Сор из вайнахской семьи
Читать на сайте Вестник КавказаТема земельных отношений на Северном Кавказе во все времена считалась самой непростой и болезненной. В Москве, однако, о ней обычно вспоминают, когда речь заходит о крайнем проявлении – актуализации этнополитических конфликтов в регионе. «Существует опасность перехода этих конфликтов на этнополитический уровень. Регулярно раздаются призывы решить вопрос путем отделения Дагестана от равнинных районов, создания территориальных образований для жителей равнин и так далее, - говорит старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. - Исконные жители равнины часто апеллируют к тому, что у них отобрали земли. Однако старожилы не говорят о том, чтобы изгнать тех, кого пересилили еще в советское время, а значит, люди все-таки придерживаются традиций добрососедства».
О том, что рушить «традиции добрососедства» не собирается, говорил и Рамзан Кадыров, комментируя инициированный им же самим вопрос о необходимости определения чеченно-ингушской административной границы. Глава Чечни не боится, что его резкие высказывания в адрес ингушских властей могут охладить отношения между народами Чечни и Ингушетии: "Этого не будет и быть не может. Я никогда не делил чеченский и ингушский народы на свой и чужой. Мое отношение к проблеме борьбы с терроризмом продиктовано именно таким подходом к данному вопросу".
Напомним, что 26 августа на совещании у Кадырова в Грозном братскому нарду были предъявлены следующие обвинения:
- «должностными лицами Ингушетии предпринимаются шаги, направленные не только на юридическое закрепление на территориях, которые чеченскими властями осознанно оставлялись как межреспубликанские, но и захват новых земель, вклиниваясь вглубь ЧР. При этом делаются ссылки на какие-то бумаги, якобы подписанные Джохаром Дудаевым»;
- «...но и на этом должностные лица Ингушетии не останавливаются. Межевая линия, которую мы никогда не проводили и которой никогда не интересовались, изо дня в день из месяца в месяц двигается внутрь ЧР. Только в районе Горагорска в одностороннем порядке проведено размежевание, в результате чего к ранее отрезанным от Чечни землям дополнительно посягнули на сотни и тысячи гектаров»;
- «…воспользовавшись тяжелой для чеченского народа ситуацией, села и целые районы наши захватили. Мы при этом проявляли сдержанность. Но аппетит растет и идет процесс захвата новых и новых территорий Чечни. Если кто-то не понимает человеческого языка, мы шутить не позволим»…
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров отреагировал на обвинения с присущей ему военной сдержанностью. Радует и то, что в Грозном тоже собираются решать проблему за столом переговоров – в ходе работы специально созданной двусторонней республиканской комиссии по установлению административной границы с Ингушетией. Причем планируется, что с чеченской стороны ее возглавит спикер парламента Дукуваха Абдурахманов, пользующийся уважением в обеих республиках и уже зарекомендовавший себя как искусный дипломат. Работу предполагается вести во взаимодействии с советами старейшин обеих республик. "Критериями в вопросе определения административной границы между Чеченской республикой и республикой Ингушетия могут выступать лишь архивные документы, имеющаяся фактическая база и историческая справедливость", - уже заявил Абдурахманов.
Словом, процесс пытаются перевести в переговорное русло, понимая, что подогревание конфликта может всколыхнуть весь Северный Кавказ с его многочисленными земельными спорами. Причем помимо давней исторической составляющей, земельные конфликты имеют и несколько относительно новых причин для возникновения. Среди них эксперты называют и отсутствие легального рыночного оборота сельхозземель, связанного с запретом на их приватизацию; и запутанные юридические расклады в земельной сфере, приводящие к появлению альтернативных правовых систем в землепользовании; и проблему идеологизации земельных проблем, что ведет к наполнению земельных споров этническим содержанием. И, наконец, нерешенность земельных проблем, возникших в ходе сталинских депортаций и возвращения народов из депортации. Кстати, это касается не только чечено-ингушских споров, но и, например, Пригородного района Северной Осетии, где существует и проблема границ, и проблема землеобеспечения ингушских переселенцев.
Сейчас корень проблем, проявившихся в чечено-ингушских отношениях, принято искать в 1934 году, когда было решено объединить Чечню с Ингушетией. Между тем, в этой ситуации есть шанс, что может сработать принцип «кто нас поссорил, тот и помирит». И не такой уж абсурдной выглядит идея, уже выдвинутая внимательными наблюдателями за ситуацией, - воспользоваться опытом решения территориальных споров 1930-х годов. В конце концов, в Чечено-Ингушетии после ее восстановления в 1957 году, несмотря на трудности реабилитационного периода, экономическое развитие шло усиленными темпами. К 1990 году в АССР насчитывалось 194 промышленных предприятий, велась добыча и переработка нефти, были развиты энергетическая, машиностроительная, нефтехимическая, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительной индустрии. Конечно, центр вкладывал немалые средства в развитие АССР, но и сейчас финансовые вложения в экономики некоторых республик СКФО исчисляются достаточно большими цифрами.
О том, что рушить «традиции добрососедства» не собирается, говорил и Рамзан Кадыров, комментируя инициированный им же самим вопрос о необходимости определения чеченно-ингушской административной границы. Глава Чечни не боится, что его резкие высказывания в адрес ингушских властей могут охладить отношения между народами Чечни и Ингушетии: "Этого не будет и быть не может. Я никогда не делил чеченский и ингушский народы на свой и чужой. Мое отношение к проблеме борьбы с терроризмом продиктовано именно таким подходом к данному вопросу".
Напомним, что 26 августа на совещании у Кадырова в Грозном братскому нарду были предъявлены следующие обвинения:
- «должностными лицами Ингушетии предпринимаются шаги, направленные не только на юридическое закрепление на территориях, которые чеченскими властями осознанно оставлялись как межреспубликанские, но и захват новых земель, вклиниваясь вглубь ЧР. При этом делаются ссылки на какие-то бумаги, якобы подписанные Джохаром Дудаевым»;
- «...но и на этом должностные лица Ингушетии не останавливаются. Межевая линия, которую мы никогда не проводили и которой никогда не интересовались, изо дня в день из месяца в месяц двигается внутрь ЧР. Только в районе Горагорска в одностороннем порядке проведено размежевание, в результате чего к ранее отрезанным от Чечни землям дополнительно посягнули на сотни и тысячи гектаров»;
- «…воспользовавшись тяжелой для чеченского народа ситуацией, села и целые районы наши захватили. Мы при этом проявляли сдержанность. Но аппетит растет и идет процесс захвата новых и новых территорий Чечни. Если кто-то не понимает человеческого языка, мы шутить не позволим»…
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров отреагировал на обвинения с присущей ему военной сдержанностью. Радует и то, что в Грозном тоже собираются решать проблему за столом переговоров – в ходе работы специально созданной двусторонней республиканской комиссии по установлению административной границы с Ингушетией. Причем планируется, что с чеченской стороны ее возглавит спикер парламента Дукуваха Абдурахманов, пользующийся уважением в обеих республиках и уже зарекомендовавший себя как искусный дипломат. Работу предполагается вести во взаимодействии с советами старейшин обеих республик. "Критериями в вопросе определения административной границы между Чеченской республикой и республикой Ингушетия могут выступать лишь архивные документы, имеющаяся фактическая база и историческая справедливость", - уже заявил Абдурахманов.
Словом, процесс пытаются перевести в переговорное русло, понимая, что подогревание конфликта может всколыхнуть весь Северный Кавказ с его многочисленными земельными спорами. Причем помимо давней исторической составляющей, земельные конфликты имеют и несколько относительно новых причин для возникновения. Среди них эксперты называют и отсутствие легального рыночного оборота сельхозземель, связанного с запретом на их приватизацию; и запутанные юридические расклады в земельной сфере, приводящие к появлению альтернативных правовых систем в землепользовании; и проблему идеологизации земельных проблем, что ведет к наполнению земельных споров этническим содержанием. И, наконец, нерешенность земельных проблем, возникших в ходе сталинских депортаций и возвращения народов из депортации. Кстати, это касается не только чечено-ингушских споров, но и, например, Пригородного района Северной Осетии, где существует и проблема границ, и проблема землеобеспечения ингушских переселенцев.
Сейчас корень проблем, проявившихся в чечено-ингушских отношениях, принято искать в 1934 году, когда было решено объединить Чечню с Ингушетией. Между тем, в этой ситуации есть шанс, что может сработать принцип «кто нас поссорил, тот и помирит». И не такой уж абсурдной выглядит идея, уже выдвинутая внимательными наблюдателями за ситуацией, - воспользоваться опытом решения территориальных споров 1930-х годов. В конце концов, в Чечено-Ингушетии после ее восстановления в 1957 году, несмотря на трудности реабилитационного периода, экономическое развитие шло усиленными темпами. К 1990 году в АССР насчитывалось 194 промышленных предприятий, велась добыча и переработка нефти, были развиты энергетическая, машиностроительная, нефтехимическая, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительной индустрии. Конечно, центр вкладывал немалые средства в развитие АССР, но и сейчас финансовые вложения в экономики некоторых республик СКФО исчисляются достаточно большими цифрами.