Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ- 2
Читать на сайте Вестник КавказаЕвразийский банк развития (ЕАБР) вместе с Институтом мировой экономики и международных отношений провели исследование "Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ". Разработчики думают, что их мониторинг поможет компаниям ориентироваться в бизнес-пространстве, а государствам продвигать отраслевую кооперацию.
«Лидирующими получателями прямых инвестиций выступает Украина, за которой следуют Казахстан и Белоруссия. Россия, естественно, меньше, потому что она выступает только как получатель прямых капиталовложений других стран СНГ, - говорит директор Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Кузнецов. - Если во всех почти странах доминирует Россия как инвестор, в Белоруссии это практически максимальный показатель, то исключение составляет Грузия, где велика роль и Казахстана, и Азербайджана, и отчасти Украины.
Мы проводили анализ отдельных компаний, нет ли здесь, в случае той же Грузии, допустим эффекта невовлеченности России как построения каких-то альтернативных проектов. Нет, оказывается, что отдельные компании, которые очень активны в Грузии, при этом идут и в Россию, и в Белоруссию. Причем по некоторым банкам, например, видно, что грузинский рынок, естественно, менее привлекателен, чем российский, для них, и они действительно в основном сосредоточены на территории России, а Грузия им интересна скорее из-за того, что там меньше конкуренции, в том числе со стороны российского бизнеса, плюс реально соседство существует.
Действительно, доминирование России максимально, поэтому любопытно посмотреть, куда идут российские прямые капиталовложения на постсоветском пространстве. И тут первый важный вывод, что лидирует Украина: несмотря на то, что она меньше вовлечена в последние интеграционные проекты, она заметно опережает наших партнеров по Таможенному союзу - и Казахстан, и Белоруссию. Во многом это объясняется как размером страны, так и тем, что, действительно, для российского бизнеса, несмотря на заявления о проблемах политического, другого характера, на самом деле отсутствие культурных, языковых барьеров, иногда российские бизнесмены просто родом с Украины, это все, естественно, является хорошим стимулом. Более разнообразная отраслевая структура украинской экономики тоже стимулирует дополнительные инвестиции.
Из других стран бросается в глаза непропорционально высокая доля Армении, учитывая размеры этой малой страны. И, наоборот, практически нет российских прямых инвестиций в Туркменистане.
Если же говорить о том, кто и как инвестирует в саму Россию, которая в силу размеров страны является крупнейшим получателем, то ведущие инвесторы – это Казахстан и Украина. Тут важно обратить внимание на диспропорцию между официальной статистикой и тем, что мы показали в своем мониторинге. Почти по всем основным инвесторам официальная статистика занижает не просто на какие-то десятки процентов, а реально занижает в разы. Украинский бизнес в России, по данным нашего мониторинга, вложил в сумме почти миллиард долларов. При этом официальные данные Центробанка на конец 2011 года – 263 миллиона, то есть почти в 4 раза, в 3,5 занижены данные. Это и показывает «блинчик» украинских инвестиций, где 90% идет на Кипр якобы, и значительная часть с Кипра потом возвращается не на Украину или еще куда-то, а поступает на территорию Российской Федерации.
Крупнейшим инвестором среди стран СНГ выступает Казахстан: почти 3 миллиарда, по данным нашей базы, при том, что по данным Центробанка России показатель даже немножко снизился, и он сейчас не дотягивает до одного миллиарда, то есть опять речь идет о многократном, в данном случае – трехкратном, занижении показателей.
Если говорить по малым странам, там есть разные пропорции. Как правило, как раз по таким государствам, как Армения и Азербайджан, наоборот, есть некоторые завышения, по статистике Центробанка. Это связано как раз с порогом в 3 миллиона. Здесь очень большая диаспора, очень тяжело вычленить, кто с каким гражданством из армян и азербайджанцев инвестирует, и это все небольшие проекты, поэтому по платежному балансу они часто проходят, а в нашей базе данных бессмысленно эти проекты учитывать в силу их небольшого размера.
По этой, кстати, причине и по Белоруссии практически нет расхождений, потому что очень много мелких проектов, так называемых товаропроизводящих сетей Белоруссии в России, и в результате мы какие-то более крупные сети отразили, но за счет того, что мелкие сети мы пока не рассматриваем, получается примерно та же картина.
Если все-таки посмотреть на то, как взаимодействуют бывшие советские республики друг с другом, без участия России – здесь видно, что на самом деле идут сугубо экономические факторы. В случае, допустим, вовлечения Грузии это либо инфраструктурные проекты, как в случае украинско-грузинского крупнейшего проекта, либо банковский бизнес, отчасти тоже инфраструктурный проект в случае реального соседства. Допустим, Азербайджан–Грузия –крупнейшая сделка, связанная с транспортировкой и сбытом углеводородов и их продуктов переработки. То же самое – в случае Казахстан–Грузия. Третья по значению связка – Казахстан–Киргизия - обусловлена близостью стран.
В результате, если анализировать политически ангажированные проекты типа ГУАМ, то оказывается, что под ними нет той экономической базы, которая существует под теми проектами, которые инициируются с участием России. При этом проекты, которые инициируются с участием России, завязаны не только на расширение, допустим, экономических интересов России, но вписываются туда и те реально существующие экономические связки, помимо России, которые на постсоветском пространстве существуют».
«В 1990-х началась история постсоветских трансграничных инвестиций. Их было немного. За все 1990-е годы лишь шестая всех проектов в этой базе, охватывающей 20-летний период, причем в основном уже в 1995-1999 гг. Именно тогда некоторые российские компании начали закладывать основы своей транцнациональности – например, ЛУКОЙЛ или «Итера», вспоминает директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров. - Одним из первых крупных проектов стал вход ЛУКОЙЛа в проект Соглашние о раздле продкции в Азербайджане – кстати, позже, ЛУКОЙЛ был вынужден выйти из этого проекта.
История трансграничных инвестиций в 1990-х отнюдь не радужная. В 2000-е начался настоящий бум трансграничных капиталовложений в СНГ – другого слова не подберешь, резкий рост по экспоненте, начиная с 2000-2002 годов. Пика этот бум достиг в предкризисные 2006-2008 годы. Наши цифры любопытны в кризисный период, 2009-2011 и первое полугодие 2012 года. Вал трансграничных инвестиций сошел, инвестиций стало значительно меньше. Но тем не менее база диагностирует, что объем взаимных инвестиций за рубежом сохранился. Это, пожалуй, один из основных выводов нашего мониторинга. Сохранилась достаточно активная взаимная деятельность компаний-инвесторов из стран СНГ – свыше 40 сделок в 2009 году, 25 - в 2010 году и 25 - в 2011 году. Данные по 2012 году эта версия мониторинга еще не охватила, но предварительно мы можем сказать, что, видимо, и в 2011-ом, и в 2012 году выйдем примерно на 25 трансграничных сделок в СНГ. Это говорит о том, что возрождения предкризисного бума не происходит, но компании по-прежнему ищут ниши и в поисках этих ниш выходят на новые отрасли трансграничных сделок.
Если в 1990-е это были нефть и газ, в 2000-х был колоссальный объем инвестиций в телекоме, когда МТС, Вымпелфон и МегаФон выходили на рынки стран СНГ, то сейчас нащупываются новые точки роста – в пищевой промышленности, в легкой промышленности, в недвижимости, в гостиничном деле и частично в машиностроении. Сейчас нащупываются точки роста отраслевые, которые, возможно, станут заметным явлением в ближайшие пять лет».
«Лидирующими получателями прямых инвестиций выступает Украина, за которой следуют Казахстан и Белоруссия. Россия, естественно, меньше, потому что она выступает только как получатель прямых капиталовложений других стран СНГ, - говорит директор Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Кузнецов. - Если во всех почти странах доминирует Россия как инвестор, в Белоруссии это практически максимальный показатель, то исключение составляет Грузия, где велика роль и Казахстана, и Азербайджана, и отчасти Украины.
Мы проводили анализ отдельных компаний, нет ли здесь, в случае той же Грузии, допустим эффекта невовлеченности России как построения каких-то альтернативных проектов. Нет, оказывается, что отдельные компании, которые очень активны в Грузии, при этом идут и в Россию, и в Белоруссию. Причем по некоторым банкам, например, видно, что грузинский рынок, естественно, менее привлекателен, чем российский, для них, и они действительно в основном сосредоточены на территории России, а Грузия им интересна скорее из-за того, что там меньше конкуренции, в том числе со стороны российского бизнеса, плюс реально соседство существует.
Действительно, доминирование России максимально, поэтому любопытно посмотреть, куда идут российские прямые капиталовложения на постсоветском пространстве. И тут первый важный вывод, что лидирует Украина: несмотря на то, что она меньше вовлечена в последние интеграционные проекты, она заметно опережает наших партнеров по Таможенному союзу - и Казахстан, и Белоруссию. Во многом это объясняется как размером страны, так и тем, что, действительно, для российского бизнеса, несмотря на заявления о проблемах политического, другого характера, на самом деле отсутствие культурных, языковых барьеров, иногда российские бизнесмены просто родом с Украины, это все, естественно, является хорошим стимулом. Более разнообразная отраслевая структура украинской экономики тоже стимулирует дополнительные инвестиции.
Из других стран бросается в глаза непропорционально высокая доля Армении, учитывая размеры этой малой страны. И, наоборот, практически нет российских прямых инвестиций в Туркменистане.
Если же говорить о том, кто и как инвестирует в саму Россию, которая в силу размеров страны является крупнейшим получателем, то ведущие инвесторы – это Казахстан и Украина. Тут важно обратить внимание на диспропорцию между официальной статистикой и тем, что мы показали в своем мониторинге. Почти по всем основным инвесторам официальная статистика занижает не просто на какие-то десятки процентов, а реально занижает в разы. Украинский бизнес в России, по данным нашего мониторинга, вложил в сумме почти миллиард долларов. При этом официальные данные Центробанка на конец 2011 года – 263 миллиона, то есть почти в 4 раза, в 3,5 занижены данные. Это и показывает «блинчик» украинских инвестиций, где 90% идет на Кипр якобы, и значительная часть с Кипра потом возвращается не на Украину или еще куда-то, а поступает на территорию Российской Федерации.
Крупнейшим инвестором среди стран СНГ выступает Казахстан: почти 3 миллиарда, по данным нашей базы, при том, что по данным Центробанка России показатель даже немножко снизился, и он сейчас не дотягивает до одного миллиарда, то есть опять речь идет о многократном, в данном случае – трехкратном, занижении показателей.
Если говорить по малым странам, там есть разные пропорции. Как правило, как раз по таким государствам, как Армения и Азербайджан, наоборот, есть некоторые завышения, по статистике Центробанка. Это связано как раз с порогом в 3 миллиона. Здесь очень большая диаспора, очень тяжело вычленить, кто с каким гражданством из армян и азербайджанцев инвестирует, и это все небольшие проекты, поэтому по платежному балансу они часто проходят, а в нашей базе данных бессмысленно эти проекты учитывать в силу их небольшого размера.
По этой, кстати, причине и по Белоруссии практически нет расхождений, потому что очень много мелких проектов, так называемых товаропроизводящих сетей Белоруссии в России, и в результате мы какие-то более крупные сети отразили, но за счет того, что мелкие сети мы пока не рассматриваем, получается примерно та же картина.
Если все-таки посмотреть на то, как взаимодействуют бывшие советские республики друг с другом, без участия России – здесь видно, что на самом деле идут сугубо экономические факторы. В случае, допустим, вовлечения Грузии это либо инфраструктурные проекты, как в случае украинско-грузинского крупнейшего проекта, либо банковский бизнес, отчасти тоже инфраструктурный проект в случае реального соседства. Допустим, Азербайджан–Грузия –крупнейшая сделка, связанная с транспортировкой и сбытом углеводородов и их продуктов переработки. То же самое – в случае Казахстан–Грузия. Третья по значению связка – Казахстан–Киргизия - обусловлена близостью стран.
В результате, если анализировать политически ангажированные проекты типа ГУАМ, то оказывается, что под ними нет той экономической базы, которая существует под теми проектами, которые инициируются с участием России. При этом проекты, которые инициируются с участием России, завязаны не только на расширение, допустим, экономических интересов России, но вписываются туда и те реально существующие экономические связки, помимо России, которые на постсоветском пространстве существуют».
«В 1990-х началась история постсоветских трансграничных инвестиций. Их было немного. За все 1990-е годы лишь шестая всех проектов в этой базе, охватывающей 20-летний период, причем в основном уже в 1995-1999 гг. Именно тогда некоторые российские компании начали закладывать основы своей транцнациональности – например, ЛУКОЙЛ или «Итера», вспоминает директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров. - Одним из первых крупных проектов стал вход ЛУКОЙЛа в проект Соглашние о раздле продкции в Азербайджане – кстати, позже, ЛУКОЙЛ был вынужден выйти из этого проекта.
История трансграничных инвестиций в 1990-х отнюдь не радужная. В 2000-е начался настоящий бум трансграничных капиталовложений в СНГ – другого слова не подберешь, резкий рост по экспоненте, начиная с 2000-2002 годов. Пика этот бум достиг в предкризисные 2006-2008 годы. Наши цифры любопытны в кризисный период, 2009-2011 и первое полугодие 2012 года. Вал трансграничных инвестиций сошел, инвестиций стало значительно меньше. Но тем не менее база диагностирует, что объем взаимных инвестиций за рубежом сохранился. Это, пожалуй, один из основных выводов нашего мониторинга. Сохранилась достаточно активная взаимная деятельность компаний-инвесторов из стран СНГ – свыше 40 сделок в 2009 году, 25 - в 2010 году и 25 - в 2011 году. Данные по 2012 году эта версия мониторинга еще не охватила, но предварительно мы можем сказать, что, видимо, и в 2011-ом, и в 2012 году выйдем примерно на 25 трансграничных сделок в СНГ. Это говорит о том, что возрождения предкризисного бума не происходит, но компании по-прежнему ищут ниши и в поисках этих ниш выходят на новые отрасли трансграничных сделок.
Если в 1990-е это были нефть и газ, в 2000-х был колоссальный объем инвестиций в телекоме, когда МТС, Вымпелфон и МегаФон выходили на рынки стран СНГ, то сейчас нащупываются новые точки роста – в пищевой промышленности, в легкой промышленности, в недвижимости, в гостиничном деле и частично в машиностроении. Сейчас нащупываются точки роста отраслевые, которые, возможно, станут заметным явлением в ближайшие пять лет».