Грузинские перспективы глазами российских экспертов
Читать на сайте Вестник КавказаПрогнозы по поводу развития ситуации в Грузии после прошедших там парламентских выборов делать довольно сложно – и в силу слабой предсказуемости нового эксцентричного лидера страны Бидзины Иванишвили, и в силу появления разного рода слухов и информационных вбросов. К последним, в частности, относится появившаяся вчера информация о возможном назначении российской телеведущей Тины Канделаки на пост вице-премьера в правительстве Грузии. "Это несерьезный вопрос, Канделаки не упоминалась ни разу. Призываю всех журналистов не ссылаться на информацию социальных сетей", - заявила претендующая на пост главы грузинского МИДа Майя Панджикидзе. Тем не менее несколько российских экспертов попытались спрогнозировать развитие событий в Грузии.
Старший научный сотрудник института международных исследований МГИМО Леонид Гусев напоминает, что "пришедший к власти блок Бидзины Иванишвили очень неоднороден. Он состоит из трех различных партий и, кроме того, включает в себя много так называемых одномандатников, которые сейчас склоняются в одну сторону, а спустя несколько месяцев, с изменением ситуации в стране, могут склониться в другую. Первая пара месяцев покажет, насколько новое правительство прочно и насколько долго оно сможет просуществовать в Грузии, где события всегда развиваются очень быстро. Ведь все соратники Саакашвили по революции конца 2003 года, – и покойный Зураб Жвания, и Нино Бурджанадзе, - с ним порвали. Все нынешние политические расклады тоже могут быть непрочны. Новое правительство может просуществовать некоторое время, а потом погрязнуть в склоках, поскольку объединение трех партий коалиции "Грузинская мечта" осуществлялось наспех, под воздействием средств Иванишвили, вложенных в предвыборную кампанию. Нужно дождаться первых шагов правительства победившего блока".
Необычное спокойствие Михаила Саакашвили после поражения его партии на выборах Леонид Гусев объяснил так: "С одной стороны, все западные союзники дали понять президенту Грузии, что он как демократ, должен признать свое поражение, но это не самое главное. С другой стороны, и это важнее, Саакашвили и его окружение могут считать, что пришедший к власти блок "сломается" через несколько месяцев. Они надавали столько предвыборных обещаний, что могут их не выполнить. Простые грузинские избиратели в таком случае могут отшатнуться от "Грузинской мечты" и с той же ненавистью поносить Иванишвили и его сторонников, как они поносили Саакашвили, от которого просто устали за период президентства, с конца 2003 года. Однако президентом он пока остается и сохраняет возможность впоследствии выйти и заявить, что его оппоненты способны только раздавать обещания, не имея в реальности ни экономической, ни политической программы. Также Михаил Саакашвили может сохранять надежду на то, что постепенно удастся переманить на свою сторону представителей оппозиции. Сперва обработать одномандатников, а потом внести раскол и в коалицию трех основных партий, составляющих "Грузинскую мечту".
Кроме того, после проводившихся партией власти реформ, наводивших в Грузии европейский лоск, известие о победе "Грузинской мечты" словно бы вновь пробудило в грузинах кавказскую горячность. Но теперь общественное мнение, привыкшее к наведению формального западного порядка, может качнуться обратно к Саакашвили и его партии».
Алексей Мухин, директор Центра политической информации не уверен, что "на постсоветском пространстве демократия есть абсолютное благо. Поэтому что утверждение, что Грузия, страна победившей демократии, мгновенно получает билет в рай – экономический, финансовый, политический - мне представляется крайне смелым. Дети всегда повторяют ошибки родителей, причем в более жесткой форме, а Грузия явно использовала рецептуру построения демократии американскую и выступила в роли такого дитяти, которое на самом деле оказалось авторитарной диктатурой. Здесь вполне уместен термин «виртуальная демократия», то есть демократия, которая существует только в воображении тех, кто следует этой идее. Относительно Южной Осетии и Абхазии совершенно очевидно, что данная проблема становится аналогичной проблеме Курил в отношениях России и Японии. Те же самые рефлексии и та же самая бесперспективность в решении вопроса. Ни одна из сторон назад пути не имеет. Иванишвили намекнул на то, что Грузия, в принципе, готова будет заключить определенные соглашения с Абхазией и Южной Осетией, чтобы наладить диалог, но мне это тоже представляется крайне сомнительным. Хотя если это произойдет, это будет безусловным благом.
Грузия торгует своим геополитическим положением. Она делала это всегда и будет делать это в будущем. Существует много «бенефиций», которые она может извлечь из этого положения, но я остановлюсь на двух главных. Это участие в трубопроводных проектах и торговля услугами на случай войны. С точки зрения предоставлений услуг на случай войны Грузия преуспела - она действительно превратилась в обширную базу НАТО, не вступая в него. Но с точки зрения трубопроводных проектов, видимо, не все так хорошо складывается в силу чисто объективных причин. Грузия тут не виновата – просто экономический кризис, и непонятно, что там потечет по трубам в ближайшее время. Сейчас Грузия в экономическом смысле похожа на человека, который ходит в банк, чтобы соседи думали, что у него есть деньги, а на самом деле он там пьет бесплатный кофе.
Поэтому Иванишвили не способен с помощью своих миллиардов вытащить Грузию из экономической дыры, из экономической ямы, а именно на это надеялось население Грузии, когда голосовало за него, потому что в своем маленьком селении он создал социализм. Это было недорого, и это было возможно. Но это был очень хороший политтехнологический ход, который сработал на общегрузинском уровне. В результате мы получили человека, который непонятно, сможет ли реализовать те обещания, которые дал, без доброй воли со стороны США, России, да того же Саакашвили. Иванишвили в очень сложной ситуации.
Отношения между Россией и Грузией возможны, но если Грузия будет вести самостоятельную политику, а, к сожалению, все указывает на то, что в ближайшее время самостоятельную политику она вести не сможет, потому что все ее экономика, политика, финансы завязаны именно на это. У меня пессимистичные в этой связи прогнозы".
Александр Гольц, военный аналитик, политолог утверждает, что "демократия не является билетом в счастливую жизнь, абсолютно точно. Она является шансом получить такой билет, поскольку все остальные системы управления еще хуже. На этом пути Грузию ждет масса неприятностей, трудностей. Попытка авторитарной модернизации в отдельных случаях приводит к большей модернизации, но на постсоветском пространстве она все больше приводит к большему авторитаризму. Модернизации все меньше, а авторитаризма все больше. Это первое.
Второе: я не знаю, насколько можно всерьез обсуждать все эти сценарии про автомобильную дорогу, автобан, который может превратиться во взлетно-посадочную полосу для «Боингов». Совершенно другие требования к взлетно-посадочной полосе: бетонное покрытие, подушка и много-много чего иного, что отличает автобан от взлетно-посадочной полосы аэродрома. К тому же зададим себе вопрос: у кого-то есть безумный план переброски войск. Для чего нужны самолеты? Для переброски войск. Для чего нужно перебрасывать войска? Чтобы начать наземную операцию. Я с большей или меньшей долей уверенности могу сказать, что ближайшие лет 10 американцы без совершенно крайней нужды и необходимости, когда действительно возможны варианты на Корейском полуострове, никогда не будут ввязываться в наземную операцию. Допустим, такая безумная идея появилась. Почему не использовать замечательную, с настоящей взлетно-посадочной полосой, турецкую базу Инджирлик, которая дает все те же возможности, что дает гипотетическая возможность развертывания в Грузии?
Тезис о том, что Грузия стала гигантской базой НАТО, тоже по крайней мере чрезвычайно неточен. На территории Грузии нет крупных военных объектов ни одной из стран Североатлантического альянса. Да, кстати, сам термин «база НАТО» чрезвычайно неточен: будем откровенны, он чаще всего используется в пропагандистских целях. Есть базы стран-членов НАТО. И если бы такая идея была у какой-то из стран НАТО и у Грузии, то ничего не стоит с юридической точки зрения создать таковую базу без всякого вступления Грузии в НАТО. Допустим, в Киргизии, в Катаре, и во многих других странах существуют базы США и других стран-членов НАТО без вступления.
Вина господина Саакашвили или ошибка заключается в том, что он говорил о вступлении в НАТО как о возможном деле. У Грузии нет ровно никаких шансов ни при одном американском президенте вступить в Североатлантический альянс. Им будут давать бесконечные авансы, писать бесконечные маршрутные карты этого процесса. В 1994 году, позвольте мне напомнить, когда начался разговор о возможности расширения НАТО, сначала за счет бывших стран Восточной Европы, потом за счет балтийских стран, появился натовский документ, который определял критерии вступления в НАТО. Одним из главных и важнейших критериев такого вступления является урегулирование самой страной-кандидатом всех территориальных претензий и споров на своем пространстве. Более или менее понятно, что территориальные споры на территории Грузии не будут урегулированы, и это означает, что никаких шансов вступить в НАТО у Грузии нет. Господин Саакашвили обманывал свое население. Вопрос ведения боевых действий с территории Грузии в отношении Ирана мне представляется фантастическим".