Александр Рар: «В России ошибаются, если думают, что Иванишвили «свой человек», поскольку слово «Иван» фигурирует в его фамилии»
Читать на сайте Вестник КавказаИтоги парламентских выборов в Грузии комментирует научный директор Российско-германского форума Александр Рар.
- Господин Рар, каким вы видите политическое будущее Михаила Саакашвили и его партии после прошедших в Грузии парламентских выборов? Можно ли уже сейчас говорить о конце эпохи Саакашвили?
- Думаю, у Михаила Саакашвили, конечно, руки чешутся, чтобы попытаться в последний момент изменить конституцию и пойти путинским путем – остаться все-таки у власти через усиление поста премьера или главы парламента, но скорее через премьерство, то есть превращение Грузии в парламентскую республику. Будет ли у него на это время? Я сомневаюсь.
- Учитывая то, что его партия фактически проиграла выборы, шансов провести такой сценарий у него не остается в принципе?
- Да. И поэтому я говорю - «руки чешутся», но уже проделать этот путь будет фактически невозможно. Я думаю, что он должен просто понять, что в демократии есть определенные правила игры: после второго срока политическая карьера в «чистой» демократии заканчивается. Я не вижу для него каких-то других возможностей, кроме антиконституционных или манипуляций конституцией, остаться у власти.
- Как, по-вашему, победа «Грузинской мечты» на нынешних парламентских выборах может повлиять на грузино-российские отношения? Грядет ли потепление?
- Я бы сказал, если кто-то в России считает, что Иванишвили – «свой человек», поскольку слово «Иван» фигурирует в его фамилии, то мне кажется, что такие люди, конечно, ошибаются. Должен сказать, я за последние месяцы часто бывал в странах, соседних с Россией, и для себя понял, что постсоветские элиты – в Украине, в Казахстане и тем более в южнокавказских государствах – не желают возвращения в какую-то российскую орбиту. Они заинтересованы в экономическом прагматическом сотрудничестве, но не в каких-то политических союзах, во всяком случае, в ближайшие десятилетия. Что будет через 20-30 лет – уже не знаю, и предсказать трудно.
Отвечая на ваш вопрос, скажу, что вхождение такой страны как Грузия в Евразийский союз полностью исключается вне зависимости от того, кто там будет у власти. Грузия четко взяла курс на Запад, так же как и Азербайджан. Думаю, что для российско-грузинских отношений было бы самым лучшим и позитивным вариантом развития событий, если бы их удалось выстроить по образцу российско-азербайджанских отношений. По образцу армяно-российских отношений выстроить алгоритмы будет невозможно сегодня. Единственное, что может измениться при президенте Иванишвили – грузинское руководство может охладеть по поводу желания воссоединиться с Южной Осетией и Абхазией и, конечно, не объявляя об этом, но тихо и спокойно признать отделение этих территорий в войне, которую, действительно, начал Саакашвили. И поэтому я могу себе представить, что какая-то часть грузинской элиты может потом вину за потерю этих территорий возложить на Саакашвили. Это он, конечно, понимает и чего он боится. Но это один из возможных сценариев. В целом нужно сказать, что какого-то резкого сближения между Россией и Грузией при другом режиме, при другом правительстве я сейчас не вижу.