Культура – единственная прививка от варварства

Читать на сайте Вестник Кавказа
Писатель Чингиз Абдуллаев выступил на форуме Азербайджанской молодежной организации России и ответил на вопросы корреспондента «ВК», назвав культуру – единственной прививкой от варварства.

То, что сегодня происходит в мире – это так или иначе столкновение цивилизаций, которое, к сожалению, искусственно нагнетается и провоцируется. Я, например, до сих пор не понимаю, зачем надо было разрешать создавать этот фильм идиотский, из-за которого был погром американских посольств и даже убийство американского посла в Ливии – «Невинность мусульман». Зачем нужно устраивать публичные сожжения Корана? Я не могу сказать, что я такой верующий человек, но я не могу понять, почему надо оскорблять одну религию в угоду другой. Я вообще против того, чтобы оскорбляли все религии; точно так же, как не надо оскорблять пророка Мухаммеда, точно так же не надо оскорблять ни Христа, ни Моисея, ни Будду. Точно так же не надо сжигать ни Библию, ни Коран, ни Тору. Но когда это делается, понимаешь, что это делается намеренно, и вызывает конфликт цивилизаций.
Альтернатива политике мультикультурализма – всеобщая ненависть, когда выживаются слабейшие, выживаются нацменьшинства, когда угнетаются нацменьшинства в своей собственной стране. Мы, прошедшие через карабахские события, прекрасно понимаем, как миролюбивый, добродушный, гостеприимный, не склонный к агрессии азербайджанский народ можно было довести до такого состояния, чтобы произошел этот страшный конфликт. Сейчас мы понимаем, что это был узелок, на котором проверялось собственно состояние Советского Союза, и что это далеко не религиозный конфликт – хотя бы потому, что мусульманский, шиитский Иран поддерживает Армению, а православная Грузия часто выступает на стороне Азербайджана. Тем не менее это был узелок, с которого начались многие события. К сожалению, мы сейчас не пишем о том, что последовало затем. Многие даже не знают, что при распаде Советского Союза, например, в Таджикистане пострадал каждый шестой человек, а президента Таджикистане повесили на памятнике Ленину. [Вероятно, имеется в виду Кадриддин Аслонов, который в 1991 году исполнял обязанности президента Таджикистана. На этом посту он подписал указы о сносе памятника Ленину в Душанбе и о запрете Компартии, что вызвало протест сторонников Компартии и отстранение Аслонова от власти. В ноябре 1992 года он был схвачен участниками Народного фронта и (по требующим уточнения данным) повешен на памятнике Ленину на центральной площади Курган-Тюбе]. Там сжигались целые села. Тогда, в 1992 году, об писать было как-то не принято. Американского посла, который потом работал в Баку, эвакуировали с помощью российских танков. Есть такой глупый тезис: «Зато мы распались без большой крови». Абсолютное вранье, распались большой, очень большой кровью.
Альтернатива мультикультурализму – национальная нетерпимость, национальная вражда. И то, что побеждают сегодня в Европе правые партии, показывает тенденцию. Значит, единственный выход – повышение культурного образования в среде национальных меньшинств, дотягивание их до уровня той страны, в которой они живут. Культура – единственная прививка от варварства. Но если мы будем отвергать эти национальные меньшинства (я имею в виду государства, где преобладает какое-то коренное население) политика мультикультурализма будет обречена на абсолютный провал. Значит, нужно к этому подходить более разумно, иначе фашиствующие националистические партии будут побеждать. В Америке, в которой столько лет угнеталось темнокожее меньшинство, произошло почти невероятное – был избран президентом США афроамериканец. Я бы не считал этот факт свидетельством такой уж большой победы американского демократического большинства – хотя бы потому, что они сами признают, что это все-таки исключение из правил, и количество темнокожих у них и в Сенате, и в Конгрессе непропорционально количеству населения. Но тем не менее это показатель. Возможна ли в других государствах, скажем, в Европе, победа такого вот представителя – не уверен.

А теперь я скажу еще более неприятную вещь, которую, наверное, мне, азербайджанцу, не следовало бы говорить, но о которой нас заставят подумать. С одной стороны, мы всегда обвиняем те страны, в которых существуют национальные меньшинства, что неправильный подход, неправильное использование, неправильный контакт с ними – об этом, кстати, пишут все время и Владимиру Владимировичу Путину. А с другой стороны, стоят очереди в музей Ван Гога, в Лувр, в музей Орсэ. Я заснял на камеру телефона - две тысячи человек стояли на новую выставку Ван Гога. Мой сын мне тихо сказал: «Папа, ты знаешь, мы с тобой самый черные люди в этой толпе». Две тысячи человек стояли – европейцы, американцы. Не было ни одного араба. Не было ни одной женщины в платках. Не было ни одного афроамериканца. Я увидел двух афроамериканцев – это были охранники, которые стояли у дверей. Почему? Почему мы относимся к культурам тех стран, в которых мы проживаем? Почему мы не уважаем население той страны, в которой живем, возвращаясь опять к стрельбе? Почему не уважаем то русское большинство, которое живет в России? Почему мы не хотим приобщаться к их культуре? Почему вообще мы, мусульмане, отстаем от европейцев? В чем наше отставание? Может быть, как раз в том, что в той большой толпе не было (может быть, были турки) не было арабов и афроамериканцев? Были японцы и китайцы, да. Может быть, в этом проблема? Может, проблема в том, что мы неохотно идем на диалог культур? У мусульманской цивилизации и европейской цивилизации в основе лежат различные идеалы, и сходиться они могут только при наличии понятия общего уровня культуры. Если Европа будет продолжать такую же бездумную политику, которую она ведет до сих пор, то боюсь, что в пригородах Парижа и в пригородах Лондона по-прежнему будут гореть автомобили и проходить стычки между приехавшей молодежью и коренным населением. Единственный выход – начать диалог.

- Понятие мультикультурализма эквивалентно понятию интернационализма или все-таки есть какое-то различие?

- Различие, безусловно, есть. Интернационализм мы связываем с XX веком, с Советским Союзом и с некой коммунистической идеей. Хотя в интернационализме ничего плохого я не видел никогда. А мультикультурализм – это новое слово, придуманное где-то уже в наши времена, которое указывает на то, что различные национальные группы и общности могут жить в многонациональном государстве и нормально развиваться. Я думаю, и то, и другое понятие – совсем не плохие, хотя они немножко отличаются друг от друга и, в общем, показывают на то, что люди должны следовать принципам и интернационализма, и мультикультурализма.

- Азербайджанцы и армяне могут жить дружно вместе на территории Российской Федерации?

- Они живут здесь достаточно дружно. Здесь практически не бывает прецедентов. Я не слышал за 20 лет, чтобы были какие-то серьезные инциденты между азербайджанцами и армянами. Насколько я знаю, преступные сообщества очень хорошо договариваются. Это, конечно, шутка. Тем не менее живущие во всех городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана национальные диаспоры, армянские и азербайджанские, тоже очень хорошо договариваются. В Москве был ресторан «Помидор», где собирались армяне и азербайджанцы, плакали под общую музыку, обнимались, целовались и говорили: «Как хорошо жили в советское время!» Я думаю, вполне можно сделать так, чтобы жили и в дальнейшем достаточно дружно.

- Как, по-вашему, будут складываться в будущем российско-азербайджанские отношения?

- Азербайджан – единственная страна в мире, президент которой учился на русском языке и преподавал на русском языке в одном из лучших ваших университетов – МГИМО. Учитывая, что у нас не закрылась ни одна русская школа, возросло в несколько раз число русскоязычных газет, журналов, я думаю, отношения у нас и в будущем будут дружеские, братские и самые лучшие. Порукой этому – отношения наших президентов и уважительное отношение к великой русской культуре, к великой русской литературе, которое было и всегда будет в Азербайджане.