Миссия Морнингстара на Кавказе
Читать на сайте Вестник КавказаВ начале сентября президент Азербайджана Ильхам Алиев принял верительные грамоты новоназначенного посла США Ричарда Морнингстара. Тем самым был положен конец затянувшемуся периоду нестабильности в работе посольства США в Баку. После того как в июле 2009 года подошла к концу дипломатическая миссия Энн Дерси, должность посла США в Азербайджане более года оставалась вакантной. Затем президент США Барак Обама фактически в обход Сената назначил на эту позицию опытного дипломата, бывшего сопредседателя МГ ОБСЕ Мэтью Брайзу. Однако из-за активного противодействия армянских лоббистов в Сенате США карьера Брайзы в Азербайджане завершилась раньше срока: он успел проработать лишь один год, после чего его полномочия не были продлены.
После провального назначения Брайзы, ставшего жертвой политических интриг в американском Сенате, США не стали медлить с новым кандидатом на место посла в Баку. Им стал не понаслышке знакомый с южнокавказским регионом Ричард Морнингстар, занимавший ранее пост спецпредставителя госсекретаря США по энергетическим вопросам в Евразии. Новость о готовящемся назначении Морнингстара на должность посла в Баку восприняли с явным удовлетворением. Морнингстар, еще будучи спецпредставителем госсекретаря, совершил более 20 визитов в Азербайджан и был хорошо знаком с политическим руководством республики.
Ричард Морнингстар, в ходе своих частых визитов в регион, сумел завязать крепкие контакты с высокопоставленными чиновниками и политиками Азербайджана, в том числе, и на личном уровне. Фактор, в дипломатической деятельности зачастую необходимый, особенно, с учетом политической специфики постсоветских стран. Несмотря на то, что с момента официального вступления Морнингстара в должность посла прошло лишь две недели, он уже может записать себе в актив первый успех.
На днях стало известно, что в Азербайджане была восстановлена государственная регистрация американской НПО National Democratic Institute (NDİ). Азербайджанское информагентство "Туран" напоминает, что по постановлению Кабинета министров от 16 марта 2011 года зарубежные НПО должны иметь письменное соглашение с Минюстом, чтобы действовать в стране.
Однако еще до этого постановления, 10 марта 2011 года власти Азербайджана приостановили деятельность NDİ и "Дома прав человека" - подразделения Норвежского фонда "Дом прав человека". В качестве причины было указано именно отсутствие соглашения с Минюстом. Регистрация норвежской организации, несмотря на ее многочисленные обращения в Минюст, не была восстановлена. На практике это означает, что NDİ сможет продолжить реализацию своих проектов в Азербайджане, которые сводились к работе с политическими партиями и гражданским обществом, передает "Туран".
Тот факт, что власти Азербайджана за год до президентских выборов восстановили деятельность американской организации, фактически занимавшейся спонсированием радикальной оппозиции в стране, сам по себе довольно примечателен. Он свидетельствует о том, что у Баку нет серьезных опасений по поводу того, что американцы намерены «мутить воду» во время грядущих выборов. Вполне вероятно, что именно поэтому в Баку решили позволить себе сделать жест доброй воли в адрес США и своеобразный «подарок» новоназначенному послу.
Между тем, оппозиционно настроенные представители гражданского общества Азербайджана уже жалуются: в своих приоритетах в Азербайджане США, устами нового посла, вновь поставили на первое место энергетику и безопасность, а не демократию и права человека, как того хотелось бы им. Звучат такие жалобы довольно наивно, ведь ни для кого не секрет, что вопросы «демократии и прав человека» США в своей внешней политике ставят на первый план лишь в тех случаях, когда им это необходимо для обеспечения собственных национальных интересов. К примеру, интересов в области энергетики и безопасности.
Истинная причина недовольства азербайджанской оппозиции заключается вовсе не в порядке расстановке приоритетов политики Вашингтона в Азербайджане. Дело в том, что «энергетику и безопасность» оппозиция ставит в один ассоциативный ряд с действующей властью, а «демократию и права человека» - с собой. Иначе говоря, ставка оппозиции на политическую поддержку США в очередной раз не сыграла, что вполне естественно, учитывая то, что Баку и Вашингтон, как правило, находят общий язык по интересующим их вопросам двустороннего сотрудничества.
Говоря о сотрудничестве между Азербайджаном и США в сфере энергетики, Морнингстар имеет в виду доставку углеводородов из каспийского бассейна в Европу. Амбициозный проект США в регионе, для реализации которого необходима тесная кооперация в связке Ашхабад-Баку-Тбилиси-Анкара, в которой Грузии отводится скорее роль статиста, поскольку она выступит лишь в роли транзитной страны. Ясно, что Морнингстар будет держать руку на пульсе в вопросе строительства Транасанатолийского газопровода между Азербайджаном и Турцией, а также продолжать вести работу с Баку в направлении реализации проекта Транскаспийского газопровода, который наталкивается на серьезное противодействие со стороны России и Ирана. Несмотря на негативную реакцию Москвы и Тегерана, настрой у Морнингстара боевой: «Мы поддерживаем проект Транскаспийского газопровода и готовы сделать все, чтобы он был реализован. Надеемся, что эта деятельность ЕС совместно с Азербайджаном, Туркменистаном и Турцией будет успешной», - цитирует дипломата агентство «Новости-Азербайджан».
Важно, однако, не только то, насколько далеко готовы зайти США в их поддержке строительства Транскаспийского газопровода. Куда важнее то, насколько готовы Баку и Ашхабад взять на себя сопряженные с возможной конфронтацией с Москвой и Тегераном политические риски, и готов ли их разделить Вашингтон. Баку бросаться в объятия к американским партнерам, игнорируя при этом интересы Москвы, явно не спешит. Здесь слишком хорошо помнят, как США «сдали» своего ближайшего регионального союзника Грузию в августе 2008 года.
Другое направление деятельности нового посла США в Азербайджане - азербайджано-иранские отношения. Морнингстар уже успел отличиться довольно провокационным заявлением, публично назвав ИРИ главной проблемой безопасности для Азербайджана. Как сообщает азербайджанское агентство АПА, Морнингстар заявил, что вопрос Ирана обсуждался и будет обсуждаться на встречах в Азербайджане. «Мы намерены продолжить тесное сотрудничество и обсуждать этот вопрос», - сказал он. Другими словами, США будут продолжать втягивать Азербайджан в антииранскую коалицию. Рискнет ли Баку на открытую конфронтацию со своим южным соседом, даже если при этом ему будут даны военно-политические гарантии со стороны США, вопрос открытый.
В период дипломатической службы Ричарда Морнингстара в Азербайджане будут приняты ключевые решения по транспортировке газа из каспийского бассейна в Европу, а также, вполне вероятно, получит развязку кризис вокруг иранской атомной программы, что, так или иначе, коснется и Азербайджана. Нельзя также исключать угрозы обострения нагорно-карабахского конфликта с Арменией. К тому же, в Азербайджане в 2013 и 2014 году пройдут, президентские и парламентские выборы соответственно. Таким образом, вполне логично, что США отправили в эту южнокавказскую республику Ричарда Морнингстара — одного из самых опытных кадров госдепа по региону. Ведь Азербайджан имеет все шансы превратиться в ближайшие годы в одну из «горячих точек» на геополитической карте мира.
После провального назначения Брайзы, ставшего жертвой политических интриг в американском Сенате, США не стали медлить с новым кандидатом на место посла в Баку. Им стал не понаслышке знакомый с южнокавказским регионом Ричард Морнингстар, занимавший ранее пост спецпредставителя госсекретаря США по энергетическим вопросам в Евразии. Новость о готовящемся назначении Морнингстара на должность посла в Баку восприняли с явным удовлетворением. Морнингстар, еще будучи спецпредставителем госсекретаря, совершил более 20 визитов в Азербайджан и был хорошо знаком с политическим руководством республики.
Ричард Морнингстар, в ходе своих частых визитов в регион, сумел завязать крепкие контакты с высокопоставленными чиновниками и политиками Азербайджана, в том числе, и на личном уровне. Фактор, в дипломатической деятельности зачастую необходимый, особенно, с учетом политической специфики постсоветских стран. Несмотря на то, что с момента официального вступления Морнингстара в должность посла прошло лишь две недели, он уже может записать себе в актив первый успех.
На днях стало известно, что в Азербайджане была восстановлена государственная регистрация американской НПО National Democratic Institute (NDİ). Азербайджанское информагентство "Туран" напоминает, что по постановлению Кабинета министров от 16 марта 2011 года зарубежные НПО должны иметь письменное соглашение с Минюстом, чтобы действовать в стране.
Однако еще до этого постановления, 10 марта 2011 года власти Азербайджана приостановили деятельность NDİ и "Дома прав человека" - подразделения Норвежского фонда "Дом прав человека". В качестве причины было указано именно отсутствие соглашения с Минюстом. Регистрация норвежской организации, несмотря на ее многочисленные обращения в Минюст, не была восстановлена. На практике это означает, что NDİ сможет продолжить реализацию своих проектов в Азербайджане, которые сводились к работе с политическими партиями и гражданским обществом, передает "Туран".
Тот факт, что власти Азербайджана за год до президентских выборов восстановили деятельность американской организации, фактически занимавшейся спонсированием радикальной оппозиции в стране, сам по себе довольно примечателен. Он свидетельствует о том, что у Баку нет серьезных опасений по поводу того, что американцы намерены «мутить воду» во время грядущих выборов. Вполне вероятно, что именно поэтому в Баку решили позволить себе сделать жест доброй воли в адрес США и своеобразный «подарок» новоназначенному послу.
Между тем, оппозиционно настроенные представители гражданского общества Азербайджана уже жалуются: в своих приоритетах в Азербайджане США, устами нового посла, вновь поставили на первое место энергетику и безопасность, а не демократию и права человека, как того хотелось бы им. Звучат такие жалобы довольно наивно, ведь ни для кого не секрет, что вопросы «демократии и прав человека» США в своей внешней политике ставят на первый план лишь в тех случаях, когда им это необходимо для обеспечения собственных национальных интересов. К примеру, интересов в области энергетики и безопасности.
Истинная причина недовольства азербайджанской оппозиции заключается вовсе не в порядке расстановке приоритетов политики Вашингтона в Азербайджане. Дело в том, что «энергетику и безопасность» оппозиция ставит в один ассоциативный ряд с действующей властью, а «демократию и права человека» - с собой. Иначе говоря, ставка оппозиции на политическую поддержку США в очередной раз не сыграла, что вполне естественно, учитывая то, что Баку и Вашингтон, как правило, находят общий язык по интересующим их вопросам двустороннего сотрудничества.
Говоря о сотрудничестве между Азербайджаном и США в сфере энергетики, Морнингстар имеет в виду доставку углеводородов из каспийского бассейна в Европу. Амбициозный проект США в регионе, для реализации которого необходима тесная кооперация в связке Ашхабад-Баку-Тбилиси-Анкара, в которой Грузии отводится скорее роль статиста, поскольку она выступит лишь в роли транзитной страны. Ясно, что Морнингстар будет держать руку на пульсе в вопросе строительства Транасанатолийского газопровода между Азербайджаном и Турцией, а также продолжать вести работу с Баку в направлении реализации проекта Транскаспийского газопровода, который наталкивается на серьезное противодействие со стороны России и Ирана. Несмотря на негативную реакцию Москвы и Тегерана, настрой у Морнингстара боевой: «Мы поддерживаем проект Транскаспийского газопровода и готовы сделать все, чтобы он был реализован. Надеемся, что эта деятельность ЕС совместно с Азербайджаном, Туркменистаном и Турцией будет успешной», - цитирует дипломата агентство «Новости-Азербайджан».
Важно, однако, не только то, насколько далеко готовы зайти США в их поддержке строительства Транскаспийского газопровода. Куда важнее то, насколько готовы Баку и Ашхабад взять на себя сопряженные с возможной конфронтацией с Москвой и Тегераном политические риски, и готов ли их разделить Вашингтон. Баку бросаться в объятия к американским партнерам, игнорируя при этом интересы Москвы, явно не спешит. Здесь слишком хорошо помнят, как США «сдали» своего ближайшего регионального союзника Грузию в августе 2008 года.
Другое направление деятельности нового посла США в Азербайджане - азербайджано-иранские отношения. Морнингстар уже успел отличиться довольно провокационным заявлением, публично назвав ИРИ главной проблемой безопасности для Азербайджана. Как сообщает азербайджанское агентство АПА, Морнингстар заявил, что вопрос Ирана обсуждался и будет обсуждаться на встречах в Азербайджане. «Мы намерены продолжить тесное сотрудничество и обсуждать этот вопрос», - сказал он. Другими словами, США будут продолжать втягивать Азербайджан в антииранскую коалицию. Рискнет ли Баку на открытую конфронтацию со своим южным соседом, даже если при этом ему будут даны военно-политические гарантии со стороны США, вопрос открытый.
В период дипломатической службы Ричарда Морнингстара в Азербайджане будут приняты ключевые решения по транспортировке газа из каспийского бассейна в Европу, а также, вполне вероятно, получит развязку кризис вокруг иранской атомной программы, что, так или иначе, коснется и Азербайджана. Нельзя также исключать угрозы обострения нагорно-карабахского конфликта с Арменией. К тому же, в Азербайджане в 2013 и 2014 году пройдут, президентские и парламентские выборы соответственно. Таким образом, вполне логично, что США отправили в эту южнокавказскую республику Ричарда Морнингстара — одного из самых опытных кадров госдепа по региону. Ведь Азербайджан имеет все шансы превратиться в ближайшие годы в одну из «горячих точек» на геополитической карте мира.