Первый в мире мюзикл-детектив
Читать на сайте Вестник Кавказа20 и 21 ноября в московском Театральном центре пройдет премьера детективного мюзикла «Мышеловка», созданного композитором Александром Журбиным по одноименной пьесе Агаты Кристи. Главные роли исполнят Алексей Гоман, Влад Топалов, Ирина Линдт и Анна Большова.
«Этот проект по многим параметрам необычный, - утверждает Александр Журбин. - Необычность его, во-первых, заключается в том, что он написан 10 лет назад, это не новое произведение. Он был поставлен в нескольких городах России и довольно успешно там шел. Но мне никак не удавалось пробить постановку в Москве – какие-то театры брались, что-то срывалось, какие-то вещи не получались, и только сейчас мы наконец пришли к премьере.
Премьера тоже имеет свою долгую историю. Мы с Ириной Хуциевой года два- три об этом говорили, и были какие-то предварительные версии этого спектакля. Они были студийные, любительские, там не было ни декораций особых, ни костюмов особых – все было сделано на скорую руку, потому что не было никакого финансирования. Разные были продюсеры, и в конце концов я понял, что единственное спасение – самому стать продюсером и взять это дело в свои руки. Я продюсер очень неопытный, хотя десять лет руководил театром в Нью-Йорке. Я там был и владельцем, и хозяином, и швейцаром, и бухгалтером. Это был мой собственный театр. Там играли, кстати, замечательные артисты, в частности Елена Соловей. Но в России все оказалось не так-то просто.
Это будет первая попытка России поставить мюзикл так называемого офф-бродвейского формата. Бродвейский мюзикл – это мюзикл на большой сцене, с большим количеством артистов, с большим количеством зрителей – не меньше 1500, и т. д. Почему-то в России эта форма оказалась наиболее живучей - «Норд-Ост», «Нотр-Дам», «Метро», «Граф Орлов», «Mamma Mia!», «Cats».
Но существует и другая форма мюзикла – мюзикла камерного, мюзикла, где нет большого хора, нет большого балета, а маленькая группа артистов - в нашем мюзикле, например, 8 человек, но может быть и 5 человек, и даже 3 человека. Такая форма существует в Америке, в Англии, и эти мюзиклы тоже пользуются огромным успехом.
Они гораздо большее имеют отношение к театральному искусству, потому что в таких блокбастерах, огромных мюзиклах, как правило, основной упор делается на мощные сценические решения, на какие-то невероятные лазерные шоу, какие-то эффекты, кто-то летает, кто-то взлетает. Это действительно здорово, и люди приходят посмотреть на зрелище. Но если спросить у них, кто сегодня играл роль – это неважно, кто-то играл, мы даже не видели, кто, потому что это не имеет значения, они там все в таких гримах и костюмах, что иногда действительно неважно, кто играет. В нашем мюзикле все по-другому: здесь, наоборот, видно и слышно каждого артиста, и каждый артист демонстрирует свою индивидуальность. Это гораздо ближе к русскому театру, психологическому театру, где артист важнее всего. Но это все-таки мюзикл, и он развивается по законам жанра.
Мы задумали этот спектакль показывать в виде так называемого «диннер-театра». Опять же это будет впервые в России, никто никогда не делал «театр с обедом». России существуют всякие варьете, кабаре, когда люди сидят, выпивают, закусывают, а в это время для них танцуют, поют, показывают фокусы. В «диннер-театре» по-дугому. Приходят люди, садятся за стол, выпивают бокал вина, съедают закуску, и начинается первый акт спектакля. Полностью прекращается хождение официантов, полностью прекращается стук вилок и жевание. В тишине люди смотрят первый акт спектакля. Кончается первый акт, зажигается свет, официанты появляются, приносят горячее блюдо, опять бокал вина. Полчаса перерыв, люди общаются, обсуждают, что они увидели. После этого свет опять тушится, опять полная тишина, артисты играют второй акт. После окончания второго акта и аплодисментов вполне возможно общение актеров с теми, кто сидит в зале, вполне возможны даже танцы или дискотека. Это семейный или дружеский вечер. С любой компанией очень приятно прийти на такой театр. Пока никто такого в России не пробовал делать. Мы попробуем это сделать и посмотрим, что у нас получится».
Режиссеру-постановщику мюзикла Ирине Хуциевой кажется, что самым интересным в это мюзикле будут характеры: «Нельзя сказать, что здесь самое главное: вокал, музыка, игра актеров, классический сюжет, пластика, хореография – каждая из этих ипостасей отнимала у нас очень много сил, занимала очень много времени. Надеемся, что это будет такая музыкальная шкатулочка, интересная штучка, может быть, это получится стильно. Очень трудно было нам поначалу выбрать именно стиль того, что мы будем показывать, потому что детектив делать впрямую сейчас довольно смешно. Агата Кристи – классик детективного жанра, и хотелось найти какой-то новый подход к этой пьесе, всемирно известной, очень знаменитой и внесенной в Книгу рекордов Гиннеса. Нам очень хотелось сделать что-то свое. И мы попытались сделать такой иронический мюзикл, в котором сохранились бы линии очень лиричные, очень гротескные, может быть, когда-то, иногда задевающие сердце, душу людей, сидящих в зале».
«Там есть где поплакать, есть где посмеяться, - добавляет исполнитель главной роли Алексей Гоман. - Его все называют мюзиклом, для меня это музыкальный спектакль. Я пою не меньше, чем говорю, как-то все поровну поделилось. Для меня это первый опыт, мне очень все нравится, и люди приятные – даже пытался разозлиться пару раз на репетиции на кого-нибудь, не получилось, все какие-то очень милые. Спектакль этот делается с любовью, песни, музыка очень хорошие. Я бы не согласился, если бы нечего было петь. Это интересно, очень по-домашнему. Когда вы приходите в театр, и атмосфера вас так расслабляет, то вы в принципе готовы и тапочки на себя надеть, и халат, и наблюдать за всем этим действием».