Атаковать нельзя уступить
Читать на сайте Вестник КавказаВ начале сентября все ведущие политические обозреватели Израиля сошлись во мнении, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху отказался от плана атаковать иранские ядерные объекты в 2012 году. По мнению политологов, он принял это решение на фоне резкого ухудшения отношений с США и лично с президентом Бараком Обамой, резко выступающим против такого шага. Кроме того, и члены правительства, и руководство израильской армии осознало правоту американцев, убежденных, что подобная операция, осуществленная в одиночку, без поддержки США и НАТО в целом обречена на провал и может лишь усугубить положение Израиля в регионе. Наконец, аналитики не исключают того, что все разговоры о возможной атаке, поднятый вокруг нее шум необходим был Израилю для ужесточения санкций против Ирана и получения гарантий американской администрации, что в определенный момент (в «точке невозврата»), когда станет ясно, что создание иранской атомной бомбы стало неотвратимым, США примут вместе с Израилем участие в уничтожении иранских ядерных объектов. В определенной степени Нетаньяху добился этих целей. Санкции были ужесточены и, хотя Обама и не дал ожидаемого обещания о «точке невозврата», на него сейчас оказывается массированное давление внутри американского общества с тем, чтобы такое обещание было дано.
Один из самый информированных израильских журналистов Йоси Мильман, имеющий обширные связи в спецслужбах еврейского государства, в своей пространной статье назвал пять причин, по которым Израиль не атакует Иран, по меньшей мере, до президентских выборов в США.
Первая "против". Израиль входит в череду осенних еврейских праздников, длящихся почти месяц. В течение всего этого времени вся работа в госструктурах, да во всей стране в целом практически парализована; почти никто не работает, и наносить удар в этот период бессмысленно.
Вторая "против". В конце сентября Нетаньяху вылетает в США для участия в Генеральной ассамблее ООН и личной встречи с Бараком Обамой. Глупо ожидать, что удар будет нанесен во время пребывания главы правительства в США или сразу по его возвращении.
Третья "против". В октябре планируется проведение совместных израильско-американских военных учений. Вряд ли, зная позицию американцев, Израиль пожелает сорвать эти учения. Да и кто атакует одновременно с учениями?!
Четвертая "против". Стало понятно, что у Нетаньяху нет необходимого большинства в Кабинете министров для утверждения удара по Ирану. То есть правительство на себя брать такую ответственность не хочет, а в одиночку премьер ее вряд ли возьмет.
Пятая "против". В Израиле осознали, что, несмотря на интенсификацию работ по созданию атомной бомбы, Иран вряд ли создаст ее до конца 2012 года.
Правда, Мильман предупреждает, что удара не будет именно до 4 ноября, то есть до выборов в США, а вот за то, что будет дальше, он не ручается.
В то же время существует ряд фактов, свидетельствующих о том, что вероятность удара по иранским ядерным объектам в ближайшие два месяца все же возможна, и эти факты тоже можно перечислить по пунктам.
Первый "за". В своей новогодней речи перед активистами правящей партии «Ликуд» (имеется в виду праздник «Рош а-шана» – Новый год по еврейскому календарю, – Прим. ред.) бывший председатель комиссии кнессета по иностранным делам и обороне Цахи Анегби заявил, что «в ближайшие 50 дней главе правительства придется принять тяжелое решение» и выразил надежду, что оно будет правильным. «У всего есть цена, - сказал Анегби. – Если мы ударим по Ирану, нам, безусловно, придется за это заплатить. Но если мы не ударим, а смиримся с появлением у Ирана атомной бомбы, то нам тоже придется за это заплатить. А может, не только нам, но и нашим детям и внукам! Я хочу напомнить, что еще первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил, что мы не можем допустить проявления у наших противников оружия массового уничтожения». Следует отметить, что Анегби – знаковая фигура в израильской политике. Долгое время он был одним из самых влиятельных политиков «Ликуда», но в 2005 году перешел в созданную премьер-министром Ариэлем Шароном партию «Кадима». Сейчас он снова вернулся в «Ликуд» и почти сразу, не будучи депутатом кнессета, вошел в ближайшее окружение Нетаньяху. При этом известно, что Анегби является однозначным сторонником нанесения удара по иранским ядерным объектам.
Второй "за". Израиль продолжает расширение своей новой системы ПРО «Железный купол», размещая ее батареи в самых разных точках страны.
Третий "за". Накануне осенних праздников в госучреждениях Израиля было в экстренном порядке открыто 16 ставок координаторов по деятельности этих учреждений. Ставки уже заполнены, причем, вопреки принятым в Израиле правилам, кандидаты на эти должности подбирались без объявления открытого конкурса.
Четвертый "за". Возмущенный утечками информации с заседаний правительства в прессу Нетаньяху отдал указание проверить министров на детекторе лжи, чтобы выявить источник утечки.
Пятый "за". Американские спецслужбы начали проводить учения по отработке действий на случай, если после удара Израиля по иранским ядерным объектам в США будут проведены теракты против израильских объектов, а также лидеров американской еврейской общины.
Словом, факты, говорящие в пользу удара, выглядят не менее весомо, чем те, которые наводят на мысль, что такого удара не будет. Вероятнее всего, нынешнее израильское руководство продолжает оставаться на перепутье. В одном Цахи Анегби, безусловно, прав: за любое принятое решение Израилю и, прежде всего, его рядовым жителям, придется заплатить очень высокую цену.