Мусульмане СНГ консолидируются

Читать на сайте Вестник Кавказа
В Москве завершился VIII мусульманский форум "Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения и цели". На нем с фактически программной речью выступил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

«Мировое мусульманское сообщество, умма сегодня подвергается серьезным испытаниям. Во всех концах света, от Мьянмы, Кашмира до Магриба и европейских государств мы видим, как нашу веру, нашу стойкость на пути к довольству Аллаха подвергают испытаниям. Нынешний год ознаменовался всплеском насилия на Ближнем Востоке и постсоветском пространстве – в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане. Еще не зажили раны прошлой трагедии, в Кыргызстане. Наш дом также не обошла беда: из-за террористических актов погибли наши братья – Валиулла хазрат Якупов и Саид Афанди Чиркейский. Если убийства имамов в Дагестане стали страшной повседневностью, то теракт в столице моего родного Татарстана был потрясением не только для всех мусульман, но и для представителей других конфессий нашей страны, миллионов россиян. Мы все лучше понимаем, что никто из нас не застрахован, никто не обладает абсолютным иммунитетом от террористов. Наши братья из стран Средней Азии также не понаслышке знают, каково стоять лицом к лицу с экстремистами. Некоторые предпочитают в таких условиях самоустраниться в надежде на то, что экстремистов попросту не существует, либо они где-то далеко и до них не доберутся.
Параллельно видны попытки использования сложившейся ситуации в политических целях: навешиваются ярлыки, звучат призывы к наказанию всех подряд без суда и следствия. Но мы не должны прятать голову в песок и тем более выискивать экстремистов среди своих оппонентов. Духовные управления и религиозные деятели не вправе подменять органы государственной власти, брать на себя функции обвинения, суда и следствия. Наоборот, мы должны объяснять нашим братьям и сестрам – мусульманам, что только строгое соблюдение законов государства может обеспечить их права. Мы защищаем права на свободу вероисповедания, гражданское равноправие, сохранение наших культур и языков, но только строго в рамках законодательства наших стран. Мы не собираемся прельщаться миражами халифата или эмирата, а будем добиваться реализации наших реальных прав в качестве граждан наших реальных государств. Именно эти принципы лежат в основе курса, провозглашенного руководством наших стран, на восстановление исторически единого евразийского пространства.
Развитие уммы не может ограничиваться пределами одного государства. В настоящее время в политическом, экономическом, правовом плане идет формирование контуров будущего Евразийского союза. Это происходит благодаря нашим политическим лидерам, главам наших государств. Сегодня мы, умма Содружества независимых государств, делаем только первые шаги в этом направлении, в то время как мусульмане должны внести свой весомый вклад в консолидацию религиозного, образовательного, культурного, медийного пространства будущего Союза.
Почему же наши духовные связи не столь крепки, как ранее? Ведь свято место пусто не бывает. Его пытаются занять силы, не заинтересованные в нашей консолидации. Цель этих людей – уничтожение нашей веры, традиции и культуры наших предков. Глубоко символично, что наш сегодняшний форум проходит в те дни, когда, согласно исторической памяти наших предков, несколько десятилетий назад начался коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Тогда наши великие муфтии, Абдурахман Расули и Ишан Бабахан, объявили джихад – священную войну – нацизму и призвали мусульман к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Наши деды и отцы ради успеха в той войне не делились по нации, по религии. У каждого из них имелись свои родовые и духовные корни, но объединяющими началами были общая Родина и общая священная война, желание священно защищать свою страну и освободить мир от фашистско-немецкой чумы. Вот почему они стали настоящими воинами. Они пали на поле битвы истинными шахидами. Как сказал пророк Мухаммад: «Любовь к своей родине – от веры твоей». Именно поэтому в память о нашем цивилизационном единстве, об общих победах и общих героях-шахидах, мусульмане СНГ призваны стать хорошим подспорьем в деле восстановления исторической справедливости.
Исламская община СНГ делает лишь первые шаги в этом направлении. Считаю, что в нынешних условиях мы должны предпринимать конкретные шаги. Во-первых, ислам – не национальная, а мировая религия, поэтому в своих мечетях и учебных заведениях мы, как это делали и наши предки, радушно будем принимать братские народы, передавать им традиции ханафитского мазхаба и бухарской школы подготовки имамов-богословов, где обучались представители различных национальностей и направлений ислама. Во-вторых, будем поддерживать всестороннюю интеграцию на евразийском пространстве, поскольку эффективное сотрудничество необходимо не только на форуме органов власти, но и среди граждан. В-третьих, уважая суверенитет наших государств, мы сохраним наш ежегодный мусульманский форум в качестве общей площадки для обмена мнениями. В этой связи интеграция в рамках евразийского пространства кажется не только политическим проектом.
Перед нами долгий путь к построению стабильной и единой уммы евразийского пространства. Мы должны понимать, что сегодня важнейшим институтом для нас с вами является Духовное управление мусульман, и его как институт необходимо укреплять и развивать. В мечетях должны служить имамы, способные грамотно говорить о Священном Коране и о повседневных событиях, объясняя верующим, как себя вести с точки зрения традиций ислама, и это требование соответствует призыву Всевышнего Аллаха: «И чтобы среди вас была такая община, которая призывает к хорошему, к лучшему, к добру, и остерегает от порицаемого, плохого». Стержнем нашей жизни должна стать проповедническая деятельность, независимо от того, в какой форме она ведется – в мечети, в печатных СМИ, в живом общении или в сети Интернет. Мусульманская община должна иметь такие ресурсы, чтобы не стоять с протянутой рукой, а самой реализовывать те проекты, которые необходимы для ее развития. Становление стабильной мусульманской общины немыслимо без высокоразвитой системы религиозного образования, которая будет способна составить конкуренцию лучшим мировым центрам исламского богословия и образования. Борьба за души молодых мусульман, сбившихся с пути, - это не проблема правоохранительных органов. Это дело чести для каждого честного мусульманина и для каждого имама. Реализовав указанные направления, мы сможем сохранить и возродить нашу традицию, наши мечети, нашу умму. Будущее мусульман на просторах Евразии – в современной работе, совместном процветании и совместном недопущении проникновения радикальных и экстремистских идей в ряды мусульман. Масштабы процессов, которые сегодня происходят на планете, требуют от нас понимания беспрецедентного уровня собственной ответственности и собственного места в этом мире. Сильными и процветающими мы можем быть только вместе».

Директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин напомнил, что «болезненную реакцию со стороны населения мусульманского мира вызывает агрессивный секуляризм и исламофобия. Особенно пагубны попытки навязать цивилизационные ценности военным путем. Несмотря на усилия мирового сообщества, в которых активную роль играет и наша страна, продолжается оккупация Палестины и ползучая аннексия палестинских земель. В то же время в немусульманском мире, как, впрочем, и среди самих мусульман, рассматривают в качестве одной из главных угроз безопасности деятельность экстремистских и террористических группировок, самовольно и незаконно присваивающих себе право выступать от имени ислама.
Означает ли это, что прогноз о конфликте цивилизаций сбывается? Оснований так считать пока нет, но сегодня мир оказался перед лицом целого ряда новых рисков и вызовов как глобального, так и регионального и национального порядка. Глобальный экономический кризис больно ударил как по развивающимся, так и по развитым странам. Потерпели крах государства, которые еще недавно были донорами для программ развития в странах Азии и Африки. Потрясением для всего мусульманского, да и не только мусульманского, мира явились события «арабской весны», в ходе которой ярко проявилось стремление народа к свободе и справедливости. Этому стремлению нельзя не симпатизировать. Тот факт, что в целом ряде государств впервые имели место свободные выборы, безусловно, является важным изъявлением воли народа. Однако прямая интервенция в отдельных странах, социально-политическая инженерия со стороны ряда иностранных держав лишь способствовали воцарению хаоса. Расползание оружия после гражданской войны в Ливии и усиление окопавшихся там элементов «Аль-Каиды» позволили экстремистам захватить контроль над севером, уничтожая там памятники всемирного культурного наследия, как уже бывало в истории. Вызывает беспокойство как обострение межконфессиональных отношений, так и нарастание внутриконфессионального противостояния. В результате целый ряд государств стали покидать веками жившие там христиане – так, к сожалению, произошло в Ираке.
Весь мир заговорил о шиитско-суннитском конфликте, хотя еще недавно за пределами мусульманского мира люди не очень разбирались в разнице между направлениями в исламе и различными толками ислама. Стали говорить о «суннитской оси», о «шиитской оси» и т. д. К сожалению, все эти разговоры, особенно когда они ведутся людьми, не понимающими, о чем они говорят, приносят только вред и самим мусульманам, и их престижу за рубежом. В Египте и в Тунисе, как известно, на выборах победили исламистские партии, позиции которых также усилились и в других странах. Однако разобщенность и соперничество различных направлений в исламе подрывает надежду народа на лучшее будущее. Трагедия Сирии, в которой жертвами начинающейся гражданской войны стало множество ее граждан, разрушается экономика этой прекрасной страны, касается всех нас. Думаю, что позиция нашей страны в отношении этого кризиса безупречна со всех сторон. Она основана на уважении права народа самому решать свою судьбу, уважении международного права, недопущении внешнего вмешательства, необходимости прекращения насилия и начала инклюзивного диалога, в котором участвовали бы все силы, за каждой из которых стоит определенный сегмент общества.
Все эти события не могут не затрагивать мусульманскую умму России и других государств СНГ, и уже ощущается тяжелое дыхание радикалов, которые хотели бы вовлечь наши мусульманские общины в братоубийственное противостояние. В этом весь трагизм ситуации и суть угрозы – угрозы, которую, особенно для государств Центральной Азии, несет и продолжающаяся нестабильность в Афганистане, которая может усугубиться с уходом оттуда войск коалиции, не говоря уж о таком общем для нас бедствии как наркотрафик.
В этих условиях, с учетом нашей общей исторической памяти, общего цивилизационного наследия и перспективы создания Евразийского союза, где одной из основ может явиться единое религиозно-цивилизационное пространство, необходимо консолидировать усилия всех мусульман СНГ в интересах гармоничного развития, сохранения и упрочения традиционных ценностей нашего исламского наследия, которые долгие века обеспечивали сосуществование и сотрудничество всех конфессий и национальностей. Именно эти ценности способны избавить нас от бед, которые несут с собой радикализм, нетерпимость, апология насилия и исключительности и враждебность к религии. Для противостояния угрозам, которые несет осложнившаяся обстановка в некоторых частях мусульманского мира, важно развитие исламского образования, в котором, думается, обязательно присутствовал бы общеобразовательный компонент, где акцент делался бы на следовании лучшим образцам национального исламского наследия. Великие татарские, центральноазиатские, азербайджанские, северокавказские алимы создали сокровищницу мысли, на которой могут поучиться и за рубежами нашего цивилизационного пространства.
В сложившихся условиях, с одной стороны, России предстоит выстраивать отношения с новыми силами, пришедшими к власти в странах, где произошли перевороты, в том числе исламистами. С другой стороны, необходимо уберечь российское мусульманское сообщество от влияния инородных для него концепций, а также от втягивания в чужие медийно-политические войны, угрожающие не только гармоничному сосуществованию конфессиональных и этнических групп в нашей стране, не только нашей общей безопасности, но и самому благополучному существованию мусульманской уммы. Это задача, которую предстоит решать и государству, представляющему интересы всех групп населения страны, и самим мусульманам.
Необходимо уделять внимание запросам и нуждам мусульманского населения нашей страны, обеспечивая ему комфортное существование, а также отражению посягательств извне на его самобытность и культурную самостоятельность. Обладая богатейшим культурно-религиозным просветительским наследием, гораздо более привлекательным для современного человека, чем многие транспортируемые из цивилизационно чуждых нам стран идеи, мусульманское сообщество России само могло бы оказывать влияние на исламское сообщество».