СТАНЕТ ЛИ ТБИЛИСИ МЕРТВЫМ ГОРОДОМ?

Читать на сайте Вестник Кавказа
Одним из факторов не совсем удачного для оппозиции начала акции могла стать непривычно холодная для тбилисского апреля погода – в столице Грузии ветрено, холодно и почти все время моросит.

АРИФМЕТИКА НА СЛУЖБЕ

Власть и оппозиция не перестают спорить о том, сколько все-таки людей участвовало в первом, во многом определяющем и решающем митинге бессрочной акции протеста, которая началась в Тбилиси 9 апреля.
МВД насчитало всего 25-30 тыс. демонстрантов. Оппозиционные лидеры утверждали, что поддержать их требование об отставке Михаила Саакашвили пришло от 150 до 300 тыс. человек. Независимые аналитики сомневаются в достоверности обеих цифр. «Естественно, власти заинтересованы приуменьшить число сторонников оппозиции, а оппозиционные лидеры наоборот, - сказал ВК независимый эксперт Давид Нароушвили - В самый пик митинга – к 15 часам, толпа заполнила участок проспекта Руставели от здания оперы до Дворца учащейся молодежи. Если учесть площадь этого пространства и то обстоятельство, что на квадратном метре может одновременно поместиться не более трех-четырех человек, то общее число просто физически не могло превысить 60-70 тысяч участников митинга».
Тем не менее одна из лидеров оппозиции, Ека Беселия заявила ВК: «Никогда раньше на акции протеста не приходило столько людей». С ней трудно согласится – на митинге оппозиции 2 ноября 2007 года людей было гораздо больше, однако оппозиция тогда не решилась действовать столь же решительно, как действовал Михаил Саакашвили во время «революции роз». Митинг завершился ничем и значительная часть «протестного социума» до сих пор не может этого простить оппозиционным лидерам. «Тогда они не захотели рисковать. Не хотят рисковать и сегодня, а ведь кто не рискует, тот не пьет шампанское, - заметил в беседе с ВК политолог Давид Авалишвили.


ВОЙНА НЕРВОВ

Судя по всему, оппозиция и власть избрали тактику «войны нервов». Все готовятся к долгой (возможно, даже многомесячной) акции протеста. «Власти зря надеются, что мы устанем. Мы не уйдем до отставки президента, сколько бы не пришлось здесь стоять», - заявил ВК бывший госминистр по урегулированию конфликтов, известный общественный деятель, кинорежиссер и один из лидеров оппозиции Георгий Хаиндрава
Оргкомитет акции разбил на ступеньках здания парламента две палатки. В одной из них устроен пресс-центр с интернетом, установлено несколько компьютеров. В другой - медпункт. У палаток дежурят активисты оппозиции в красной униформе с надписью «мшвидобит» (прощай). Тем не менее Саакашвили прощаться не спешит.
Оппозиция всячески пытается продемонстрировать свои мирные устремления. В том числе и с этой целью недалеко от упомянутых палаток установлена маленькая молельня, где каждый участник акции может зажечь свечу. В свою очередь, власти утверждают, что не будут применять силу, если только оппозиционеры не попытаются ворваться в здание парламента. «В этом случае силовые структуры будут действовать так, как они и действуют во всех демократических странах» - сказал ВК один из руководителей правящей партии Единое национальное движение Рати Самкурашвили.
Судя по всему, идти на уступки никто не намерен. В этой связи примечательное заявление сделала бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили, которая ныне возглавляет оппозиционную партию «Путь Грузии»: «Я выросла в Париже. Там дети часто играли в гляделки - кто первый моргнет. Если у властей не выдержат нервы, и они попытаются разогнать митинг – это станет их последним решением».


КАМЕРА НОМЕР ПЯТЬ

Однако, учитывая уроки новейшей истории, политическое противостояние в Грузии нельзя назвать детской игрой. Уже несколько месяцев почти весь Тбилиси по ночам смотрит ток-шоу «Камера номер пять» известного певца и композитора Георгия Гачечиладзе со сценическим прозвищем «Уцноби» («Незнакомец»). Либерал до мозга костей, пользующийся огромной популярностью среди тбилисской элиты, особенно богемной молодежи, Гачечиладзе решил выразить протест режиму весьма экстравагантным способом. Он заперся в комнате площадью девять квадратных метров, которая обустроена как тюремная камера и заявил, что не выйдет на свободу до тех пор, пока президентом остается Саакашвили.
В «Камере номер пять» (в названии содержится намек на номер Михаила Саакашвили в избирательном бюллетене) ведущий принимает гостей – известных политиков и общественных деятелей, с которыми обсуждает ситуацию в стране. «Заключенный» считает, что президент «превратил Грузию в тюрьму» и должен уйти. А если не захочет уйти по-хорошему, то «президента должен заставить уйти народ».
С этим мнением согласно абсолютное большинство посетителей «камеры». Их разговоры с «заключенным» и рассуждения самого Гачечиладзе в одиночестве транслируются в прямом эфире тбилисской телекомпании «Маэстро» (покрывающей только столицу в дециметровом диапазоне), а также в интернете http://www.maestro.ge/sakani.php.
Огромная популярность ток-шоу вызвана не только политической напряженностью и ожиданием очередной революции, но и тем обстоятельством, что «тюремная романтика» с советских времен стала в Грузии определенной субкультурой, пустив корни даже в высокое искусство и политику.
Достаточно вспомнить, что вначале 1990-х судьбу Грузии вершил всесоюзно известный «вор в законе» и профессор искусствоведения Джаба Иоселиани, который провел в тюрьмах СССР в общей сложности 25 лет. Его бойцы из отряда «Мхедриони» свергли первого президента Звиада Гамсахурдиа в январе 1992 года и привели к власти Эдуарда Шеварднадзе. Покойный Иоселиани личность уникальная – выйдя из тюрьмы в 40 лет, он поступил в восьмой класс средней школы, затем окончил Тбилисский театральный институт, защитил сначала кандидатскую, затем докторскую - «Маски грузинского театра» - и был автором талантливых пьес, которые ставились на сцене театра имени Коте Марджанишвили. Именно Иоселиани стал прототипом героя романа Нодара Думбадзе «Белые флаги», который до сих пор вызывает неоднозначные суждения, поскольку многие критики обвинили автора в «героизации преступного мира». Правда, сам Думбадзе неоднократно говорил, что лишь отразил реальность и настроения части общества.
В одном из недавних интервью «Незнакомец» предрек, что с 9 апреля Тбилиси превратится в «мертвый город». Он имел в виду акцию гражданского неповиновения, когда закроются все магазины, кафе, предприятия - «ничего не будет работать до тех пор, пока президент не уйдет в отставку».
Эмоциональные слова Гачечиладзе вызвали бурную реакцию, поскольку напомнили тбилисцам об ужасной эпохе начала 1990-х, когда бойцы «Мхедриони» патрулировали Тбилиси, улицы были полны неубранных трупов, митинги расстреливали из автоматов, в городе неделями не подавалось электроэнергия, а за хлебом стояли километровые очереди.
Председатель тбилисской городской думы (Сакребуло), писатель Заал Самадашвили на специальном брифинге выразил возмущение этим высказыванием «Уцноби» и предупредил, что власти никому не позволят вернуть страну в «страшные девяностые». Тем не менее Георгий Гачечиладзе настаивает на своем и утверждает, что имел в виду лишь мирные, ненасильственные акции протеста – «отказ от сотрудничества с властями» и молчаливый протест.
Впрочем, большинство тбилисцев не верит, что в Грузии, с учетом местного темперамента, общественной культуры и традиций, политическое противостояние не выльется вместо «гандизма» и «толстовства» в очередное ужасное кровопролитие, Тбилиси действительно не превратится в «мертвый город», а страшные тени не выползут из прошлого.