«Создание православных дружин ведет к гражданской войне»
Читать на сайте Вестник КавказаНедавно глава движения «Святая Русь» Иван Отраковский заявил, что православные дружины вместе с полицейскими начнут патрулировать улицы столичного региона, чтобы предотвратить осквернение христианских святынь. Отраковский призвал «всех неравнодушных православных организовываться в дружины для патрулирования на территории России». Власти Москвы уже высказалась против воплощения в жизнь такой инициативы. Главы столичного департамента региональной безопасности Алексей Майоров напомнил, что Россия - многоконфессиональное государство, и создание православных дружин может привести к расколу общества.
«Ужасным предложением» назвал идею Отраковского и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, по мнению которого «в нашем обществе все больше и больше разливается «отравленная субстанция» нетерпимости и ожесточенности в отношениях разных людей, разных конфессий, разных национальностей даже зачастую или этнических групп».
Лукин заметил общественную тенденцию не обсуждения проблем, а «кусания» друг друга, и подвел под нее философскую подоплеку: «Это так называемое героическое сознание, оно же средневековое сознание, постепенно выходит на первый план за счет более рационального, современного, я бы сказал, рефлекторного сознания. Инстинкты диалога отходят на второй план, а инстинкты борения выходят на первый план. Это очень опасно». В эти тенденции, на взгляд омбудсмена, вписывается и идея создания дружин по конфессиональному, клановому принципу. «Мало нам нашей собственной истории, когда у нас были различного рода дружины энтузиастов, которые били других энтузиастов, и все это переходило потом в гражданскую войну? Все они были с горящими глазами, все они были убеждены, что их истина самая истинная, а привело это к взаимному уничтожению и братоубийственным делам. Нам мировой практики не хватает? Не хватает Ливана, например? Теперь Сирия уже к Ливану присоединяется! В Германии самые страшные полосы истории в первой половине прошлого века начались с объединения таких энтузиастов в коричневых рубашках, которым активно сопротивлялись энтузиасты в красных рубашках.
У Габриэля Гарсиа Маркеса в романе «Сто лет одиночества» в замечательной яркой форме описана история Колумбии – прекрасной страны, где все развивалось, как и во многих других странах; появилась политическая партия либералов, которые ценили свободу больше всего; появилась политическая партия консерваторов, которая ценила религиозные христианские, католические ценности превыше всего; левые потом появились, позднее, которые тоже были убеждены, что социальная справедливость важнее всего. Но наряду с этими партиями, при них как бы, но немножко отдельно от них, подальше от города, поближе к горам, существовали военизированные формирования, каждое – под рубрикой этой партии, той, другой, третьей, четвертой. Это привело к трагедии страны на многие десятилетия, даже столетия. Так называемая violencia, насилие, стало фирменным знаком Колумбии, глубоко трагической страны. Не дай Бог нам хоть в какой-то степени повторять такой опыт. Нам говорят, что эти дружины будут мирными и не будут использовать силу. Как бы не так! Мы историю-то знаем хорошо, когда будут мирные группы, а потом где-то в складе у них будут лежать какие-нибудь там кастеты и т. д. Небольшое количество этих мирных групп будет радикальными. И так далее, по той же самой известной колее.
Что касается проблем боевиков, то боевики, люди, взявшие оружие, должны понимать, что если они берут оружие, оружие будет применено и против них. Тут никаких вопросов быть не может. Другое дело, что в этих регионах зачастую исчезают люди, которые относятся или не относятся к боевикам – это очень трудно установить уже постфактум. Здесь очень серьезные проблемы возникают, и здесь многие правозащитники правильно ставят вопрос о том, что власть, которая имеет монополию на применение оружия, должна этим правом пользоваться очень дозированно, очень аккуратно. Я хорошо понимаю людей, в том числе представителей полиции, внутренних органов, которых взрывают, против которых ведется фактически война. Иногда против их родственников ведется война. Их чувства мне совершенно понятны. Тем не менее власть есть власть, она действует от имени государства. Она должна вести себя в рамках закона, и только тогда можно будет насилие победить. Кроме того, существуют проблемы, связанные с соотношением проблемы терроризма и проблемы различного рода конфессий. Например, у наших следственных органов появилась в последнее время такая тенденция – очень активно рыться в различного рода древних зачастую религиозных текстах и отыскивать там различного рода положения, которые, как они считают, стимулируют террористические искушения граждан. Я, честно говоря, очень негативно отношусь к такого рода деятельности, потому что в древнем тексте можно при большом желании, при большом нажиме найти все, что угодно. В Томске недавно был такой процесс против индуистов, который вообще возбудил всю Индию и привел даже к некоторым осложнениям в наших отношениях с Индией. Я не сторонник такого рода изысканий. Я считаю, что с терроризмом, конечно же, бороться нужно, но бороться нужно с конкретным террористическим планированием и конкретными террористическими подготовительными акциями, а не с текстами книг.
Такого рода существуют у нас жалобы, и мы стараемся их рассматривать с точки зрения Конституции и с точки зрения равенства конфессий. На самом деле у нас в стране Конституцией ясно и четко провозглашено равенство всех конфессий перед законом. Сам закон о религиозной деятельности в преамбуле выделяет четыре конфессии как традиционные. Но нигде ни слова не говорится о том, что они обладают какими-либо конкретными преимуществами перед другими конфессиями. Кстати, на встрече с нами президент еще раз подчеркнул это. Кстати, можно спорить, сколько у нас традиционных конфессий. Например, по моему глубокому убеждению, староверческая конфессия у нас не менее старая, чем та конфессия, которая представлена Русской православной церковью. Но это вопросы чисто технические. Ясно, что и те, и другие равноправны».
Комментируя для "Вестника Кавказа" возможность учреждения в России института нового уполномоченного по национальным отношениям, Владимир Лукин заявил, что " если отраслевые уполномоченные приносят какую-то пользу для нормального правового и цивилизованного развития нашей страны, то я могу это только приветствовать. Будет ли полезным создание института омбудсмена по национальным отношениям, я не знаю, у меня существует некоторое опасение, точнее неловкость в связи с тем, что в последнее время стало модным чуть ли не каждую неделю выдвигать идею о создании очередного уполномоченного по очередной отрасли. Перед моей недавней встречей с президентом я был даже в некотором замешательстве, на протяжении нескольких дней не было никаких предложений по этой теме, и аккурат за день появилась эта идея с омбудсменом по национальным отношениям".
Владимир Лукин в аллегорической форме привел пример абсурдности идеи плодить все новых и новых омбудсменов по отраслям, напомнив анекдот про человека, пытавшегося поймать машину на дороге. "-Вы такси? -А вам нужно доехать или шашечки?". "Я лично предпочитаю ехать", - сказал омбудсмен. Появление таких идей, по мнению Лукина, "свидетельствует об очень большой слабости в работе наших профсоюзов, потому что многими проблемами по отраслям следовало бы заниматься именно профессиональным союзам. Так что давайте все-таки сконцентрируемся больше на «доехать», а не на «шашечках»".
«Ужасным предложением» назвал идею Отраковского и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, по мнению которого «в нашем обществе все больше и больше разливается «отравленная субстанция» нетерпимости и ожесточенности в отношениях разных людей, разных конфессий, разных национальностей даже зачастую или этнических групп».
Лукин заметил общественную тенденцию не обсуждения проблем, а «кусания» друг друга, и подвел под нее философскую подоплеку: «Это так называемое героическое сознание, оно же средневековое сознание, постепенно выходит на первый план за счет более рационального, современного, я бы сказал, рефлекторного сознания. Инстинкты диалога отходят на второй план, а инстинкты борения выходят на первый план. Это очень опасно». В эти тенденции, на взгляд омбудсмена, вписывается и идея создания дружин по конфессиональному, клановому принципу. «Мало нам нашей собственной истории, когда у нас были различного рода дружины энтузиастов, которые били других энтузиастов, и все это переходило потом в гражданскую войну? Все они были с горящими глазами, все они были убеждены, что их истина самая истинная, а привело это к взаимному уничтожению и братоубийственным делам. Нам мировой практики не хватает? Не хватает Ливана, например? Теперь Сирия уже к Ливану присоединяется! В Германии самые страшные полосы истории в первой половине прошлого века начались с объединения таких энтузиастов в коричневых рубашках, которым активно сопротивлялись энтузиасты в красных рубашках.
У Габриэля Гарсиа Маркеса в романе «Сто лет одиночества» в замечательной яркой форме описана история Колумбии – прекрасной страны, где все развивалось, как и во многих других странах; появилась политическая партия либералов, которые ценили свободу больше всего; появилась политическая партия консерваторов, которая ценила религиозные христианские, католические ценности превыше всего; левые потом появились, позднее, которые тоже были убеждены, что социальная справедливость важнее всего. Но наряду с этими партиями, при них как бы, но немножко отдельно от них, подальше от города, поближе к горам, существовали военизированные формирования, каждое – под рубрикой этой партии, той, другой, третьей, четвертой. Это привело к трагедии страны на многие десятилетия, даже столетия. Так называемая violencia, насилие, стало фирменным знаком Колумбии, глубоко трагической страны. Не дай Бог нам хоть в какой-то степени повторять такой опыт. Нам говорят, что эти дружины будут мирными и не будут использовать силу. Как бы не так! Мы историю-то знаем хорошо, когда будут мирные группы, а потом где-то в складе у них будут лежать какие-нибудь там кастеты и т. д. Небольшое количество этих мирных групп будет радикальными. И так далее, по той же самой известной колее.
Что касается проблем боевиков, то боевики, люди, взявшие оружие, должны понимать, что если они берут оружие, оружие будет применено и против них. Тут никаких вопросов быть не может. Другое дело, что в этих регионах зачастую исчезают люди, которые относятся или не относятся к боевикам – это очень трудно установить уже постфактум. Здесь очень серьезные проблемы возникают, и здесь многие правозащитники правильно ставят вопрос о том, что власть, которая имеет монополию на применение оружия, должна этим правом пользоваться очень дозированно, очень аккуратно. Я хорошо понимаю людей, в том числе представителей полиции, внутренних органов, которых взрывают, против которых ведется фактически война. Иногда против их родственников ведется война. Их чувства мне совершенно понятны. Тем не менее власть есть власть, она действует от имени государства. Она должна вести себя в рамках закона, и только тогда можно будет насилие победить. Кроме того, существуют проблемы, связанные с соотношением проблемы терроризма и проблемы различного рода конфессий. Например, у наших следственных органов появилась в последнее время такая тенденция – очень активно рыться в различного рода древних зачастую религиозных текстах и отыскивать там различного рода положения, которые, как они считают, стимулируют террористические искушения граждан. Я, честно говоря, очень негативно отношусь к такого рода деятельности, потому что в древнем тексте можно при большом желании, при большом нажиме найти все, что угодно. В Томске недавно был такой процесс против индуистов, который вообще возбудил всю Индию и привел даже к некоторым осложнениям в наших отношениях с Индией. Я не сторонник такого рода изысканий. Я считаю, что с терроризмом, конечно же, бороться нужно, но бороться нужно с конкретным террористическим планированием и конкретными террористическими подготовительными акциями, а не с текстами книг.
Такого рода существуют у нас жалобы, и мы стараемся их рассматривать с точки зрения Конституции и с точки зрения равенства конфессий. На самом деле у нас в стране Конституцией ясно и четко провозглашено равенство всех конфессий перед законом. Сам закон о религиозной деятельности в преамбуле выделяет четыре конфессии как традиционные. Но нигде ни слова не говорится о том, что они обладают какими-либо конкретными преимуществами перед другими конфессиями. Кстати, на встрече с нами президент еще раз подчеркнул это. Кстати, можно спорить, сколько у нас традиционных конфессий. Например, по моему глубокому убеждению, староверческая конфессия у нас не менее старая, чем та конфессия, которая представлена Русской православной церковью. Но это вопросы чисто технические. Ясно, что и те, и другие равноправны».
Комментируя для "Вестника Кавказа" возможность учреждения в России института нового уполномоченного по национальным отношениям, Владимир Лукин заявил, что " если отраслевые уполномоченные приносят какую-то пользу для нормального правового и цивилизованного развития нашей страны, то я могу это только приветствовать. Будет ли полезным создание института омбудсмена по национальным отношениям, я не знаю, у меня существует некоторое опасение, точнее неловкость в связи с тем, что в последнее время стало модным чуть ли не каждую неделю выдвигать идею о создании очередного уполномоченного по очередной отрасли. Перед моей недавней встречей с президентом я был даже в некотором замешательстве, на протяжении нескольких дней не было никаких предложений по этой теме, и аккурат за день появилась эта идея с омбудсменом по национальным отношениям".
Владимир Лукин в аллегорической форме привел пример абсурдности идеи плодить все новых и новых омбудсменов по отраслям, напомнив анекдот про человека, пытавшегося поймать машину на дороге. "-Вы такси? -А вам нужно доехать или шашечки?". "Я лично предпочитаю ехать", - сказал омбудсмен. Появление таких идей, по мнению Лукина, "свидетельствует об очень большой слабости в работе наших профсоюзов, потому что многими проблемами по отраслям следовало бы заниматься именно профессиональным союзам. Так что давайте все-таки сконцентрируемся больше на «доехать», а не на «шашечках»".