Правозащитники разбились на группы
Читать на сайте Вестник КавказаВ президентском Совете по правам человека (СПЧ) продолжают проявляться внутренние разногласия. Член СПЧ Максим Шевченко рассказал «Известиям», что решил создать собственную рабочую группу по Кавказу, пояснив, что он и выбранный на последнем заседании совета главой группы по Кавказу Александр Мукомолов по-разному смотрят на проблему Чечни. Сам Мукомолов выразил мнение, что Шевченко просто захлестнули эмоции, и никакого конфликта и раскола в СПЧ нет. Если в необходимости создания альтернативной «кавказской группы», действительно могут быть сомнения, то о вероятной неэффективности самого СПЧ говорят уже многие. В частности, бывший член СПЧ Эмиль Паин заявил, что конфликты в нем неизбежны, потому что новая структура органа делает его нерабочей и декоративной организацией: «Он сейчас является украшением, «елочной игрушкой». А его нынешняя конструкция добавляет ему неработоспособности. 63 человека, набранных так, что существуют взаимоисключающие группы, делают перспективу договоренности невозможной. Рабочие группы различаются по интересам и конкурируют по тематике, некоторые из них занимаются одним и тем же, но с разных позиций. В итоге получается известная история про пауков в банке».
В Совете появились новые рабочие группы - по трудовым правам и социальному партнерству, по правам человека за рубежом, по миграционной политике и гражданскому участию в сфере межнациональных отношений, рабочая группа по свободе информации и правам журналистов. По словам главы СПЧ Михаила Федотова, «сохранилась рабочая группа по делу Сергея Магнитского, но теперь она будет называться немножко иначе – «по делу Сергея Магнитского и другим прецедентным делам». Для нас дело Сергея Магнитского важно, потому что оно создало прецедент, на основании которого были внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство, и расширены были гарантии прав человека, который находится в СИЗО и страдает тяжелыми болезнями».
Глава рабочей группы по делу Магнитского и другим прецедентным делам Мара Полякова рассказала, что группа «была создана еще в пору президентства Медведева, и возглавляла ее Людмила Михайловна Алексеева. Хотя она из состава Совета вышла, она готова продолжать деятельность в качестве эксперта в составе Совета при Президенте. И часть группы, которая вышла ранее из Совета, это Лена Панфилова, и другие, тоже готовы участвовать в работе этой группы в качестве экспертов. Появились новые члены Совета, которые были экспертами по этой группе – они, видимо, тоже будут участвовать в этой работе. Нас нередко упрекали ранее в том, что мы занимаемся только одним или только двумя делами. На самом деле мы и тогда уже по факту занимались очень многими делами. Мы работаем со всеми правозащитными организациями России, со всеми аппаратами уполномоченных по правам человека России, и к нам поступали в Совет кричащие дела о таких серьезных нарушениях, которые не могли оставаться без внимания, в том числе на уровне президента. Это тоже поможет выявить проблемы в судебной системе, в правоохранительных органах, в СИЗО, вплоть до медицинских проблем, которые возникают в этой ситуации. Мы будем готовить предложения президенту, в том числе по изменениям, которые должны последовать в судебной деятельности, в законе о статусе судей, о кадровых проблемах. Экспертизы работы по прецедентным делам помогают очень в развитии законотворчества».
Рабочую группу по развитию НКО возглавила директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. По ее словам, «некоммерческие организации у нас очень часто становятся центром внимания. Много всего происходит и со стороны власти, и со стороны общества, создано довольно много площадок, которые так или иначе связаны с развитием НКО. Уникальность группы по развитию НКО в нашем Совете в том, что она должна заниматься защитой НКО. Нам придется достаточно много внимания уделять именно этой теме. В день вступления в силу закона об НКО – иностранных агентах, к сожалению, было сразу несколько хулиганских выходок, вылазок в отношении вполне авторитетных, давно работающих НКО, таких, как «Мемориал», Transparency и нескольких других».
Руководитель правозащитной организации "Восход" Евгений Бобров, возглавивший группу по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений, считает основной целью своей деятельности «упрощение миграционного законодательства в сфере гражданства, легализации наших бывших соотечественников и трудовой миграции. Также будем защищать права мигрантов и за пределами России, наших бывших соотечественников. У нас 12 числа президент подписал поправки в закон о гражданстве, и теперь появилась новая категория людей – граждане РФ, незаконно документированные паспортами граждан РФ. Это все было бы очень смешно, если бы таких людей не было 70 тыс., по официальным данным. О чем идет речь? 10 лет назад были какие-то несоответствия в процедурах, и люди получали паспорта, не попадая в списки МВД, МИД, а теперь и ФМС как получившие российское гражданство. Теперь ФМС считает эти списки критерием, тех, кого в них нет, объявляет иностранцем и предлагает повторно проходить процедуру приобретения российского гражданства, при этом, для начала получив разрешение на временное проживание, вид на жительство, пять лет с ним прожить и получить российский паспорт, а нынешний паспорт сдать. Куда это годится? По закону получается, что, если гражданин России от своего российского гражданства, приобретенного по рождению, не отказывался – либо проживал в России на 1992 год, либо приобрел по иным основаниям, то он этого гражданства не утратил, какой бы паспорт на руках он сейчас ни имел. Вместо того чтобы просто оставить этих людей в покое (учитывая, что прошел уже и пятилетний срок отмены решения о принятии в гражданство, если оно было незаконным, срок исковой давности трехлетний по обращению через суд о признании этих действий незаконными и даже срок давности привлечения к уголовной ответственности начальника паспортной службы, по мнению государства, незаконно выдавшего паспорт) этих людей зачем-то объявляют нелегалами и вынуждают повторно легализовываться. Это наиболее очевидный пример, которым придется заниматься. А вообще я считаю, что давным-давно надо прекращать практику приобретения регистрации, гражданства и прочих правоустанавливающих документов через метро, через объявления в прессе. Чтобы такого позорища не было, надо, чтобы миграционная политика была ясная, предсказуемая, чтобы у нас не было нелегалов – ни невольных, ни каких-то других».