«Наши отношения не нуждаются в искусственных идеологических схемах»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Член Комитета по международным отношениям и межпарламентским связям Милли меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков поделился c «Вестником Кавказа» своим видением российско-азербайджанских отношений.

- Как вы на сегодняшний день расцениваете азербайджано-российские отношения?

- Если рассматривать их не сиюминутно, а в длительном временном интервале, то последние 10-12 лет взаимоотношения развивались по восходящей. Это проявлялось в неуклонном росте товарооборота, высоком уровне и интенсивности политического диалога, взаимодействия на международной арене и даже военно-техническом сотрудничестве, не говоря уже о гуманитарной сфере, сотрудничество в которой было очень хорошим даже тогда, когда между Баку и Москвой отношения портились.

- Однако сегодня в отношениях между Россией и Азербайджаном пробежал холодок. С чем это может быть связано?

- Действительно, в последние несколько месяцев это ощущается. Такое охлаждение в отношениях между Баку и Москвой имело место и ранее, однако носило временный характер. Сторонам доставало мудрости сохранять открытыми двери для диалога, чтобы найти решения по вопросам, в которых нет взаимопонимания или же трудно совместить интересы. Стратегически Азербайджан заинтересован в добрососедских, дружественных, партнерских отношениях с Россией. 

- Можно ли предположить, что причиной стали некие внешние силы?

- Возможно, такие силы и предпринимают определенные действия, но они не в состоянии переломить объективное веление истории и географии, которые задают императивы в наших межгосударственных отношениях. Азербайджан и Россия – соседи и наши народы связывает двухсотлетняя история тесного взаимодействия. Не только официальные лица, но и представители общественности, простые люди выражают пожелания в развитии дружеских, партнерских отношений с Россией. Не думаю, что и в Москве кто-то серьезно сознательно прикладывает усилия для того, чтобы ухудшить отношения. Просто у определенных лиц проявляется недопонимание позиции другой стороны, прорывается раздражение в связи с тем, что их планы и предложения не воспринимаются так, как им хотелось бы. Но это нормальное положение в отношениях независимых государств и важно проявлять терпение и настойчивость в поиске взаимоприемлемой конфигурации интересов. Что выиграли Грузия и Россия – две исторически и культурно очень близкие страны от разрыва отношений? Стоит ли повторять этот негативный опыт? 
Некоторые в Москве все еще воспринимают суверенитет постсоветских государств не совсем полноценно и полагают, что с маленькими Финляндией, Чехией или Венгрией можно разговаривать на равных, а государствам Южного Кавказа, Центральной Азии, Белоруссии или даже Украине можно навязывать собственную интеграционную повестку, собственное видение международных отношений, собственное понимания характера отношений. Это касается всего, начиная от позиции в отношении Косово или Сирии, заканчивая энергетическими проектами, инициативами по созданию Евразийского союза, отношениями с ЕС и НАТО. 
Мы в Баку отдаем себе отчет в том, что за последнее десятилетие Россия вышла из глубокого кризиса, удвоила свой экономический потенциал, восстановила во многом международные позиции, а президент Владимир Путин стал авторитетным политиком международного масштаба. Важно, чтобы и в Москве отдавали себе отчет в том, что за это же время Азербайджан стабилизировал государственность, утроил свой экономический потенциал, модернизировал вооруженные силы, укрепил внешнеполитические позиции, а возглавляющий страну президент Ильхам Алиев приобрел важный международный опыт и авторитет. Азербайджан самодостаточная страна как энергетически, так и финансово, имеет диверсифицированные коммуникации с внешним миром. Азербайджан сегодня – это более 60% населения, свыше 70% экономики, более 90% экспорта и валютно-финансовых резервов Южного Кавказа. Азербайджан является растущим и платежеспособным рынком, в том числе и для ненефтяного экспорта из России. 
Современные отношения между Азербайджаном и Россией не нуждаются в ностальгии по былому советскому единству и в искусственных политико-идеологических схемах, а должны выстраиваться как прагматическое партнерство, базирующееся на совпадающих интересах. Последних довольно много. Наши страны заинтересованы в том, чтобы не допустить опасного приближения зоны нестабильности к своим границам, в подавлении и нейтрализации радикальных элементов на Кавказе, в обеспечении мира и сотрудничества на Каспии, в согласовании энергетической политики, в обеспечении свободных контактов между гражданами…
Продолжение следует