«Иванишвили оказался в нужном месте в нужное время»
Читать на сайте Вестник КавказаФигура Бидзины Иванишвили всегда вызывала в Грузии неподдельный интерес. Он слыл своего рода «Монте-кристо», который разбогател в России и вернулся на родину предков, поселившись в селе Чорвила как бы с некой тайной целью. Ясности относительно прошлого Иванишвили не прибавилось после того, как он раскрыл эту цель, ворвавшись в грузинскую политику и триумфально победив на первых же парламентских выборах. О феномене Бидзины Иванишвили с «ВК» беседует независимый политолог, бывший ректор дипломатической академии Иосиф Цинцадзе.
- Насколько адекватно, на ваш взгляд, в Грузии воспринимают Бидзину Иванишвили и не слишком ли много «белых пятен» в биографии нового лидера страны, особенно в период жизни и работы в России?
- У меня иногда складывается впечатление, что в Грузии слишком поверхностное, неконкретизированное, несистематизированное представление о прошлом господина Иванишвили. Известно лишь, что это парень, который «сам себя сделал». Он вышел из рабочей среды и затем сколотил огромный капитал в России. Тут следует учесть, что значило разбогатеть в России. Россия Ельцина – это был «Клондайк», как в Америке, где открыли золотые прииски и началась «золотая лихорадка». Можно было враз разбогатеть. Вот схожая ситуация и была в России 1990-х.
Иванишвили оказался в нужном месте в нужное время. Но что касается конкретики и деталей, все остается тайной за семью печатями. В том числе связь Бидзины Иванишвили с покойным генералом Александром Лебедем (утверждает ведь, что именно он подсказал Ельцину идею заключить союз с генералом в ходе президентских выборов 1996 года), да и вообще, отношение с тогдашней правящей верхушкой в России. Больше ничего в Грузии не знают о нем. Может российские коллеги знают больше, но, честно говоря, я даже в этом сильно сомневаюсь.
А вот Иванишвили как меценат – уже совсем другая история. Тут все абсолютно понятно. Можно сказать, он внес огромный вклад в сохранение грузинской культуры, очень помог интеллигенции, науке, построил храмы.
В этом плане он сделал беспрецедентно много. Российский этап его жизни по-прежнему неизвестен, хотя именно тогда он приобрел огромное состояние. Может быть мы кое-что узнаем, если Бидзина когда-нибудь станет писать мемуары. Однако станет ли он, тоже большой вопрос.
- Некоторые обвиняют Иванишвили в «подконтрольности» и тайном сговоре с Кремлем. Можно ли считать основанием для подобных подозрений лишь тот факт, что Иванишвили разбогател в России?
- Стратегическая ошибка Единого национального движения заключалась в том, что его предвыборная кампания была построена на тезисе: «Иванишвили – ставленник Москвы», «Иванишвили – агент Кремля и рука Путина». Это не сработало, а тезис о «сговоре с Кремлем» оказался «дохлым». Отсюда логичный вывод: народ им не поверил! Подавляющее большинство жителей Грузии не верят в то, что Иванишвили сегодня связан с Кремлем и «управляется Путиным», то есть действует под диктовку Москвы. Вообще то, во время выборов определяющим является не реальность, а то как ту или иную версию воспринимает народ. Что поделаешь, если народ в подобные страшилки не поверил?
Вместе с тем, Иванишвили следует учесть, что он сейчас уже облечен властью, вскоре станет премьер-министром и каждый его шаг будет рассматриваться под увеличительным стеклом. Тогда оппозиция может потребовать внесения большей ясности в некоторые вопросы и если Иванишвили как частное лицо не отвечал на них, имея на это право, то Иванишвили как премьер, уже будет обязан ответить.