Модель совместной жизни россиян в XXI веке
Читать на сайте Вестник КавказаО необходимости разработать Стратегию государственной национальной политики Владимир Путин писал еще в одной из своих знаменитых предвыборных статей. В конце лета на первом заседании Совета по межнациональным отношениям президент поручил подготовить проект стратегии, где политика рассматривается не только с точки зрения отдельных граждан и национальностей, но и как фактор национальной безопасности. Осенью этот документ, фиксирующий объединяющую роль русского народа и языка, проблемы миграции, вопросы сохранения национальных культур, решили вынести на общественное обсуждение во всех российских регионах. До конца текущего года стратегия должна быть утверждена.
По мнению руководителя рабочей группы по разработке проекта стратегии Вячеслава Михайлова, «ее можно считать продолжением Концепции государственной национальной политики 1996 года, но в определенной степени, с оговорками, с учетом изменений. В целом предложение о внесении корректив в концепцию 1996 года президенту было высказано в 2004 году. В течение этих восьми лет не удалось просто внести коррективы и оставить концепцию как базовый документ, поэтому Стратегия может считаться стратегией нового периода развития российской государственности. Принципиальное различие состоит в том, что концепция 1996 года ставила задачу гармонизации межнациональных отношений в распада Советского Союза и очень сложной ситуации в самой Российской Федерации. Вы помните обстановку, которая была на Кавказе в то время, в других регионах страны. Надо было найти документ, который бы стал документом согласия на том этапе. Рамазан Хаджимурадович Абдулатипов начал разработку этого документа, еще будучи председателем Совета национальностей Верховного Совета Российской Федерации. Благодаря именно усилиям Совета национальностей был принят федеративный договор 1992 года. Федеративный договор тоже был своего рода компромиссом – вы помните многослойность этого договора, когда распределения полномочий были между центром и республиками, между центром и другими субъектами федерации. Но процесс принятия Концепции шел очень тяжело. Первый документ был направлен Рамазаном Хаджимурадовичем тогдашнему президенту Ельцину. В субъектах федерации этот документ обсуждался долго, но консенсуса не находили. В определенной степени был найден консенсус только в 1996 году.
Теперь же я не думаю, что мы четыре года будем договариваться до нашей Стратегии. Уже к 1 декабря надо выйти на документ, который можно было бы подписать в качестве указа. Я не могу сегодня сказать, будет это 1 декабря или нет, но на сегодня те замечания, которые мы получили из субъектов федерации, из экспертного сообщества, позволяют смотреть с оптимизмом на то, что этот документ будет все-таки утвержден президентом.
Особенность этого документа состоит в том, что главной целью стратегии является вопрос с утверждением нашего общенационального единства и гражданского согласия. Мы впервые вводим понятие российской гражданской нации, политической нации. Особенность нашего научного подхода к этим проблемам несколько отличается от западноевропейского. Если в Западной Европе нация – это политическое явление, то в нашем понимании нация – это одновременно и политическое, и, главным образом, этническое образование.
Вторая особенность документа в том, что в нем мы попытались восстановить связь времен. Трагедия нашего общественного развития состояла в том, что, дважды пережив геополитические катастрофы – в 1917 году и в 1991 году, мы отказывались от своего прошлого. После революции 1917 года мы перечеркивали все достижения в период имперского развития, а 1990-е перечеркнули все особенности и определенные достижения в решении национального вопроса в советский период. Концепция пытается вобрать в себя все лучшее, что было связано с решением национального вопроса и достижением межнационального согласия и в имперский период, царский период, и в период Советского Союза.
Следующее очень важное условие нашего документа состоит в том, что четко определяются направления деятельности. Мы формулируем понятие стратегии как комплексного, межотраслевого подхода к решению этого вопроса. Наше спокойствие и межнациональное согласие зависят и от успеха или неуспеха в нашем экономическом развитии, потому что в сфере экономического развития у нас очень серьезное социальное расслоение, в сфере культуры, в сфере образования. То есть структура этой стратегии пронизывает буквально все поры нашей жизни и дает или пытается дать ответ на вопрос, как действовать в том или ином направлении».
«Для России с ее многообразием языков, традиций, этносов, культур национальный вопрос без всякого преувеличения носит фундаментальный характер, - думает зам. руководителя рабочей группы по разработке проекта стратегии Рамазан Абдулатипов. - Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий существования нашей страны является гражданское межнациональное согласие. Пока нет осознания того, что от межнациональных отношений в стране зависит благополучие и развитие государства, народа.
Стратегия носит комплексный характер. Во-первых, она должна координировать деятельность всех органов власти и всего гражданского общества на выполнение определенных задач и на определенное поведение в этой сфере. Во-вторых, самостоятельно национальная проблематика редко присутствует, потому что эта проблематика уходит в систему общественных отношений. Помните, у Маркса: «Личность – это не абстракт, присущий отдельному индивиду, а есть совокупность общественных отношений». Нация – тоже не абстракт, присущий отдельному этносу, а есть отражение совокупности общественных отношений, где нация функционирует. Следовательно, речь идет о вхождении этой стратегии в оздоровление всего общества, потому что, как только становится плохо в социальной сфере – придается этнополитическая окраска, как только экономической сфере кризис – обязательно ищут виноватых, но виноватых находят не среди экономистов и политиков, а среди людей другой национальности. Если человек хочет прикрыть свое невежество, свою несостоятельность, он начинает апеллировать к национальным обычаям, традициям. Это сложнейшая сфера охватывает не столько уровень рациональный, сколько иррациональный, потому что любовь и ненависть – это в большей степени иррациональная сфера.
Межнациональные проблемы – проблемы культуры, культуры и политики в совместной жизни россиян. Да, мы имеем огромный исторический опыт, да, мы вместе живем, дети у нас общие, но пришел этап, когда нам во многом придется заново научиться жить вместе в многонациональном сообществе, если мы хотим сохранить свое государство, свою страну. Если нет – будем дальше устраивать развалы. Стратегия государственной национальной политики – это модель совместной жизни россиян в XXI веке. Это гражданско-патриотическая модель национальной политики.
По мнению Вячеслава Михайлова, «всплеск национализма и национал-радикализма связан, в том числе, с переделом собственности. Борьба за частную собственность в России шла по схемам раннего капитализма. А борьба за частную собственность раннего капитализма, по Марксу, рождает противоречия. Я не считаю, что сегодняшний капитализм - это тот капитализм, о котором писал Маркс. Но мы вступили именно в тот капитализм, о котором в свое время писали и Смит, и Рикардо, и Карл Маркс. Поэтому передел собственности подтолкнул людей по национальным квартирам в борьбе за эту собственность».
Рамазан Абдулатипов убежден, что «страна находится в катастрофическом состоянии по межнациональным отношениям в целом ряде регионов. Один выстрел из газового или травматического пистолета может противопоставить два народа, потому что все ждут провокации. Многие приезжают в Москву, Ярославль и другие города из регионов с избыточными трудовыми ресурсами. И некоторые из приехавших достаточно успешны, занимаются бизнесом, ездят на хороших машинах. У меня три сестры живут в горах Дагестана, получают мизерную пенсию, и больше ничего у них нет. Что мы делаем для того, чтобы самые лучшие доезжали, те, кто может принести пользу государству?
К сожалению, богатые люди или полностью равнодушны к состоянию общества, даже своей национальности, или заигрывают с ними, если это экономически выгодно. Я перед выборами встречался с Прохоровым и говорил ему: «Михаил, вы понимаете, если бы в начале зарождения капитализма те капиталисты вели бы себя так, как ведут себя наши, капитализма как общественного строя не было бы». Форма собственности осталась у нас в неокультуренном состоянии. Раньше говорили, мы перешли к социализму, минуя капитализм. А теперь обратно - минуя капитализм, к феодализму. Мы никак не попадем в капитализм, цивилизованный, с правами человека. Блуждаем! Когда какой-то элемент блуждает, это приводит к хаосу.
Поэтому Стратегия направлена на упорядочивание этих процессов. Национальные отношения - это же не отношения между народами или национальностями, это отношения по поводу чего-то. Это отношения по поводу собственности, по поводу культуры, по поводу истории. Все смыслы, все идеи, все миропонимание, весь опыт заложены в культуре народа. Любая идея, которая возникает, превращается в идеологию, идеология превращается в политику, и политика начинает внедрять свои жесткие подходы - этих надо убрать, этих надо уменьшить, этих надо увеличить. Русская, российская культура способна стать национальной идеей России в XXI веке, если мы осознаем заложенный в ней потенциал.
На встрече с президентом Таджикистана Рахмоном я сказал: «Нам никак не удается это постсоветское пространство стабилизировать, потому что мы растеряли идеи культуры, которые нас объединяли». Он тогда ответил: «Я как президент или моя страна не можем дать такую идею, ее может дать только Россия».
Россия потеряла во многом ту роль, которую исторически играла на евразийском пространстве. Мы сегодня говорим, что мигранты изменяют Россию. С другой стороны, рост национализма, экстремизма, в центральных районах приводит к тому, что теряется способность к восприятию разных культур.
Русский человек не должен из себя изображать эстонца по отношению к Советскому Союзу и роли Советского Союза. У русского человека исторически немножко другая миссия. А сегодня что мы изображаем? Мы бесконечно пугаем друг друга! При этом люди сознательные, грамотные, интеллигентные, которых много в России, все больше становятся заложниками крайних сил.
Недавно на встрече с президентом Путиным я сказал, что Дагестан все в большей степени попадает в заложники крайних экстремистских сил. При этом они встречают на своем пути крайние экстремистские силы и с этой стороны. Мы можем между этими крайними силами оказаться над пропастью. Эта цивилизация должна быть спасена. Эта основная задача нашей Стратегии. Я уже несколько лет подряд предлагаю программы культурной адаптации мигрантов. После такого разговора Ромодановский (глава ФМС России Константин Ромодановский, - прим. ред.) создал у себя специальное управление по культурной адаптации, но нужны программы по каждому направлению мигрантов. Не надо смешивать национальную и миграционную политику. Потому что приняты концепции государственной миграционной политики. Но миграционную политику на 60% ухудшает межнациональная ситуация в стране. Русский человек в Ярославской области не знает, чем отличаются таджик и дагестанец, кто из них в составе России, ему все равно. Россия нуждается в миграционном потоке. Сейчас президент сказал, что надо давать квоту Таджикистану где-то 600 тысяч. Россия в них нуждается. Если мы хотим развиваться, у нас должен быть потенциал рабочей силы. Но иногда мы внутри страны не берем то, что есть, а берем откуда-то еще. Это очень серьезные вопросы, и их решение заложено в Стратегии, но должна быть соответствующая политика ее реализации».