ГРУЗИЯ ПОКИДАЕТ СНГ БЕЗ СОЖАЛЕНИЯ И РАДОСТИ

Читать на сайте Вестник Кавказа
Завершились юридические процедуры по выходу Грузии из состава СНГ. Президент Саакашвили объявил о своем решении покинуть Содружество на многотысячном митинге 12 августа 2008 года, то есть в последний день войны вокруг Южной Осетии.

В МИД Грузии корреспонденту ВК сообщили: «Мы получили официальное уведомление из Минска, где размещен головной офис Содружества, о том, что с 18 августа Грузия прекращает членство в этой организации. Тем не менее наша страна остается участником ряда соглашений, которые не требуют членства в самой организации и регулируют транспортные, гуманитарные и визовые вопросы с другими странами СНГ».

ДОБРОВОЛЬНО-НАСИЛЬСТВЕННОЕ ЧЛЕНСТВО

Грузия вошла в состав СНГ позже всех других его членов. 21 декабря 1991 года, когда в Алма-Ате было окончательно оформлено создание СНГ, в Тбилиси уже шла гражданская война. Президент Гамсахурдиа и его кабинет министров держали оборону в доме правительства - им было не до Содружества и интеграционных проектов. Представитель Грузии Немо Бурчуладзе присутствовал в Алма–Ате, но не подписывал никаких документов.

В сентябре 1993 года, к концу войны в Абхазии, в самый разгар битвы за Сухуми, спикер грузинского парламента Вахтанг Гогуадзе заявил было о возможности вступления в СНГ «чтобы спасти грузинскую Абхазию», но Эдуард Шеварднадзе, находившийся в столице Абхазии, отверг такую возможность гневной отповедью. Он сослался на полное неприятие идеи грузинскими политическими страны и способность своей армии отстоять Сухуми.

Однако уже после того, как грузинские войска были полностью выдавлены из Абхазии, а Шеварднадзе, чудом избежал смерти, все-таки сделал заявление о вступлении в СНГ, обосновав этот шаг фразой, произнесенной с нарочито печальным лицом: «Сейчас у нас просто нет другого выхода, - мы вынуждены вступить в это содружество».

В тот момент сторонники экс-президента Звиада Гамсахурдиа (свергнутого сторонниками Шеварднадзе в январе 1992 года), развернули успешное наступление по всему фронту на западе страны, с общим курсом на Тбилиси. Шеварднадзе и его соратникам ничего не оставалось, как обратится за военной помощью к Москве, а для получения таковой вступление в СНГ считалось необходимым условием.

После подписания Шеварднадзе декларации о вступлении в Содружество, российские танки заняли ключевые позиции у западногрузинского города Кутаиси, а десант Черноморского флота высадился в Поти. Благодаря этому Шеварднадзе одержал победу в гражданской войне и объявил: «Как бы нас не обвиняла оппозиция в измене родине, вступление в СНГ спасло грузинскую демократию от темных сил сторонников Гамсахурдиа».

КРАТКОВРЕМЕННЫЙ ПРАГМАТИЗМ

Парламент Грузии ратифицировал устав СНГ лишь 1 марта 1994 года. Причем все парламентские фракции (кроме партии Шеварднадзе) были категорически против. В зале заседаний несколько раз происходили массовые драки. Но, в конце концов, на табло все-таки возникли заветные цифры.

Впрочем, Шеварднадзе никогда не скрывал, что вступив в СНГ, рассчитывает использовать ресурсы организации для решения главной проблемы - восстановления территориальной целостности и возвращения Абхазии и Южной Осетии в лоно грузинской государственности. Но по мере того как грузинские власти (и политическая элита в целом) убеждались в бесперспективности решения территориальных проблем в рамках СНГ, все громче звучали голоса, в том числе в окружении Шеварднадзе, о необходимости выхода из Содружества. Последнее в Тбилиси традиционно рассматривали как «геополитический инструмент Москвы), и участие в СНГ мешало продвижению в сторону ЕС и НАТО.

Особенно остро вопрос о выходе из СНГ встал с 2006 года, когда Россия ввела против Грузии экономические санкции после истории с арестом и высылкой российских офицеров, Обвиненных в шпионаже. С точки зрения грузинских властей, пребывание страны в СНГ потеряло всякий смысл, поскольку Москва не только ввела с 2000 года визовый режим, но еще и запретила импорт практически всех грузинских товаров (вина, боржоми, цитрусовых…) и прекратила транспортное и почтовое сообщение. Но в 2006 году решение о выходе из СНГ принято не было - против него выступил государственный министр по экономической и структурной реформе, известный бизнесмен, Каха Бендукидзе. Он уверял, что «СНГ - не только Россия, но и Украина, Казахстан, многие другие государства. До тех пор, пока с ними не заключены двусторонние договоры об избегании двойного налогообложения и безвизовом режиме, выход из СНГ может нанести вред бизнесу и простым гражданам».

К 2008 году, когда грянула война вокруг Южной Осетии и Грузия вышла из СНГ, такие двусторонние договоры уже были заключены с большинством государств. Как заявил ВК рассказал вице-спикер парламента Михаил Мачавариани: «Россия сама разрушила СНГ своей политикой. У нее напряженные отношения не только с Грузией, но и со многими другими государствами Содружества – Украиной, Белоруссией. Что касается наших двусторонних отношений с дружественными странами СНГ, мы провели за два года огромную работу и уже достигли договоренностей о безвизовом режиме и свободной торговле с нашими истинными партерами. Поэтому выход из СНГ никак не скажется ни на бизнесе, ни на простых гражданах».

Один из лидеров парламентской оппозиции, Джонди Багатурия, в беседе с ВК был более осторожен: «Членство в СНГ не давало Грузии больших преимуществ, но позволяло сохранять площадку для диалога и конструктивных отношений с Россией». Тем не менее господин Багатурия не готов выступать против решения о выходе из СНГ. По всей видимости, с учетом общего тренда и настроения грузинского политического класса.


ЕДИНОДУШИЕ

Если оппозиция в чем-то и упрекает Михаила Саакашвили и правящую партию, то лишь в том, что они не приняли решение о выходе из СНГ еще раньше. «Это похоже на размахивание кулаками после драки», - заявил ВК лидер «Новых Правых» и бывший кандидат в президенты, Давид Гамкрелидзе - Надо было гораздо раньше принимать такое решение, а не после войны или на фоне российской агрессии».

Что касается простых граждан, то особого интереса или беспокойства по поводу выхода из СНГ у них нет по той простой причине, что никаких изменений в их жизни не предвидится. «Для большинства грузин СНГ – прежде всего Россия. И если членство в СНГ уже давно им не давало возможности без визы ехать в Москву или торговать в России традиционными товарами, то и выход воспринимается вполне равнодушно - как давно известный и уже сверившийся акт, который ничего в их жизни уже не изменит ни в лучшую, ни в худшую сторону», - сказал в интервью ВК независимый эксперт Мамука Лежава. – Если бы визовый режим и запрет на торговлю с Россией стал бы прямым следствием выхода из СНГ, простые люди наверняка задали бы вопросы правительству. Содружество для граждан Грузии потеряло всякий смысл и ценность, когда Россия ввела все упомянутые ограничения».
Фото www.aif.ru