«Помимо Евразийского союза шансов для прорыва у Еревана нет»
Читать на сайте Вестник КавказаЭкс-министр внутренних дел, советник первого президента Армении по вопросам национальной безопасности Ашот Манучарян в интервью «ВК» оценивает перспективы создания Евразийского союза и членства Армении в этой организации.
- 8 августа в Москве президенты России и Армении говорили об участии Еревана в Евразийском союзе. Каковы, на ваш взгляд, перспективы участия Армении в этом проекте?
- Сегодня резко усиливаются новые геополитические процессы, связанные с нашим регионом. В этой связи Армения крайне важна для Москвы, особенно учитывая, что при этом в последние годы Ереван совершает весьма эффективный дрейф в сторону Запада. Впрочем, во многом этот дрейф осуществляется путем стимулирования самим Западом. На этом фоне приходиться констатировать, что Запад в этом отношении намного успешнее России. В рамках этой логики для Москвы уже настал некий момент истины. На этом фоне вопрос вступления Армении в Таможенный и впоследствии в Евразийский союз является лакмусовой бумагой, на которой написано «да» или «нет» российскому присутствию в Армении. Поэтому проект по созданию Евразийского союза имеет для России ключевое значение, и Москва будет использовать для его реализации и создания тесно интегрированного сообщества все свои возможности на постсоветском пространстве.
В условиях сегодняшнего усиления конфронтации на мировом уровне проект по созданию Евразийского союза – важная составляющая российской политики в рамках философии существующего мира. С другой стороны Армения всегда была для России важной геополитической точкой, да и для других мировых игроков в плане фиксации их позиций на Кавказе, который многие до последнего времени называли Евразийским коммуникационным коридором. Важно, что именно Кавказ является нейтральным коридором на материке Евразия вне территорий глобальных игроков – России на севере и Ирана на юге. Владение этим нейтральным коридором по-прежнему является доминантой в целях глобальных игроков имеющих интересы в Евразии, позволяя им дозировать экономическое развитие целого ряда стран.
- Какую роль в этих процессах вы отводите Соединенным Штатам?
- Для Вашингтона большое значение приобретает укрепление своих позиций, вплоть до полного и неограниченного философско-административного контроля над Арменией. Мир сегодня находится в состоянии интенсивных пертурбаций, старые системы управления рушатся и примеров тому множество, но многие страны, и в первую очередь США, стремятся их сохранить, хотя это непросто сделать в условиях всеобщего мирового кризиса, включающего не только экономику, но и ценностную составляющую. В рамках этого кризиса достаточно трудно, манипулируя старыми средствами, пытаться реагировать на реалии сегодняшних вызовов. Зачастую бывает необходимо на местах приободрить своих людей: президентов, премьеров и т. д, втягивая их в осуществление своих целей и задач, которые заключаются в повсеместном укреплении позиций США.
- Вы сказали, что Запад действует в Армении намного успешнее России. В чем это выражается, учитывая, что Россия для Армении остается инвестором номер один, а ряд армянских предприятий, в том числе имеющих стратегическое значение, находятся в руках россиян?
- Запад более успешен благодаря своей высокой технологичности, философии, концепции жизни. Вы правильно заметили, в Армении это проявляется во владении Москвой стратегически важными объектами. Однако, во всем, что касается материального, Запад по определению более успешен, чем Россия, в руках которой находиться это материальное. Кроме того, в руках Запада есть еще одна важная вещь – печатный станок. На этом фоне все остальное просто бессмысленно обсуждать, в результате влияние России в Армении стремительно приближается к нулю, а все политическое поле страны находится под контролем англо-американских сил. Это, конечно, полемическое преувеличение. Факт, однако, состоит в том, что позиция Москвы в отношении указанных вызовов выглядит индифферентной и порождает недоумение армянского общества. Поэтому если Россия действительно стремится конкурировать с Западом, ей надо выйти за пределы того поля игры, где она бита и будет бита в другое политическое измерение. Политическая и государственная элита Армении в течение последних 20 лет адаптировалось к западной системе ценностей.
В результате Армения сегодня находится под влиянием чуждой системы ценностей, от которой необходимо избавиться. Философия, которой сегодня руководствуются наши власти, также заимствована и принята всеми членами правящей в Армении элиты. Между тем, у нас была довольно эффективная собственная форма самоорганизации, которая осуществлялась 1988-1990 годы. В основе же сегодняшнего механизма экономики Армении лежит еще большее обогащение олигархов, которые как пылесос забирают все деньги у населения, а затем инвестируют эти средства в иностранных государствах. Естественно, в условиях наличия подобного механизма экономика развиваться не может.
- Вы отметили наличие в Армении и других странах СНГ политиков втянутых в осуществление целей и задач, заключающихся в повсеместном укреплении позиций США. Попытки России создать Евразийский союз с участием стран постсоветского пространства исходят из указанных вами процессов?
- Политические государственные элиты постсоветского пространства насквозь пронизаны западной цивилизацией. Он стали агентами Запада, конечно, не в том смысле, что они им завербованы, а носителями западных идей. Человек живет для того чтобы больше наворовать, и получить больше удовольствий. Общества потребления и силы, основанные на финансовом могуществе, являются механизмами работы Запада. Соответственно, все люди осуществляющие управление странами постсоветского пространства, западники по своей сути и определению. Россия - одно из самых удивительных образований в сегодняшнем мире. С одной стороны российские элиты, не связанные с сущностью России как таковой, безусловно, западные. По своей же сути русский народ остается носителем совершенно иной цивилизации, являясь крупнейшим резервуаром, способным указать путь человечеству, чтобы выкарабкаться из той ямы, в которой мы все оказались в результате жизни по рецептам западной цивилизации. Западная цивилизация уже отыграла свою роль, в рамках которой помимо упущений были зарегистрированы и серьезные достижения. Однако она себя полностью исчерпала и неминуемо должна быть заменена другой. Фундаментальный вопрос в том – является ли Евразийский союз действием в духе логики сегодняшнего мира, где каждый старается организовать группировку для того, что бы урвать для себя больше чем другие. Или же это есть альтернативный путь развития человечества? В свое время мы с успехом угробили одну возможную альтернативу. Крушение СССР отнюдь не было геополитической катастрофой, это была гораздо более масштабная катастрофа, потому что СССР являлся реальной возможной альтернативой для человечества, но так в нее и не превратился. В СССР попытались сделать такой альтернативой социализм, но это не удалось. СССР развалился вовсе не вследствие заговора, деятельности масонов, ЦРУ, сговора и тому подобной чепухе. Ни один организм не умирает из-за микробов. Первое что убивает организм – это обессиливание иммунной системы, в случае СССР идеи поддерживающей единство.
Все заявления в духе того, что социализм – исчадие ада не более чем разговоры для бедных. Тем не менее кое-что от всего этого у нас осталось. Мы, люди постсоветского пространства по-прежнему являемся носителями очень важных принципов, идей, способов организации жизни. Из нас делают стандартных, западных людей, но пока что мы все еще другие. Поэтому если нам удастся наработать что-то принципиально новое в рамках идеи о создании Евразийского пространства, то именно мы окажемся впереди всей планеты. И необязательно это делать исключительно нам самим. Неплохие наработки уже есть в Штатах, Латинской Америке, Китае. При этом ничего из того, что мы делаем в рамках западной философии к подобному прорыву нас не приведет. Ориентируя человека на постоянный рост потребления и наличных средств, его заставляют любыми способами получать большие доходы и потреблять, потреблять, потреблять и получать удовольствие. В этом вся нехитрая суть сегодняшней жизни.
- Обеспечение безопасности Армении путем членства в ОДКБ и военно-техническим сотрудничеством с Россией можно считать предпосылкой для участия республики в евразийском проекте России?
- Систему безопасности мы черпаем во взаимодействии с России. Это первый параметр на сегодня. Опять-таки, в плане развития у Армении есть проблемы, но неприемлем и план развития, который нам предлагает Запад. Что нам предлагает Запад? Больше есть, и иметь возможность больше есть. Мы не будем иметь возможность иметь большую науку, более мощную промышленность, более качественное образование. СССР был в этом плане высокой планкой недостижимой ни одной из стран не только постсоветского, но и постсоветского пространства. То есть та же катастрофическая ситуация сегодня наблюдается и в бывших странах Варшавского договора. Выбор системы безопасности Арменией уже сделан – это, безусловно, Россия и я пока не вижу ничего приближающегося по параметрам этому выбору. Конечно, и здесь существует масса проблем, но альтернативы не существует, во всяком случае, сегодня. Что касается экономической и глобальной составляющей, то Евразийский союз для нас для всех – это шанс прорыва. Но для того чтобы мы могли им воспользоваться, нужно трансформировать этот проект в цивилизационный. Других шансов прорыва для Армении я сегодня не вижу, включая и интеграцию в Европейское пространство и, слава Богу, что это так.