Аналитика, 0:12, 14 янв 2013 (UTC+3 MSK)

Давление на Лондон усиливается

Читать на сайте Вестник Кавказа
С приближением окрещенной многими «судьбоносной» для общеевропейского будущего речи британского премьер-министра Дэвида Кэмерона о перспективах взаимоотношений его страны с Евросоюзом, международное давление на Лондон начинает возрастать в геометрической прогрессии. Континентальная Европа во главе с Германией всерьез озабочена перспективой выхода Великобритании из Евросоюза, что в открытой форме выражается в заявлениях европейских политиков. Постоянный председатель Европейского совета Герман Ван Ромпей призывает Лондон «остаться полноправным, активным и лидирующим» членом ЕС, а ирландский премьер-министр Энда Кенни считает возможный выход Великобритании из Евросоюза и вовсе «катастрофичным». Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, выступая на пресс-конференции в Дублине, также заявил, что ЕС заинтересован в том, чтобы в его составе оставалась Великобритания. Однако решение по этому вопросу должны принимать сами жители этой страны, добавил он.

Одновременно Берлин направляет в Лондон делегацию депутатов Бундестага для проведения переговоров с британскими коллегами по парламенту. В свою очередь, авторитетное издание Financial Times публикует открытое письмо глав крупнейших предприятий Великобритании, в которых они высказывают свои опасения в связи с негативными последствиями для бизнеса из-за планов Кэмерона по пересмотру отношений с ЕС. Они предупредили премьера о том, что изменение структуры отношений между Соединенным Королевством и Евросоюзом может вызвать резкое сокращение британского экспорта в государства ЕС, а также спад в экономике страны. «Нужно действовать очень осторожно и не стремиться полностью пересмотреть те принципы, на которых основано наше членство в ЕС; сделать это, вероятнее всего, не удастся, - говорится в письме. - Подобные требования в данных обстоятельствах поставят под угрозу наше членство в Евросоюзе и создадут неопределенность, опасную для бизнеса». Среди подписавшихся под открытым письмом числятся генеральный директор Лондонской фондовой биржи Кристофер Гибсон-Смит, президент Конфедерации британской промышленности, Роберт Карр, глава британской телекоммуникационной компании "Бритиш телеком" Майкл Рэйк, а также глава одной из крупнейших в мире рекламных компаний "Дабл-ю-пи-пи" Мартин Соррелл.

Наконец, слово взяли и США: помощник госсекретаря США по евразийским вопросам Филип Гордон, дипломатично указал на возможные негативные последствия выхода Британии из ЕС на «особые связи» между Лондоном и Вашингтоном. Как передает ВВС, Гордон заявил 9 января, что его страна заинтересована в «сильном британском голосе», к которому прислушивались бы европейцы. Дипломат полагает, что в результате плебисцита Лондон может вернуться к политике изоляции, что «негативно скажется на международных отношениях». Резкий ответ британских консерваторов не заставил себя ждать: британская консервативная газета Daily Telegraph гневно пишет, что «Америку не касаются отношения Великобритании с ЕС… Невежественные, беспощадные запугивания из Вашингтона лишь укрепит веру в своей правоте тех, кто борется за возвращение Великобритании национального суверенитета из Европы».

Стоит отметить, что сами британцы о выходе из Евросоюза открыто не говорят. Премьер-министр Кэмерон выступает против такого шага, поскольку на страны ЕС приходится около 50% всего товарооборота Великобритании и большинство ее внутренних инвестиций. Лондон вполне устраивает экономическая составляющая сотрудничества в рамках ЕС, однако, взятый Брюсселем курс на дальнейшую интеграцию на военно-политическом уровне здесь рассматривают критично. В 1973 году Соединенное Королевство вступало в другой Евросоюз с другими целями и задачами, считают британцы. Сейчас же сама логика трансформационных процессов, протекающих в ЕС, ставит вопрос о возможности сохранения членства Великобритании в союзе при сохранении Лондоном своих нынешних позиций, которые можно смело назвать антиглобалистскими.

Великобритания не в восторге от усиливающейся роли Брюсселя и не готова передать часть своего суверенитета институтам ЕС. Лоббируемые Берлином с подачи США попытки усиления интеграционных процессов между странами-членами ЕС и призывы бундесканцлера Ангелы Меркель к более тесной кооперации европейских стран здесь воспринимается более чем прохладно. Так, в 2011 году Лондон ветировал решение Евросоюза о введении штрафов для стран, не соблюдающих бюджетную дисциплину. На туманном Альбионе такую меру, призванную скоординировать экономическую политику ЕС, посчитали ущемляющей национальный суверенитет страны.

Финансовый кризис в еврозоне, сотрясший Евросоюз до самых основ, стал своеобразным катализатором интеграционных процессов внутри него. В континентальной Европе появилось осознание необходимости усиления координирующий роли Брюсселя, чего невозможно добиться без расширения его полномочий. В придании ЕС характера единого централизованного государства заинтересованы, однако, и США. Именно этим и объясняется упомянутое неоднозначное воспринятое в Лондоне заявление американского дипломата Филиппа Гордона. Дело в том, что становление ЕС «младшим партнером» США в реализации их военно-политических задач является частью геополитической концепции Вашингтона. В то время как США смещают свой военно-политический фокус в тихоокеанский регион для противостояния возрастающей мощи Китая, объединенной Европе отводится основная роль по защите американских интересов на европейском континенте и в сопредельных регионах. НАТО взяла на вооружение идею «smart defence», т.н. «разумной обороны», для реализации которой необходимо совместное скоординированное бюджетное планирование стран-членов альянса. На этом же фундаменте должны создаваться объединенные европейские вооруженные формирования. И тут британцы, обладающие самым мощным оборонным потенциалом в ЕС, опять стоят особняком.

В сентябре 2012 года главы МИД 11 стран Евросоюза предложили создать в альянсе пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить коллективное министерство иностранных, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать одну армию, сообщает ИТАР-ТАСС. Группу по вопросам будущего Евросоюза представили министры иностранных дел 11 крупнейших и наиболее влиятельных государств объединения – Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции. Исключение составила Великобритания, среди лидеров - Германия и Франция, передает "Газета.ру". Очевидно, что британский политический истеблишмент не желает участвовать в общеевропейском проекте в том виде, в котором его представляют Германия, Франция и США. Однако ясно и другое: давление на Лондон со стороны американских и европейских партнеров в ближайшем будущем будет неизбежно возрастать. Сможет ли Соединенное Королевство «отстоять» свой суверенитет, зависит во многом от того, проявит ли Дэвид Кэмерон принципиальность в вопросе проведения референдума, который бы определил новый формат отношений Лондона и ЕС.