Облачный столп над Газой
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня может быть подписано оглашение о прекращении огня в секторе Газа - ХАМАС и Израиль пообещают друг другу полностью прекратить боевые действия. Гарантом соглашения выступил президент Египта Мухаммед Мурси. На роль посредника также претендует Турция. Сегодня должен состояться визит главы турецкого МИДа Ахмета Давутоглу в Газу. На фоне появившихся в Израиле публикаций о том, что Турция может сыграть позитивную роль в деле урегулирования кризиса вокруг сектора Газы, бывший посол Израиля в Турции, потомок выходцев из этой страны Габи Леви заявил: «Нам ни в коем случае не следует полагаться на Турцию как посредника в деле достижения прекращения ракетных обстрелов из Газы. Все заявления Турции о своей готовности посредничать и добиться перемирия – не более чем очередной пропагандистский трюк». По словам Леви, сектор Газа интересует Турцию лишь постольку, поскольку муссирование этой темы помогает ей утвердиться в роли нового лидера исламского мира. "Следует понять, что нормализация отношений с Турцией, пока у власти в ней стоит нынешнее руководство, одержимое имперскими планами, к сожалению, невозможно. Согласие на роль Анкары как посредника в нашем конфликте с ХАМАСом, не только не даст никаких позитивных результатов, но и может сильно повредить Израилю и принести дополнительные очки Турции в ее пропагандистской кампании. Иное дело – Египет. Президент Мурси, вопреки опасениям многих, проявивший себя как умный и рациональный политик, похоже, и в самом деле заинтересован в нормализации ситуации и делает для этого все, что может", - считает Леви.
Комментируя слова бывшего посла Израиля в Турции, доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил заявил "Вестнику Кавказа", что Турцию, конечно, нельзя сравнивать с Египтом, поскольку влияние Анкары в регионе гораздо сильнее, чем Каира. "Позиция Турции четкая и принципиальная, не предусматривающая каких-либо уступок Израилю. Израильские власти, проводя жесткую политику "ястребов", также бескомпромиссны в движении на улучшение отношений с Турцией. Хотя, на мой взгляд, эти два государства нуждаются друг в друге в этом регионе и самое лучшее – это налаживание сотрудничества между Турцией и Израилем. Руководство двух государств должно найти в себе силы, чтобы сделать шаги навстречу друг другу. Но пока такого движения не видно. Турция стоит на своей позиции того, что желает получить извинения от Израиля за инцидент с судном "Мави Мармара", когда были убиты турецкие граждане. Также в условиях Анкары значится снятие блокады Сектора Газа, что не соответствует интересам Израиля. К тому же общественность Турции очень недовольна конфликтом в палестинском анклаве и действиями Израиля в этом регионе. Часть политического спектра требует улучшений отношений с Тель-Авивом. И необходимо понимать, что турецкое руководство обязано учитывать общественное мнение", - отметил Тогрул Исмаил.
По его словам, в Турции понимают, что Израиль отвечает на действия палестинцев, которые запускают ракеты по израильской территории, но удары, которые наносятся израильтянами по Газе, не пропорциональны и приносят жертвы среди мирного населения, считает турецкий политолог. "Бороться с террористами очень сложно и Турция сама сталкивается с угрозой терроризма со стороны курдских боевиков, имеет свой опыт такой войны. Необходимо определять тонкую грань ответа на террористическую угрозу. Израиль же всегда жесток в своей реакции и последняя акция в Газе тому подтверждение".
В свою очередь посол Израиля в России Дорит Голендер на вчерашней пресс-конференции в Москве категорически отвергла заявления о непропорциональном использовании силы со стороны Израиля в ходе военной операции "Облачный столп" в секторе Газа: «Цели операции, начавшейся 14 ноября, четко определены. Операция направлена на уничтожение баз террористов. Она предназначена уничтожить те пусковые установки, которые существуют в Газе. Она никоим образом не направлена против гражданского населения. Израиль делает все возможное для того, чтобы гражданское население как можно меньше пострадало в этой операции. Более 20 тыс. телефонных разговоров было сделано для того, чтобы предупредить население не находиться в местах, близких к запуску ракет и к складам боеприпасов. Были выпущены листовки.
С палестинской стороны мы видим картину совершенно другую - как живой щит используются дети. Боевики укрываются в школах, больницах, детских садах, и, конечно, это затрудняет некоторые операции против террористов и тех мест, где находятся пусковые установки.
На протяжении 11 лет израильское население юга находилось под постоянным минометным и ракетным обстрелом. Целое поколение детей сидело в бомбоубежищах и ждало сирен. Это травма, которую трудно излечить. Но Израиль разработал очень основательную систему охраны тыла, и, наверное, тот, кто следит за событиями, смотрит кадры, видит, как все организовано, и люди стремительно укрываются. Тем не менее не обходится без жертв. С израильской стороны сегодня тяжело ранен один человек после прямого попадания ракеты. За время операции было убито четыре человека, и немалое количество раненых, среди которых тяжелые раненые. Разговоры о нормализации, о переговорах по прекращению огня ведутся последние 48 часов. В этом принимает активное участие и президент Египта самолично. Сегодня в Газу прилетают министр иностранных дел и министр здравоохранения Марокко, там были и другие представители.
Мы хотим меньше жертв, но чтобы наступило спокойствие, необходимо немедленное прекращение обстрела Израиля. За последнюю ночь были выпущены десятки ракет по Израилю. Израиль, со своей стороны, провел несколько операций по точечному уничтожению анклавов террористов.
Мы не говорим о том, что возможно уничтожить ХАМАС полностью. Мы знаем только, что при помощи Ирана, Ливии и других стран ракеты, которые поступают постоянно туда, являются угрозой Израилю. Израиль не мог бы вести позицию сдерживания. Мы в 2005 году оставили Газу, надеялись, что там будет развиваться инфраструктура, что они будут оздоравливать свою экономику. Но все ресурсы идут только на борьбу с Израилем.
ХАМАС до сих пор не признает государство Израиль и не выполняет обязательств, данных «квартету». Вопрос о том, чтобы сесть за стол мирных переговоров, за последние годы не решился. Тем не менее Израиль считает, что наличие «квартета» очень важно, и мы увидим в дальнейшем его работу.
До сих пор нет согласия между ХАМАС и партией Абу Мазена (главы Палестинской национальной администрации Махмуда аббаса, - прим.ред.). Абу Мазен потерял власть уже давно. Абу Мазен уже давно считается номинальным лидером, и вся власть находится в руках у ХАМАС. ХАМАС очень воинственно настроен, хочет стереть Израиль вообще с лица земли. И поэтому работа «квартета» по ХАМАС никак не вписывается в ситуацию. Россия призывает обе стороны прекратить свои действия и обсуждать эти вопросы.
Решение о наземной операции еще не принято, но Израиль уже готов к ней. Мы не хотим возвращаться в Газу, у нас нет никакого намерения там находиться. Но, если это будет необходимо, Израиль предпримет все шаги, чтобы оградить мирных жителей Израиля от ракетных и минометных обстрелов».