Хадиджа Исмаил попытались воспользоваться ситуацией в своих целях. Я и сам за этим наблюдал. Они пытались направить ход акции в русло своих политических интересов, воспользовавшись лозунгами «Прекратить случаи смерти среди солдат!», «Шахиды не умирают, Родина неделима!». Хадиджа Исмаил, собрав вокруг себя группу молодежи, начала озвучивать лозунги провокаторского характера. Они начали шуметь перед нашей партией. Их желания не совпадали с лозунгами молодежи, собравшейся для проведения акции».

Естественно, что политические круги пытаются использовать общественный протест в своих собственных интересах: среди митингующих были и представители оппозиции, как «конструктивной», так и «радикальной». Но все же в акции 12 января в авангарде протеста оказались не политические партии, а молодежные организации, не представляющие ни одну из традиционных политических сил в стране: как власть, так и оппозиция, фактически остались за бортом молодежной акции.

Наконец, стоит также отметить, что прошедший митинг молодежи обошелся без арестов – все задержанные в ходе акции лица, а их было около 20, согласно новому законодательству, отделаются лишь денежными штрафами. Таким образом, правительство может избежать головной боли из-за многочисленных упреков со стороны западного сообщества из-за арестов митингующих. «В связи с тем, что поправки в Кодекс административных нарушений в связи с повышением размера штрафа в отношении организаторов и участников несанкционированных акций в Азербайджане вступили в силу с января этого года, они относятся ко всем несанкционированным акциям и митингам, проведенным после этой даты. Последняя акция, которую провела молодежь в связи со смертью солдата, одна из них». Об этом АПА, выражая мнение по поводу высоких размеров штрафов, применяемых в отношении задержанных во время акции в связи со смертью солдата молодых людей, сообщил председатель парламентского комитета по правовой политике Али Гусейнли.

Депутат подчеркнул, что применение штрафов предотвратило аресты, которые происходят после несанкционированных митингов и пикетов. «Фактически экономические санкции предотвратили аресты и проблемы, возникающие после этих арестов. С этой точки зрения после принятых поправок закон стал еще прогрессивнее, гуманнее и, таким образом, было предотвращено беспокойство, возникающее у обеих сторон в связи с арестами. Одним из факторов, способствующих этим поправкам, была данная проблема, потому что до сих пор после несанкционированных пикетов и митингов происходили аресты, что создавало проблемы».

Но, пожалуй, самым важным итогом общественного протеста стала ответная реакция на него со стороны государства. Благодаря широкому общественному резонансу дело солдата Губадова не удалось замять на уровне мелких и средних чинов, и в Минобороны, и в Генеральной прокуратуре вплотную занялись виновными в смерти солдата – не обошлось без арестов и понижений в звании. Вне всяких сомнений, проблема неуставных отношений и негативных случаев в армии не замыкается на деле Губадова, и одним лишь наказанием виновных в данном конкретном случае достичь ее решения невозможно. Однако, по информации АПА из военных источников, правительство готовится предпринять системные шаги на законодательном уровне: в Азербайджане может быть увеличен возраст лиц, призывающихся на действительную воинскую службу. Предлагается увеличить возраст призывников до 19 или 20 лет. Это предложение обосновывается тем, что большинство призывников в 18-летнем возрасте неопытны, физически и психологически неподготовлены. В этой сфере был изучен опыт других стран. В ходе проведенных исследований стало известно, что некоторые негативные факты в армии происходят, в основном, с участием солдат, которые недавно приступили к воинской службе. Ожидается, что вышеуказанные предложения будут представлены на обсуждение парламента в течение текущего года, сообщает агентство. Насколько эффективной станет эта мера – покажет время, однако ясно, что призыв молодежи не остался не услышанным.