Южная Осетия: политический контекст экономики
Читать на сайте Вестник КавказаНа этой неделе глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что Минск может вернуться к пересмотру своей позиции о признании Абхазии и Южной Осетии. "Не могу сказать, что позиция наша поменялась, но мы будем анализировать ситуацию на постсоветском пространстве и примем решение по этому вопросу исходя из наших национальных интересов", - подчеркнул глава белорусского внешнеполитического ведомства. Эта новость вновь заставила экспертное сообщество заговорить о перспективах Южной Осетии как независимого государства с точки зрения не только политики, но и экономики. Хотя со дня инаугурации президента Леонида Тибилова прошло уже восемь месяцев, наблюдатели пока не усматривают каких-то прорывных шагов в деятельности нового руководства.
Справедливости ради стоит сказать, что вопрос о социально-экономической стратегии стоял еще до президентских выборов в Южной Осетии в конце прошлого года. Однако политический контекст вытеснил самую главную тему – решение вопроса, связанного со стратегией экономического развития, которая могла бы превратить Южную Осетию в самодостаточное государство, или, по крайней мере, государство, не опирающееся только на дотации, поступающие из России. В настоящее время идет активный поиск путей решения этой задачи, и, очевидно, что восемь месяцев для решения такой глобальной задачи - срок не столь значительный.
Одновременно в Южной Осетии продолжают говорить о «наследии» бывшего главы республики Эдуарда Кокойты, во времена правления которого прозрачность расходования выделяемых Россией средств была под большим вопросом. Сейчас, по словам заместителя генпрокурора Сергея Битиева, рассматривается возможность возбуждения уголовного дела в отношении бывшего министра экономического развития Республики Александра Жмайло. Генпрокуратура, которая в основном занята расследованием экономических преступлений, уже возбудила 20 уголовных дел в отношении строительных организаций, подозреваемых в нарушении закона при выполнении строительно-восстановительных работ в Южной Осетии. Вероятно, вскоре пять уголовных дел будет направлено в судебные органы РФ, так как обвиняемые - граждане России и находятся за пределами Южной Осетии.
Очевидно, однако, что главный критерий, определяющий эффективность работы системы, это отнюдь не количество возбужденных уголовных дел. Иногда работа, связанная с принятием конкретных решений по формированию новой модели отношений (а это касается не только Южной Осетии, это касается и линии Россия - Южная Осетия) может занять несколько больше время, чем подписание документов о задержании или аресте конкретного чиновника, виновного в каких-то преступлениях. Поэтому сейчас шарик на стороне Москвы, но не с точки зрения возбуждения уголовных дел (хотя, конечно, если есть преступления, их надо карать), а с точки зрения того, чтобы помочь новому руководству Южной Осетии решить на новых началах те проблемы, которые стоят перед страной. По всей вероятности, именно в этом направлении Кремль и работает.
Справедливости ради стоит сказать, что вопрос о социально-экономической стратегии стоял еще до президентских выборов в Южной Осетии в конце прошлого года. Однако политический контекст вытеснил самую главную тему – решение вопроса, связанного со стратегией экономического развития, которая могла бы превратить Южную Осетию в самодостаточное государство, или, по крайней мере, государство, не опирающееся только на дотации, поступающие из России. В настоящее время идет активный поиск путей решения этой задачи, и, очевидно, что восемь месяцев для решения такой глобальной задачи - срок не столь значительный.
Одновременно в Южной Осетии продолжают говорить о «наследии» бывшего главы республики Эдуарда Кокойты, во времена правления которого прозрачность расходования выделяемых Россией средств была под большим вопросом. Сейчас, по словам заместителя генпрокурора Сергея Битиева, рассматривается возможность возбуждения уголовного дела в отношении бывшего министра экономического развития Республики Александра Жмайло. Генпрокуратура, которая в основном занята расследованием экономических преступлений, уже возбудила 20 уголовных дел в отношении строительных организаций, подозреваемых в нарушении закона при выполнении строительно-восстановительных работ в Южной Осетии. Вероятно, вскоре пять уголовных дел будет направлено в судебные органы РФ, так как обвиняемые - граждане России и находятся за пределами Южной Осетии.
Очевидно, однако, что главный критерий, определяющий эффективность работы системы, это отнюдь не количество возбужденных уголовных дел. Иногда работа, связанная с принятием конкретных решений по формированию новой модели отношений (а это касается не только Южной Осетии, это касается и линии Россия - Южная Осетия) может занять несколько больше время, чем подписание документов о задержании или аресте конкретного чиновника, виновного в каких-то преступлениях. Поэтому сейчас шарик на стороне Москвы, но не с точки зрения возбуждения уголовных дел (хотя, конечно, если есть преступления, их надо карать), а с точки зрения того, чтобы помочь новому руководству Южной Осетии решить на новых началах те проблемы, которые стоят перед страной. По всей вероятности, именно в этом направлении Кремль и работает.