Российскому джазу 90 лет

Читать на сайте Вестник Кавказа
В минувшие выходные в московском Международном доме музыки прошел IX московский международный фестиваль "Российские звезды мирового джаза", посвященный девяностолетию российского джаза, зачинателем которого считается Валентин Парнах. В 1921 году российский поэт, переводчик и музыкант впервые услышал джаз в парижском кафе. Закупив за границей полную экипировку для джаз-банда — банджо, саксофон, ударную установку, наборы сурдин, всевозможные диковинные шумовые инструменты — он создал в Москве «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первый его концерт состоялся в Москве 1 октября 1922

«Мы очень много всю жизнь отдавали внимания джазу и американскому, и европейскому, и так далее и не очень внимательны были к своим исполнителям, - говорит художественный руководитель и продюсер фестиваля "Российские звезды мирового джаза" Анатолий Кролл. - Поэтому очень важно было концентрированно показать деятельность и творчество российских джазовых музыкантов, лучших российских джазовых музыкантов, коллективов. Именно на этом, собственно, и сроится создание этого фестиваля. Хотелось этот его показать как фестиваль, объединяющий все основные направления, которыми живет сегодня российский джаз. Так, первый день фестиваля мы назвали «Праздник забытого джаза», где бы мы напомнили людям, что есть музыка, которая немножко нами забыта, а, может быть, незаслуженно забыта. И как замечательно, что сегодня есть такие исполнители, такие прекрасные коллективы, они представлены у нас в этой программе, что мы смогли сделать специальный день, посвященный старому джазу – «Праздник забытого джаза»».

«Для нашего оркестра большая честь участвовать в этом фестивале, - заявил руководитель оркестра им. Лундстрема Борис Фрумкин, - Хотя с точки зрения музыкантов (мы же все ленивые, нам всегда хочется домой скорей) эти концерты бывают длинноватые, но зато публика довольна, потому что она получает полный срез всего джазового искусства на каждом фестивале. Каждый может по своему вкусу что-то найти. В наших гастролях по стране, а мы много ездим от Дальнего Востока до наших западных границ, и на севере и на юге за год побывали в очень многих местах, очень молодеет джазовая аудитория, которая сидит в зале. Это особенно приятно. Это искусство не засохшее, оно не представляет собой какую-то музейную ценность, а это абсолютно живое искусство, которое развивается и которое привлекает молодежь. Во многих городах открыты джазовые училища, джазовые отделения. Молодежь интересуется, старается играть. И это здорово. Сейчас уже почти складывается джаз как абсолютно полноценный вид искусства, потому что во всех остальных он быстрее прошел этот путь, чем классическая музыка. Допустим, от барокко до нашего времени – около 300 лет, а здесь у нас все это развивалось в течение столетия. Тем не менее уже определились очень четко направления, которым следуют разные музыканты. Есть и поп, есть и более современная, модальная музыка, есть биг-бенды, которые играют традиционный свинговый джаз, есть биг-бенды, которые следуют каким-то более прогрессивным идеям. В то же время, полное право на существование имеет музыка, которая создана была великими мастерами 1930-1950-х. И молодежь с таким увлечением этим занимается, обращаясь к корням. Это подтверждает статус джаза как искусства, у которого есть определенные направления, которые уже можно описать словами и сыграть на инструменте».

«Наш оркестр совсем молодой, и у него пока еще не много возможностей выступать на таких сценах как Московский международный дом музыки, - рассказывает Петр Востоков и Большого джазового оркестра. - Наш оркестр создан как содружество молодых музыкантов, которые воплощают свои амбиции, любовь к традиционной джазовой музыке. И так как они во многом не имели возможности, как я не имел возможности утверждать свои амбиции в этой музыке в других коллективах, решили создать собственный коллектив. Идея создания этого коллектива принадлежит нашей вокалистке Дарье Антоновой, которая все организовала. Она является главным организатором, директором этого оркестра. Она занимается полностью организационной деятельностью. Оркестр наш направлен на исполнение музыки, которую мы любим, музыки, из-за которой мы продолжаем заниматься этой музыкой вообще. Это набор программ, посвящений великим людям, которые заставляют нас продолжать заниматься джазовой музыкой. Это в первую очередь, музыка эпохи, эры свинга, музыка Дюка Элингтона, музыка Джимми Лансфорда, музыка Боба Кросби, оркестра Касалома, музыка Стена Кентона».

«Такой замечательный джазовый форум, - считает вокалист, трубач Константин Гевондян. - Эти очень долгожданные, на них ходит очень много людей, никто не уходит до самого конца, что в принципе редкость для больших джазовых фестивалей. Мы были на ряде фестивалей, которые были, может быть, не такими насыщенными и долгими, но иногда программа не была такой интересной для зрителя. И во втором отделении гораздо сложнее выступать, потому что проще выступать перед зеркалом, чем перед полупустым залом. А здесь помимо того, что залы полные, они еще полны такими прекрасными людьми. В принципе, это происходит из года в год, независимо от того, в каком зале. Зрители всегда довольны, зал полный, и на этих фестивалях очень приятно выступать по причине и зрителей, и профессиональной атмосферы, и уровня организации мероприятий, потому что это тоже очень важно для приятного выступления.
Мы свою миссию, как ансамбль, который занимается традиционным джазом, видим в том, чтобы поделиться с людьми музыкой, которая не является музыкой только для души или только для мозгов, или только для сердца, только глаз, а донести то, что тот джаз, который дал толчок развитию большому искусству под названием джаз, он был очень прикладным, бытовым, зрелищным, и поэтому стал быстро популярным и стал международным, общечеловеческим достоянием».