Осетино-ингушское чаепитие
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце октября исполнится 20 лет с начала вооруженных столкновений ингушей с осетинами в Пригородном районе. С обеих сторон погибли 583 человека, 939 были ранены.
Осетины и ингуши жили на берегах реки Терек на протяжении многих веков, поддерживали культурные и экономические контакты. На территории современного Пригородного района соседствовали осетинские, казачьи и ингушские поселения. Эксперты указывают, что осетино-ингушский территориальный конфликт развивался в течение длительного времени волнообразно – периоды некоторого спокойствия сменялись агрессивными фазами. Последняя вспышка пресечена в начале ноября 1922 года, когда по указу президента Бориса Ельцина в зону конфликта введены войска, а во враждующих республиках создана временная администрация. Тем не менее эксперты говорят, что конфликт, даже несмотря на множество подписанных мирных соглашений, нельзя считать полностью урегулированным. События осени 1992 года оставили глубокие шрамы. Как оказалось, 20 лет недостаточно, чтобы они зарубцевались. Но люди устали от вражды и ненависти, они тянутся друг к другу, налаживают отношения. И это закономерный процесс. Время лечит. Корреспондент «ВК» в Назрани Павел Цороев поговорил на эту тему за чашкой чая со своей осетинской коллегой Оксаной Бадтиевой.
- Оксана, ты согласна со мной, что время лечит?
- Думаю, да. Мой дедушка погиб во время Великой Отечественной войны. Отец, по словам бабушки, отказывался учить немецкий язык и читать классиков немецкой литературы. В сознании того поколения народ Германии был врагом. По прошествии лет все это отпало за ненадобностью. Немцы и россияне прекрасно сотрудничают и общаются.
- Значит должно вырасти новое поколение?
- Я не считаю так. Мы ведь хорошо общаемся с тобой в центре Владикавказа. Я родилась в Чермене. У меня много друзей, одноклассников среди ингушей. С ними мы общаемся в социальных сетях. Раньше жили одной дружной семьей. Я окончила школу в 1992 году. Не знаю, почему эти жестокие события произошли. Через пять лет после них я встретилась с одноклассником-ингушом и спросила его: «Почему?». Он ответил: «Сам не знаю». Сейчас он живет в Уренгое. В этом году он приезжал на Курбан-Байрам к родителям и, зная о том, что я люблю халву, передал ее моей маме. К сожалению, мне не удалось с ним встретиться. В Чермене осетины и ингуши общаются между собой, но уж, как-то натужно. События 1992 года произошли не случайно, и были организованы не простыми людьми.
- Что запомнилось тогда больше всего?
- У нас были соседи – Торшхоевы. Мы делили с ними кусок хлеба в прямом смысле слова. В 1992 году они только закончили строить дом. Когда его разрушили, соседка очень сильно плакала. В то время бал правила озлобленность. Все пошли против всех. Жуткое было время.
- Если бы люди вместе работали, на одних предприятиях, процесс сближения пошел бы быстрее.
- Знаешь, какой в Чермене был колхоз? Он гремел на всю страну. А консервный завод по соседству, птицеферма? На наши искусственные пруды приезжали половить рыбу с разных уголков СССР. СПТУ-6 было лучшим учебным заведением сельскохозяйственного профиля на Северном Кавказе. В его учебных классах стояли настоящие трактора и машины в разрезе. Сейчас там расположилась воинская часть. Все развалилось, все пришло в упадок. Стоят парни по углам, без работы.
- Пропасть недоверия между нашими народами медленно, но сужается?
- Сейчас в некоторых вузах Северной Осетии учатся юноши и девушки из Ингушетии. Например, в сельхозакадемии. Футболисты играют на родных полях друг против друга. По линии медицины есть продвижения. Я знаю женщину-осетинку, которая подшивает шторы в Назрани. Знаю также одного ингуша, который работает во Владикавказе на фирме. Ну, и другие примеры. Необходимо взаимопонимание, терпимость друг к другу.
- Меня беспокоит молодежь. В Чермене, например, дети ингушской и осетинской национальности учатся в разных школах. Я разговаривал однажды с парнем и девушкой во Владикавказе. Так они, вообще, в своей жизни не встречали ингушей.
- В Куртате, Дон-Гароне, например, ингушские и осетинские дети учатся вместе. И это хороший опыт. С молодежью надо работать. Необходимо, по моему мнению, существенно больше устраивать совместных мероприятий – спортивных, культурных. Больше общаться, как мы с тобой.