Евросоюз–Тегеран: новый этап конфронтации
Читать на сайте Вестник КавказаЕвросоюз утвердил новые экономические санкции против Ирана, введя запрет на продажу Ирану графита, алюминия и стали, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия и баллистических ракет. Усиливаются санкции и в отношении иранского Центробанка – банки ЕС теперь не могут осуществлять сделки с иранскими. ЕС также включил в "черный список" иранских юридических лиц 34 компании, действующие в нефтегазовом и финансовом секторах. Санкции предусматривают также ограничения на торговлю с иранскими телекоммуникационными компаниями, запрет на регистрацию под своими флагами принадлежащих иранским владельцам грузовых судов и запрет на продажу Ирану судов.
«Никакими иными словами оправдать или каким-то образом объяснить суть и смысл или логику поведения стран ЕС совершенно невозможно, - считает директор российского Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров. – Санкции затрагивают самые что ни на есть жизненные стороны иранского народа, и ничего общего по отношению к режиму в Иране и руководству этой страны не имеют. Хотя страны Запада, Евросоюза на каждом углу заявляют, что их действия ориентированы и направлены на давление на руководство Ирана. По факту все, что они делают ухудшает жизнь простого иранского народа, поскольку эти санкции, эти ограничения затрагивают самые широкие слои населения. Представьте себе: по новому пакету санкций накладываются серьезные ограничения даже на размещение заказа на строительство морских танкеров для Ирана. Запрещаются любые транзакции с иранскими финансовыми институтами и банками. Запрещаются любые сделки по отношению к Ирану, или если Иран как страна участвует в цепочке торговых отношений. Это ничего общего не имеет с ядерной энергетикой Ирана, с технологиями развития ядерной энергетики, с ракетными технологиями, вообще с вопросами, которые как-то затрагивают национальную безопасность или международную безопасность.
Новый пакет санкций серьезно ограничивает действия крупнейших, жизнеобразующих компаний Ирана. Это двадцатый по счету пакет санкций по отношению к Ирану. Если считать четыре санкционных резолюции СБ, которые действуют, и считать односторонние санкции разных стран по отношению к Ирану, то Иран находится под беспрецедентным давлением со стороны мирового сообщества. Ни одно государство не выдержало бы такого давления. Но Иран еще стоит твердо на ногах, противостоит этому давлению, пытается более или менее эффективно защищать себя от последствий этих санкций и говорить об устойчивости иранского режима. Очевидно, что эти санкции ориентированы на то, чтобы дать зеленый свет многим прозападным структурам, ведущим деятельность в разных странах мира».
Сафаров высказал свою точку зрения и на действия Турции в регионе: «За последние несколько Турция для себя сделала вывод – не считать Россию и президента Путина перспективной фигурой, с которой можно будет иметь дело на долгосрочной основе. Такое ощущение, что премьер-министр Турции Эрдоган сделал ставку на Запад, стал проводником идей западных государств. Это ставит международную безопасность под серьезную угрозу, поскольку от Турции действительно очень многое зависит. Последние действия Турции по отношению к России являются пощечиной России. Если бы не было твердых гарантий поддержки со стороны Запада, то Турция не осмелилась бы так себя вести. Если для России евразийская идея актуальна, то имеется самый подходящий случай для того, чтобы перейти к практическому воплощению этой идеи и начать с нового уровня интеграции, в первую очередь – в торгово-экономическом плане, с Исламской Республикой Иран».
Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев назвал оценку Сафарова субъективной, напомнив, что «Турция согласилась, что на борту самолета, который был посажен в Анкаре, не было запрещенного к транспортировке груза. Другой вопрос, что Россия вовремя не уведомила о транспортировке такого груза. Это отыгрывание той ситуации, в которую она невольно сама себя поставила. Для Турции позиция России исключительно важна. Если бы Россия так не проявляла свою активную позицию в отношении Сирии, еще неизвестно, чем бы все закончилось и как бы сейчас развивалась ситуация в турецко-сирийских отношениях. Во многом именно российская позиция удерживает Турцию от силового вмешательства в сирийские дела. С этой точки зрения, было бы совершенно неправильно считать, что в Турции не учитывают позицию России, что премьер-министр Эрдоган не готов встречаться и обсуждать проблему с Владимиром Путиным или он не хочет этого делать. На Турцию оказывают влияние разные государства, в том числе и Россия. Исходя из этого, никаких торгово-экономических ограничений на торговлю Турции вводить не надо. Это неправильно, это ошибочно, и это приведет к обратному эффекту».
Вместе с тем Евсеев также не ожидал введения столь грозных санкций в отношении Ирана со стороны Евросоюза: «В то, что ЕС пойдет на запрет закупок иранской нефти, никто не верил среди экспертов. Было бы слишком упрощенно понимать, что это давление со стороны США, еврейского лобби. Это не так. На самом деле процесс носил во многом двусторонний характер. К введению запрета на покупку иранской нефти ЕС подтолкнули заявления отдельных представителей ИРИ о возможности перекрытия Ормузского пролива. Не надо такие высказывания было делать».
Говоря о возможности силового решения иранской ядерной проблемы, Евсеев заявил: «США сейчас находятся не в том положении, чтобы начинать войну. Дело здесь даже не в выборах. У США есть более серьезные причины для того, чтобы не ввязываться в силовое противостояние с ИРИ. В первую очередь это обусловлено необходимостью сокращения присутствия США в Афганистане до 2014 года и полного вывода войск из Ирака, который не был выполнен. В этих условиях американцам невозможно будет объяснить, что те бригады, которые выводятся из Афганистана, надо направить куда-либо в другое место воевать – например, с ИРИ. Это обычным людям, американцам, объяснить будет сложно, особенно в условиях тяжелого экономического положения самих США. Это серьезная причина, которая на самом деле ограничивает возможности по втягиванию США в войну с ИРИ.
Может ли Израиль провести эту операцию самостоятельно? Сценарий может заключаться в следующем: если ИРИ будет принято решение о повышении степени обогащения урана, например, до 60%, Израиль может решиться на нанесение удара по ИРИ даже в том случае, если США его не поддержит. В этом случае развязка может быть разной. Но инициатива в данном случае будет исходить не от США, которые не горят желанием начинать войну с Ираном.
В отношении создания ядерного оружия я реалист. Я считаю, что нельзя ядерное оружие взять из воздуха. Нужно иметь отщепляющий материал, причем определенный отщепляющий материал в определенном количестве. Но после этого многим почему-то на Западе кажется, что это – все, это бомба. Но между этим материалом и бомбой, а тем более – боеголовкой, расстояние может быть очень длинным. Пакистану для создания ядерной боеголовки потребовалось 10 лет – чтобы сделать боеголовку для ядерного испытания, чтобы ее поставить на ракету. Поэтому считать, что Иран находится на пороге создания ядерного оружия – это просто глупость, которая не имеет под собой никаких серьезных причин.
Другой вопрос, что если Иран будет провоцировать и дальше международное сообщество, то отдельные государства могут предпринять какие-то действия не совсем адекватные, и это может привести действительно к очень серьезным проблемам».