Рубен Акопян: «Армянский народ достоин своих властей»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Глава парламентской фракции оппозиционной партии “Наследие” Рубен Акопян в интервью «Вестнику Кавказа» обрисовал перспективы президентских выборов в Армении, представив предвыборный расклад сил на политическом поле.

- “Наследие” вместе с Дашнакцутюн, “Процветающей Арменией” и Армянским национальным конгрессом проголосовала против принятого 5 декабря парламентом закона о госбюджете на 2013 год. Чем оппозиции не понравился основной финансовый документ страны?

- Тем, что представленный правительством проект бюджета не отражает реальной финансово-экономической ситуации в Армении. В условиях, когда уровень теневой экономики составляет 30%-60%, правительство заявляет, что средств на повышение минимальной зарплаты и зарплаты госслужащих у государства нет. Средства есть, но действующая власть не проявляет политической воли, чтобы если не искоренить, то хотя бы сократить теневую экономику.
Нынешний госбюджет не учитывает ошибок прошлого, и по этой причине содержит те же коррупционные риски, что и бюджет 2012 года. Правительство устанавливает приоритеты, но все они носят лишь формальный характер и очень далеки от реальности. К примеру, многострадальная сфера науки считается в Армении приоритетом, однако в условиях, когда научные деятели зарабатывают копейки, заниматься наукой стало неперспективно.
Бюджет на 2013 год как, впрочем, и все прежние никак не защищен от коррупции, присвоений и откатов. Разрабатывая проект госбюджета, правительство никоим образом не учитывало упущения, допущенные в бюджете текущего года. Для исправления ситуации члены нашей фракции представили правительству пакет предложений, включающий 74 пункта, который, конечно же, принят не был. Поэтому наша фракция голосовала против проекта госбюджета на 2013 год. 

- ППА также отказалась голосовать за принятие проекта госбюджета на будущий год, поддержав тем самым оппозиционные партии. Можно ли рассматривать этот шаг в рамках консультаций, проводимых “процветающими” с другими политическими силами Армении?

- Обобщающие результаты наших консультаций с ППА обязательно будут обсуждены в правлении нашей партии, а его решение будет представлено широкой общественности. В целом мы позитивно отнеслись к инициативе ППА, однако у части наших членов есть существенные оговорки и сомнения относительно искренности наших коллег из ППА. Существенно, что в политической программе “Процветающей Армении” по-прежнему нет пункта о смене системы власти в Армении или хотя бы переходе на 100-процентную пропорциональную систему выборов. Мы по-прежнему ожидаем, что подобные важные изменения в политическом курсе этой партии, претендующей на лидерство в оппозиции, должны были быть озвучены политсоветом или ее лидером. Когда подобные аксиомы нарушаются, это влияет на инициативу, делает ее менее убедительной. В этих условиях лично я считаю себя вправе сомневаться в искренности всех последних действий ППА. В партии Гагика Царукяна много говорится о необходимости проведения системных изменений, однако, уже выяснилось, что все эти разговоры преследовали исключительно одну цель - кресло премьера.
Между тем, системные изменения предполагают масштабные, кардинальные перемены, и когда оказывается, что утверждающая о необходимости таких перемен, организующая политические консультации сила всего лишь хочет увеличить свою долю властного пирога, мне как политику становится неловко.
Трудно сказать, чем кончатся эти консультации по вопросу перехода к парламентской системе правления, но я не вижу у ППА искреннего желания сменить власть, причем сменить качественно. Действия ППА, являющейся лишь “альтернативой” внутри власти, ничего позитивного не сулят. Политическая сила с такой траекторией не способна на радикальные перемены в политической системе. Тем не менее мне не хотелось бы думать, что все итоги политических консультаций “Процветающей Армении” с остальными партиями пойдут насмарку в результате каких-то закулисных договоренностей и сделок с властями. Такой сценарий вернет наше общество к разбитому корыту, в очередной раз не оправдав его надежды. 

- Помимо “Процветающей Армении” вы лично видите сегодня на политической арене Армении силу, способную консолидировать вокруг своего кандидата другие политические объединения?

- Одним из важнейших условий становления политического поля Армении должно стать умение партий консолидироваться вокруг конкретной идеи, а не силы. Хотя ППА утверждает, что в ходе консультаций вопрос имени кандидата в президенты не обсуждается, а обсуждается лишь вопрос перехода на парламентскую систему правления, ключевой темой этих обсуждений является консолидация вокруг конкретных личностей. Весь шум, поднятый в СМИ вокруг этих консультаций, искусственен. Это пустая трата времени, и на какие-либо ощутимые результаты обществу рассчитывать не приходится. Эти консультации на деле обусловлены политической конъюнктурой, а их цель сводится к извлечению определенных дивидендов в кампании, приуроченной к запланированным на 18 февраля президентским выборам.
Задолго до “Процветающей Армении” о необходимости перехода на пропорциональную систему выборов и парламентскую систему правления говорила наша партия и АРФ “Дашнакцутюн”, поднимая этот вопрос во всех возможных инстанциях. К сожалению, количество так и не превратилось в качество. И если республиканцы или те же “процветающие” в своих действиях по-прежнему руководствуются принципом “нас больше”, то они плохо представляют себе сегодняшние реалии.

- Каков ваш прогноз на предстоящие выборы президента Армении?

- Я не вижу людей, способных обострить предвыборную либо поствыборную ситуацию, как это было в марте 2008 года. Я также не ожидаю, что предстоящие президентские выборы будут более прозрачными и справедливыми, чем позорные выборы 2008 года. Конечно, время в некоторой степени накладывает отпечаток на качество политических процессов, в том числе и выборов, вне зависимости от желания и готовности властей к этим изменениям. Но ожидать радикальных изменений на президентских выборах в плане их качества и демократичности нереалистично. Этом мы в очередной раз уже убедились на прошедших в мае в Армении выборах в парламент. Нашему обществу и властям нужно осознать необходимость проведения нормальных выборов, без устрашения, шантажа, административного ресурса, взяток. Власть обязана сделать прорыв в этом направлении. 

- Это в ее интересах?

- Как ни парадоксально, но я вовсе не исключаю, что в результате таких выборов действующий президент Серж Саргсян может быть переизбран. Мы готовы его поздравить в случае его победы на прозрачных выборах. На протяжении последних 20 лет интересы власти всегда противопоставлялись интересам государства. Последствия этой ненормальной ситуации проявлялись практически на всех выборах, в результате чего интересы власти всегда перевешивали и одерживали победу над интересами общества и государства. Любая такая победа власти над государством и обществом приводит к общему для всех нас поражению. 

- Где искать выход из ситуации? Может быть, на примере латиноамериканских стран, успешно избавившихся от олигархического строя правления?

- Пока я не вижу в Армении сил, способных и имеющих потенциал для преломления этой ситуации. Армянский народ достоин своих властей. Основная часть протестно настроенной массы армянского общества эмигрировала. После трагических мартовских событий, этот стремительный отток населения унес с собой и людей, способных к борьбе. Сегодня в Армении сформировался вакуум противодействия властям, что проявляется в повсеместной общественной апатии, безразличию к судьбе страны. Определенные, пока еще слабые ростки сопротивления уже видны. Ситуация вокруг борьбы общества с властями за парк Маштоца стала центром и своеобразным символом борьбы с властным произволом. Власть, в конце концов, уступила, что стало общей победой государства и общества. К сожалению, пока это единичные случаи, которые не имеют решающего воздействия на общую обстановку. Пока что в Армении нет организованного гражданского общества, которое было бы способно бороться за свои права и довести борьбу до успешного конца.