"Спасательный круг" армянской экономики
Читать на сайте Вестник КавказаОбъем некоммерческих банковских переводов физическим лицам (трансферты) в Армении по итогам восьми месяцев этого года превысил миллиард долларов. По данным Центробанка Армении, по сравнению с 8 месяцами прошлого года их объем вырос на 10%. За весь 2011 год общая сумма трансфертов составила 1,28 млрд долларов. Причем за первые шесть месяцев этого года объем трансфертов превысил прошлогодние объемы на 8%. Среди стран-доноров в области трансфертов с 83% лидирует Россия, на ее долю приходится свыше 870 млн долларов, на втором месте находится США - 5,3%, на третьем - Украина -1,3%.
Однако приток денег в страну не ограничивается банковскими переводами. Армянские гастарбайтеры, в большинстве своем работающие в России, часто навещают свои семьи на родине и, естественно, привозят с собой немало заработанных денег. Поэтому показатель переводов через банки можно считать минимальной планкой притока денег в Армению. А увеличение притока денег сказывается на повышении цен. Прямая связь между объемами поступающих в Армению из-за рубежа денежных средств и социально-экономической ситуацией очевидна.
На настоящий момент нет официальных данных о том, какая все-таки часть населения Армении живет за счет денежных переводов из-за рубежа. Согласно исследованиям некоторых ученых-экономистов, за счет трансфертов живет порядка 40% страны, причем значительная часть из этих 40% - относительно обеспеченные люди, которые не входят в 30% бедных.
Частные трансферты, которые начали поступать в Армению с начала 1990-х годов, играют важную роль в социальной жизни населения, учитывая большую долю безработицы, неэффективные или низкооплачиваемые рабочие места. В условиях, когда темпы инфляции превышают рост среднемесячной номинальной заработной платы в стране, присылаемые из-за рубежа трансферты стали "спасательным кругом" для нынешней социально-экономической ситуации в Армении. Однако дело в том, что присылаемые в Армению частные трансферты играют и отрицательную роль.
По мнению доктора экономических наук, руководителя исследовательского центра "Альтернатива" Татула Манасеряна, трансферты это одна из серьезных проблем армянской экономики - феномен, который позволяет держать покупательный спрос на высоком уровне: "Мы не имеем права возлагать все свои надежды на диаспоральные ресурсы. Меняется и психология диаспоры. В новом мире каждый в первую очередь думает и заботится о себе и это явление имеет тенденцию к ограничению в глобальном смысле".
Большую ответственность в этом плане несет правительство Армении, которое в целях снижения инфляции проводит политику ревальвации драма, что уменьшает положительное сальдо торгового баланса и стимулирует импорт за счет экспорта. "Хорошо, когда диаспора помогает Армении, однако это не должно становится единственным способом содержания народа. Эта помощь уже стала наказанием для страны. Страна находится в наркотической зависимости от частных трансфертов, которые из-за неграмотной политики способствуют повышению курса драма и как следствие снижению экспорта. Доля частных трансфертов в ВВП составляет до 9% и этот показатель является, наверное, единственным, по которому Армения занимает лидирующие позиции среди прочих государств. По этому показателю нас опережает лишь Ливан и Босния, экономическая ситуация в которых, как известно, весьма плачевна",- считает экс-премьер Грант Багратян.
Кроме того, согласно ряду исследований, рост частных трансфертов в конечном итоге привел к оттоку капитала из страны. В частности, из-за созданных монополий, указанные средства концентрируются в руках нескольких крупнейших предпринимателей, которые используют эти средства для приобретения заводов и даже аэропортов за рубежом. По показателю экспорта капитала на душу населения Армения (показатель составляет 486 дол.) конкурирует с Соединенными Штатами (510 дол.). По словам экс-премьера, цепочка очень проста: граждане покупают на рынках продукцию, произведенную монопольными компаниями, владельцами которых являются депутаты-олигархи, а те в свою очередь отправляют деньги за границу. Для сдерживания инфляции необходимо увеличить конкурентоспособность на рынке, а не повышать обменный курс драма. "Проблем с недостатками инвестиций у Армении нет, есть задача правильно использовать эти средства. Выходом из сложившейся ситуации была бы "стерилизация" этих средств Центробанком. Правительство должно было за счет снижения курса драма втянуть эти средства в резервный фонд ЦБ. Тогда в настоящее время резервы ЦБ составляли не 1,5 млрд, а 7 млрд долларов", - считает Багратян.
По мнению эксперта по вопросам экономики, бывшего мэра Еревана Ваагна Хачатряна, при наличии такого количества денежных средств у населения, государство должно было реализовать инвестиционные программы, предусматривающие участие населения в долгосрочных инвестиционных программах. Таких как строительство железной дороги Армения-Иран, а также программы, направленные на развитие мелкого и среднего бизнеса. Вместе с тем, для реализации этих программ правительство должно пользоваться доверием населения, чего, однако, нет.
Проблема в том, что из-за бездействия правительства, так и не удалось полноценно использовать потенциал трансфертов. Столь большой приток денежных средств из-за рубежа, кроме как решение для части населения своих социальных проблем, никаких эффектов для экономики страны не дал. Получается, что на протяжении двух десятилетий сам народ, благодаря трансфертам, решает свои социальные проблемы, тогда как само государство до сих пор не предприняло каких-либо мер для использования этих финансовых вливаний на благо экономики. Получается, что валютные притоки как притекают, так и утекают, обслуживая отрицательное внешнеторговое сальдо.
Тогда как при грамотной политике, в том числе, "стерилизации" этих самых трансфертов, регулировании в таможенной сфере и проведением гибкой налоговой политики, можно было бы направить частные трансферты на развитие внутреннего производства и на создание рабочих мест, что является одной из наиболее ключевых проблем, решение которой напрямую зависит от создания здоровой экономики, основанной на реальной конкуренции и защищенности предпринимателей.
Но здесь есть и еще одна проблема. Львиная доля частных трансфертов, поступающих в Армении, из-за рубежа, приходится на Россию. То есть по линии притока трансфертов растет зависимость Армении от одной-единственной страны, что не может рассматриваться как положительное явление.
Однако приток денег в страну не ограничивается банковскими переводами. Армянские гастарбайтеры, в большинстве своем работающие в России, часто навещают свои семьи на родине и, естественно, привозят с собой немало заработанных денег. Поэтому показатель переводов через банки можно считать минимальной планкой притока денег в Армению. А увеличение притока денег сказывается на повышении цен. Прямая связь между объемами поступающих в Армению из-за рубежа денежных средств и социально-экономической ситуацией очевидна.
На настоящий момент нет официальных данных о том, какая все-таки часть населения Армении живет за счет денежных переводов из-за рубежа. Согласно исследованиям некоторых ученых-экономистов, за счет трансфертов живет порядка 40% страны, причем значительная часть из этих 40% - относительно обеспеченные люди, которые не входят в 30% бедных.
Частные трансферты, которые начали поступать в Армению с начала 1990-х годов, играют важную роль в социальной жизни населения, учитывая большую долю безработицы, неэффективные или низкооплачиваемые рабочие места. В условиях, когда темпы инфляции превышают рост среднемесячной номинальной заработной платы в стране, присылаемые из-за рубежа трансферты стали "спасательным кругом" для нынешней социально-экономической ситуации в Армении. Однако дело в том, что присылаемые в Армению частные трансферты играют и отрицательную роль.
По мнению доктора экономических наук, руководителя исследовательского центра "Альтернатива" Татула Манасеряна, трансферты это одна из серьезных проблем армянской экономики - феномен, который позволяет держать покупательный спрос на высоком уровне: "Мы не имеем права возлагать все свои надежды на диаспоральные ресурсы. Меняется и психология диаспоры. В новом мире каждый в первую очередь думает и заботится о себе и это явление имеет тенденцию к ограничению в глобальном смысле".
Большую ответственность в этом плане несет правительство Армении, которое в целях снижения инфляции проводит политику ревальвации драма, что уменьшает положительное сальдо торгового баланса и стимулирует импорт за счет экспорта. "Хорошо, когда диаспора помогает Армении, однако это не должно становится единственным способом содержания народа. Эта помощь уже стала наказанием для страны. Страна находится в наркотической зависимости от частных трансфертов, которые из-за неграмотной политики способствуют повышению курса драма и как следствие снижению экспорта. Доля частных трансфертов в ВВП составляет до 9% и этот показатель является, наверное, единственным, по которому Армения занимает лидирующие позиции среди прочих государств. По этому показателю нас опережает лишь Ливан и Босния, экономическая ситуация в которых, как известно, весьма плачевна",- считает экс-премьер Грант Багратян.
Кроме того, согласно ряду исследований, рост частных трансфертов в конечном итоге привел к оттоку капитала из страны. В частности, из-за созданных монополий, указанные средства концентрируются в руках нескольких крупнейших предпринимателей, которые используют эти средства для приобретения заводов и даже аэропортов за рубежом. По показателю экспорта капитала на душу населения Армения (показатель составляет 486 дол.) конкурирует с Соединенными Штатами (510 дол.). По словам экс-премьера, цепочка очень проста: граждане покупают на рынках продукцию, произведенную монопольными компаниями, владельцами которых являются депутаты-олигархи, а те в свою очередь отправляют деньги за границу. Для сдерживания инфляции необходимо увеличить конкурентоспособность на рынке, а не повышать обменный курс драма. "Проблем с недостатками инвестиций у Армении нет, есть задача правильно использовать эти средства. Выходом из сложившейся ситуации была бы "стерилизация" этих средств Центробанком. Правительство должно было за счет снижения курса драма втянуть эти средства в резервный фонд ЦБ. Тогда в настоящее время резервы ЦБ составляли не 1,5 млрд, а 7 млрд долларов", - считает Багратян.
По мнению эксперта по вопросам экономики, бывшего мэра Еревана Ваагна Хачатряна, при наличии такого количества денежных средств у населения, государство должно было реализовать инвестиционные программы, предусматривающие участие населения в долгосрочных инвестиционных программах. Таких как строительство железной дороги Армения-Иран, а также программы, направленные на развитие мелкого и среднего бизнеса. Вместе с тем, для реализации этих программ правительство должно пользоваться доверием населения, чего, однако, нет.
Проблема в том, что из-за бездействия правительства, так и не удалось полноценно использовать потенциал трансфертов. Столь большой приток денежных средств из-за рубежа, кроме как решение для части населения своих социальных проблем, никаких эффектов для экономики страны не дал. Получается, что на протяжении двух десятилетий сам народ, благодаря трансфертам, решает свои социальные проблемы, тогда как само государство до сих пор не предприняло каких-либо мер для использования этих финансовых вливаний на благо экономики. Получается, что валютные притоки как притекают, так и утекают, обслуживая отрицательное внешнеторговое сальдо.
Тогда как при грамотной политике, в том числе, "стерилизации" этих самых трансфертов, регулировании в таможенной сфере и проведением гибкой налоговой политики, можно было бы направить частные трансферты на развитие внутреннего производства и на создание рабочих мест, что является одной из наиболее ключевых проблем, решение которой напрямую зависит от создания здоровой экономики, основанной на реальной конкуренции и защищенности предпринимателей.
Но здесь есть и еще одна проблема. Львиная доля частных трансфертов, поступающих в Армении, из-за рубежа, приходится на Россию. То есть по линии притока трансфертов растет зависимость Армении от одной-единственной страны, что не может рассматриваться как положительное явление.