Россия–НАТО: итоги года
Читать на сайте Вестник КавказаНа минувшей неделе в Брюсселе прошло заседание Совета Россия–НАТО на уровне министров иностранных дел, ставшее своего рода подведением итогов года во взаимодействии Москвы с альянсом. Существует договоренность о том, чтобы диалог велся при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, мнения по которым могут расходиться.
По словам постпреда России при НАТО Александра Грушко, «особое внимание было уделено положению в Афганистане. Исходящие из этой страны угрозы, терроризм, экстремизм, наркотрафик являются общими, от этого особенно страдают страны Центральной Азии и Россия, которые подвергаются массированному влиянию, как с точки зрения опасности прилива экстремизма на наши территории.
Второй вопрос, который также был связан с ситуацией в Афганистане – это судьба международных сил по содействию безопасности. Содействие между Россией и НАТО в транзитных делах осуществляется на основе резолюции Совета безопасности 1386. Мы призывали наших партнеров вместе подумать над тем, как мы будем взаимодействовать, на какой правовой основе после того, как международные силы по содействию безопасности уйдут из Афганистана в 2014 году. Необходимо, чтобы они отчитались перед Советом безопасности, а та новая миссия, которая будет разработана странами НАТО совместно с партнерами, также должна осуществляться в надежном правовом поле. Это в интересах самой НАТО и это в интересах продолжения сотрудничества между Россией и НАТО. Для этого необходимо создание очень плотных каналов взаимодействия и обмена информацией между РФ и странами НАТО. У нас есть специализированная группа по Афганистану в рамках Совета, но мы последовательно выступаем за то, чтобы Россия участвовала в так называемых заседаниях групп-поставщиков Международных сил содействия безопасности и продолжаем призывать наших партнеров к установлению системных связей между НАТО и ОДКБ. Это дало бы очевидную добавленную стоимость, как в плане укрепления стабильности в самом Афганистане, так и вокруг него.
Сейчас эффективно выполняется комплекс договоренностей о транзите грузов для нужд Международных сил содействия безопасности через территорию РФ. Растет число специалистов, которых мы готовим совместно со странами НАТО в целях борьбы с наркотической угрозы. Успешно функционирует целевой фонд для обслуживания вертолетной техники российского производства, имеющейся у иорданской армии.
Мы успешно сотрудничаем и в других областях. Прежде всего, это борьба с терроризмом, с пиратством, сотрудничество в поиске и спасании на море, тыловом обеспечении. Большие перспективы существуют для сотрудничества в военно-технической сфере. Мы совместно работаем по проблеме оружия нелетального действия. Договорились о том, чтобы объединить усилия в сфере утилизации излишков боеприпасов. Работаем над проблемой совместной экипировки военнослужащего, солдата будущего, по стандартизации и по очень многим другим направлениям, которые, может быть, находятся вне сферы публичного внимания, но тем не менее очень важны для сотрудничества в военной сфере, а главное, будут обеспечивать совместимость стандартов и возможность совместного участия в каких-то мероприятиях, а когда это необходимо, в совместных операциях.
Из антитеррористических проектов я бы также отметил реализацию проекта "Стандекс". Это один из флагманских проектов, который позволит существенно укрепить безопасность при проведении мероприятий с массовым скоплением людей. Неплохо развивается проект "Инициатива в воздушном пространстве", который позволяет нам с НАТО совместно выявлять террористические угрозы с воздуха, а именно - отслеживать, сопровождать, идентифицировать самолеты, которые не подчиняются командам с Земли и могут представлять угрозу.
Все это – реальный вклад в безопасность, и все это – реальный вклад в решение тех задач, которые были сформулированы на Лиссабонском саммите Совета Россия-НАТО в 2010 году. В Лиссабоне лидеры государств Совета Россия-НАТО договорились о том, чтобы провести всеобъемлющий анализ возможных рамок по сотрудничеству в сфере ПРО. Эта работа началась, но, к сожалению, зашла в тупик, и на сегодняшний день пока мы не видим перспектив выхода из него. С одной стороны, наши партнеры заявляют о готовности продолжать согласование этого документа. И что касается существа, их позиция не учитывает наши законные интересы безопасности и строится на внутренних решениях Совета НАТО, которые принимались без нашего участия. Если мы не преодолеем фундаментальные противоречия в наших позициях (а РФ выступает за то, чтобы эта работа велась на основе понимания четких критериев ненаправленности системы против российских сил сдерживания, а была направлена только на ракетные риски безопасности, которые могут появляться за пределами евроатлантического региона), продвинуться вперед будет невозможно.
Тем не менее окно возможности пока сохраняется, и мы будем совместно поработать в этом направлении. НАТО уже приняла решение по архитектуре натовской ЕвроПРО. В Чикаго было объявлено о первоначальной готовности системы НАТО. Если нам будут показывать уже принятые НАТО планы, то это путь, который не даст каких-то конкретных результатов. Проблема ПРО будет оставаться главной, я думаю, в повестке дня Совета Россия-НАТО. Если нам удастся договориться, это будет означать, что впервые после окончания холодной войны Россия и НАТО реально объединяют ресурсы в деле борьбы с общими угрозами и рисками. Если же нам не удастся договориться, это будет означать, что даже в сфере общих интересов существует разделительная линия, которая мешает нам реально сотрудничать по вопросам безопасности.
Мы не разделяем точку зрения, что НАТО не может делегировать России защиту собственных территорий, поскольку Россия не является частью системы, связанной с пятой статьей Вашингтонского договора. На наш взгляд, это противоречит принципу неделимости безопасности, который мы провозгласили во всех документах ОБСЕ и в том числе в документах Совета Россия-НАТО, начиная с основополагающего акта, который был подписан в Париже в 1997 году, и заканчивая Лиссабонским документом.
Еще один вопрос, который имеет принципиальное значение для контекста и содержания отношений России и НАТО, – это соблюдение норм международного права нашими партнерами. Эффективность действий международного сообщества напрямую зависит от того, насколько оно действует в рамках правового поля. Международное право является правовой основой для взаимодействия между Россией и НАТО. Это один из главных принципов нашего сотрудничества.
Также затрагивалась тема расширения НАТО. Мы считаем, что расширение НАТО не стирает разделительные линии, а только передвигает их географически и даже создает напряжение, регенерирует философию "прифронтовых" государств и будет ухудшать региональную стабильности и региональную безопасность.
Эти три проблемных вопроса будут иметь ключевое значение для будущего отношений России и НАТО, но тем не менее мы будем так же продолжать стремиться к сотрудничеству с НАТО в области общих интересов и добиваться конкретных результатов там, где наши интересы объективно совпадают».
Параллельно политическому плану сотрудничества Совета Россия–НАТО существует программы взаимодействия между военными. Они принимаются ежегодно в формате начальников Генштабов. В прошлом году была принята «дорожная карта» военного сотрудничества на 2012–2014 годы. «Там много мероприятий, которые направлены на реализацию конкретных проектов сотрудничества в сфере общих интересов, - говорит Грушко. - Я бы выделил военно-морскую сферу. Проведены были успешно учения по аварийному спасанию экипажа аварийных подводных лодок. Созданы все необходимые технические средства для того, чтобы оказывать содействие друг другу. Сегодня большое внимание также уделяется совместной операции в Аденском заливе по противодействию пиратству. РФ тесно взаимодействует со всеми группировками, которые там размещены, включая натовский «Океанский щит», операцию Евросоюза «Аталанта». Мы наращиваем усилия, чтобы сделать эти операции более эффективными. Военные рассматривают дополнительные сферы взаимодействия, как обеспечение топливом судов, системы связи, непрерывность наблюдения и обмена данными о ситуации в определенных морских районах, а также о воздушном патрулировании. Все эти элементы записаны в программе сотрудничества и будут реализовываться.
Россия осуждает очень жестко террористические акты и террористические вылазки. На заседании Совета упор был сделан на то, что может Совет Россия–НАТО предпринять для борьбы с терроризмом. Обсуждались конкретные проекты, связанные с созданием потенциала борьбы с террористической угрозой. Усилия по борьбе с терроризмом должны предприниматься на универсальных международных площадках, к которым, прежде всего, относится ООН.
Что касается размещения ЗРК «Патриот» в Турции, руководители НАТО в течение многих месяцев говорили о том, что Сирия – это не Ливия, и что альянс не видит для себя политической роли в сирийской ситуации. На сегодняшний день необходима не демонстрация военных мускулов и военные приготовления, а интенсификация усилий, направленная на то, чтобы побудить все стороны запустить политический процесс на основе Женевской платформы и добиться создания условий для политического урегулирования, поскольку никакого военного решения быть не может, решение может быть только политическим.
В районе границы происходили инциденты, минометные обстрелы. Для чего размещаются «Патриоты», которые не способны парировать эти угрозы? Эта система предназначена для борьбы с боевыми самолетами, имеет также противоракетный потенциал. Но, исходя из реальных сценариев, трудно предположить, чтобы Сирия была заинтересована в нагнетании напряженности на границе с Турцией.
Это первый шаг, который свидетельствует о том, что НАТО все-таки вовлекается в конфликт, и мы не исключаем, что в результате какого-либо инцидента или провокации эта вовлеченность будет только возрастать. На данном этапе все-таки основные усилия должны быть сосредоточены на поиске политического урегулирования. Что касается химического оружия, мы очень внимательно следим за ситуацией. Как только появляются какие-то сообщения о том, что химическое оружие куда-то передвигается, перемещается, мы сразу делаем запросы, и наши собеседники, представляющие правительство Сирии, однозначно заявляют о том, что никаких планов по применению химического оружия нет, что химическое находится под надежным контролем. За последнее время Совет безопасности сделал несколько сильных заявлений, осуждающих теракты, в том числе в Турции, и Россия всегда выступала инициатором осуждения террористических вылазок, независимо от того, кем они предпринимаются и от кого исходят.
Что касается Грузии, я уверен в том, что в НАТО должны понимать всю глубину негативных последствий для европейской безопасности, для региональной безопасности и для отношений Россия–НАТО. Очевидно, что политика вовлечения Грузии в НАТО сыграла свою роль в августе 2008 года. Нападение Грузии на российских миротворцев в Южной Осетии, на Южную Осетию, было во многом следствием того, что Брюссель оказывал поддержку режиму Саакашвили. Поэтому я думаю, что наши партнеры по Совету Россия–НАТО должны понимать, насколько серьезные последствия связаны с возможным решением по дальнейшим шагам по вовлечению Грузии в альянс».
По словам постпреда России при НАТО Александра Грушко, «особое внимание было уделено положению в Афганистане. Исходящие из этой страны угрозы, терроризм, экстремизм, наркотрафик являются общими, от этого особенно страдают страны Центральной Азии и Россия, которые подвергаются массированному влиянию, как с точки зрения опасности прилива экстремизма на наши территории.
Второй вопрос, который также был связан с ситуацией в Афганистане – это судьба международных сил по содействию безопасности. Содействие между Россией и НАТО в транзитных делах осуществляется на основе резолюции Совета безопасности 1386. Мы призывали наших партнеров вместе подумать над тем, как мы будем взаимодействовать, на какой правовой основе после того, как международные силы по содействию безопасности уйдут из Афганистана в 2014 году. Необходимо, чтобы они отчитались перед Советом безопасности, а та новая миссия, которая будет разработана странами НАТО совместно с партнерами, также должна осуществляться в надежном правовом поле. Это в интересах самой НАТО и это в интересах продолжения сотрудничества между Россией и НАТО. Для этого необходимо создание очень плотных каналов взаимодействия и обмена информацией между РФ и странами НАТО. У нас есть специализированная группа по Афганистану в рамках Совета, но мы последовательно выступаем за то, чтобы Россия участвовала в так называемых заседаниях групп-поставщиков Международных сил содействия безопасности и продолжаем призывать наших партнеров к установлению системных связей между НАТО и ОДКБ. Это дало бы очевидную добавленную стоимость, как в плане укрепления стабильности в самом Афганистане, так и вокруг него.
Сейчас эффективно выполняется комплекс договоренностей о транзите грузов для нужд Международных сил содействия безопасности через территорию РФ. Растет число специалистов, которых мы готовим совместно со странами НАТО в целях борьбы с наркотической угрозы. Успешно функционирует целевой фонд для обслуживания вертолетной техники российского производства, имеющейся у иорданской армии.
Мы успешно сотрудничаем и в других областях. Прежде всего, это борьба с терроризмом, с пиратством, сотрудничество в поиске и спасании на море, тыловом обеспечении. Большие перспективы существуют для сотрудничества в военно-технической сфере. Мы совместно работаем по проблеме оружия нелетального действия. Договорились о том, чтобы объединить усилия в сфере утилизации излишков боеприпасов. Работаем над проблемой совместной экипировки военнослужащего, солдата будущего, по стандартизации и по очень многим другим направлениям, которые, может быть, находятся вне сферы публичного внимания, но тем не менее очень важны для сотрудничества в военной сфере, а главное, будут обеспечивать совместимость стандартов и возможность совместного участия в каких-то мероприятиях, а когда это необходимо, в совместных операциях.
Из антитеррористических проектов я бы также отметил реализацию проекта "Стандекс". Это один из флагманских проектов, который позволит существенно укрепить безопасность при проведении мероприятий с массовым скоплением людей. Неплохо развивается проект "Инициатива в воздушном пространстве", который позволяет нам с НАТО совместно выявлять террористические угрозы с воздуха, а именно - отслеживать, сопровождать, идентифицировать самолеты, которые не подчиняются командам с Земли и могут представлять угрозу.
Все это – реальный вклад в безопасность, и все это – реальный вклад в решение тех задач, которые были сформулированы на Лиссабонском саммите Совета Россия-НАТО в 2010 году. В Лиссабоне лидеры государств Совета Россия-НАТО договорились о том, чтобы провести всеобъемлющий анализ возможных рамок по сотрудничеству в сфере ПРО. Эта работа началась, но, к сожалению, зашла в тупик, и на сегодняшний день пока мы не видим перспектив выхода из него. С одной стороны, наши партнеры заявляют о готовности продолжать согласование этого документа. И что касается существа, их позиция не учитывает наши законные интересы безопасности и строится на внутренних решениях Совета НАТО, которые принимались без нашего участия. Если мы не преодолеем фундаментальные противоречия в наших позициях (а РФ выступает за то, чтобы эта работа велась на основе понимания четких критериев ненаправленности системы против российских сил сдерживания, а была направлена только на ракетные риски безопасности, которые могут появляться за пределами евроатлантического региона), продвинуться вперед будет невозможно.
Тем не менее окно возможности пока сохраняется, и мы будем совместно поработать в этом направлении. НАТО уже приняла решение по архитектуре натовской ЕвроПРО. В Чикаго было объявлено о первоначальной готовности системы НАТО. Если нам будут показывать уже принятые НАТО планы, то это путь, который не даст каких-то конкретных результатов. Проблема ПРО будет оставаться главной, я думаю, в повестке дня Совета Россия-НАТО. Если нам удастся договориться, это будет означать, что впервые после окончания холодной войны Россия и НАТО реально объединяют ресурсы в деле борьбы с общими угрозами и рисками. Если же нам не удастся договориться, это будет означать, что даже в сфере общих интересов существует разделительная линия, которая мешает нам реально сотрудничать по вопросам безопасности.
Мы не разделяем точку зрения, что НАТО не может делегировать России защиту собственных территорий, поскольку Россия не является частью системы, связанной с пятой статьей Вашингтонского договора. На наш взгляд, это противоречит принципу неделимости безопасности, который мы провозгласили во всех документах ОБСЕ и в том числе в документах Совета Россия-НАТО, начиная с основополагающего акта, который был подписан в Париже в 1997 году, и заканчивая Лиссабонским документом.
Еще один вопрос, который имеет принципиальное значение для контекста и содержания отношений России и НАТО, – это соблюдение норм международного права нашими партнерами. Эффективность действий международного сообщества напрямую зависит от того, насколько оно действует в рамках правового поля. Международное право является правовой основой для взаимодействия между Россией и НАТО. Это один из главных принципов нашего сотрудничества.
Также затрагивалась тема расширения НАТО. Мы считаем, что расширение НАТО не стирает разделительные линии, а только передвигает их географически и даже создает напряжение, регенерирует философию "прифронтовых" государств и будет ухудшать региональную стабильности и региональную безопасность.
Эти три проблемных вопроса будут иметь ключевое значение для будущего отношений России и НАТО, но тем не менее мы будем так же продолжать стремиться к сотрудничеству с НАТО в области общих интересов и добиваться конкретных результатов там, где наши интересы объективно совпадают».
Параллельно политическому плану сотрудничества Совета Россия–НАТО существует программы взаимодействия между военными. Они принимаются ежегодно в формате начальников Генштабов. В прошлом году была принята «дорожная карта» военного сотрудничества на 2012–2014 годы. «Там много мероприятий, которые направлены на реализацию конкретных проектов сотрудничества в сфере общих интересов, - говорит Грушко. - Я бы выделил военно-морскую сферу. Проведены были успешно учения по аварийному спасанию экипажа аварийных подводных лодок. Созданы все необходимые технические средства для того, чтобы оказывать содействие друг другу. Сегодня большое внимание также уделяется совместной операции в Аденском заливе по противодействию пиратству. РФ тесно взаимодействует со всеми группировками, которые там размещены, включая натовский «Океанский щит», операцию Евросоюза «Аталанта». Мы наращиваем усилия, чтобы сделать эти операции более эффективными. Военные рассматривают дополнительные сферы взаимодействия, как обеспечение топливом судов, системы связи, непрерывность наблюдения и обмена данными о ситуации в определенных морских районах, а также о воздушном патрулировании. Все эти элементы записаны в программе сотрудничества и будут реализовываться.
Россия осуждает очень жестко террористические акты и террористические вылазки. На заседании Совета упор был сделан на то, что может Совет Россия–НАТО предпринять для борьбы с терроризмом. Обсуждались конкретные проекты, связанные с созданием потенциала борьбы с террористической угрозой. Усилия по борьбе с терроризмом должны предприниматься на универсальных международных площадках, к которым, прежде всего, относится ООН.
Что касается размещения ЗРК «Патриот» в Турции, руководители НАТО в течение многих месяцев говорили о том, что Сирия – это не Ливия, и что альянс не видит для себя политической роли в сирийской ситуации. На сегодняшний день необходима не демонстрация военных мускулов и военные приготовления, а интенсификация усилий, направленная на то, чтобы побудить все стороны запустить политический процесс на основе Женевской платформы и добиться создания условий для политического урегулирования, поскольку никакого военного решения быть не может, решение может быть только политическим.
В районе границы происходили инциденты, минометные обстрелы. Для чего размещаются «Патриоты», которые не способны парировать эти угрозы? Эта система предназначена для борьбы с боевыми самолетами, имеет также противоракетный потенциал. Но, исходя из реальных сценариев, трудно предположить, чтобы Сирия была заинтересована в нагнетании напряженности на границе с Турцией.
Это первый шаг, который свидетельствует о том, что НАТО все-таки вовлекается в конфликт, и мы не исключаем, что в результате какого-либо инцидента или провокации эта вовлеченность будет только возрастать. На данном этапе все-таки основные усилия должны быть сосредоточены на поиске политического урегулирования. Что касается химического оружия, мы очень внимательно следим за ситуацией. Как только появляются какие-то сообщения о том, что химическое оружие куда-то передвигается, перемещается, мы сразу делаем запросы, и наши собеседники, представляющие правительство Сирии, однозначно заявляют о том, что никаких планов по применению химического оружия нет, что химическое находится под надежным контролем. За последнее время Совет безопасности сделал несколько сильных заявлений, осуждающих теракты, в том числе в Турции, и Россия всегда выступала инициатором осуждения террористических вылазок, независимо от того, кем они предпринимаются и от кого исходят.
Что касается Грузии, я уверен в том, что в НАТО должны понимать всю глубину негативных последствий для европейской безопасности, для региональной безопасности и для отношений Россия–НАТО. Очевидно, что политика вовлечения Грузии в НАТО сыграла свою роль в августе 2008 года. Нападение Грузии на российских миротворцев в Южной Осетии, на Южную Осетию, было во многом следствием того, что Брюссель оказывал поддержку режиму Саакашвили. Поэтому я думаю, что наши партнеры по Совету Россия–НАТО должны понимать, насколько серьезные последствия связаны с возможным решением по дальнейшим шагам по вовлечению Грузии в альянс».