Традиции российского кинематографа

Читать на сайте Вестник Кавказа
Завтра в Москве открывается десятый московский фестиваль отечественного кино "Московская премьера". Репертуарная ниша фестиваля давно определена. «Мы защищаем то кино, которому сегодня нет места в прокате. Как ни странно, чистый артхаус сегодня чаще выходит в прокат, нежели фильмы, которые сделаны в традициях нашего советского, российского кинематографа – того кинематографа, который обращается к психологии человека, социальным проблемам, экранизирует серьезные литературные произведения и обязательно работает с серьезными, интересными артистами, - объясняет худрук и генпродюсер фестиваля Вячеслав Шмыров. – Ниша этого кинематографа куда более проблемна, нежели артхаус. Я уже не говорю про комедии, которые делают на широкий прокат и которые в большей степени ориентированы на подростковую аудиторию. Вообще вот эта суженная аудитория нашего кинематографа – одна из главных его проблем, потому что попкорновая культура современного кинотеатра близка далеко не всем, а когда кинотеатры ориентированы еще и на подростков с их несформировавшимися вкусами, взглядами, конечно, картине по Фридриху Горенштейну в этом раскладе, наверное, будет уделяться очень скромное место… Наша формула – это «Фестиваль фестивалей». Мы берем то, что уже отобрано профессиональными судьями, профессиональным жюри».
Впервые за 10 лет на фестивале будет представлена большая программа актуальных документальных фильмов. «Мы специально отказывались от фильмов-портретов, которых сейчас очень много снимается и решили поработать именно с теми, кто вышел на улицы, кто снимает очень злободневные политические репортажи, расследования. Программа называется «Оккупай.док». Она будет идти на ночных показах в летнем кинотеатре в парке искусств «Музеон» в течение трех ночей. Многие авторы – Марина Разбежкина, Андрей Грязев – готовы встречаться со зрителями, обсуждать картины и те проблемы, которые в этих картинах поднимаются», - говорит Шмыров. Кроме того, в этом году организаторы фестиваля существенно расширили сферу детского показа, потому что эта часть зрителей тоже не очень приветствуется современным прокатом. Помимо киноклуба «Эльдар», который в этом году станет основной площадкой в сеть детских показов включено пять кинотеатров для детей и юношества.
Шмыров напомнил, что «благодаря Эльдару Александровичу Рязанову, в этом году мы третий раз будем проводить Дни российского кино в Грузии с 1 ноября. И, в общем, очень рады тому, что всегда получаем потрясающую поддержку режиссеров, актеров, которые хотят поехать в Грузию, и находим там абсолютнейшее понимание».

Сам Эльдар Рязанов рад, что «люди сохраняют верность этому искусству», но с ужасом думает о том, что будет с кинематографом дальше: «Я не понимаю, куда он пойдет, куда повернется, и как мы себя будем чувствовать. Он может стать абсолютно чуждым. Средства выразительности, средства изображения меняются, они другие. Единственное, что нам остается, - сплотиться, смотреть фильмы, поддерживать друг друга. Среди молодых режиссеров есть очень талантливые. Я посмотрел на Георгия Параджанова. Я его не видел несколько лет. Я его не узнал. Это был мальчишка, юный, восторженный, племянник великого режиссера, моего друга. А сейчас это уже вполне матерый человек.
Мы очень ценим и очень любим фестиваль «Московская премьера». Это ценно потому, что приходят зрители. Мы [киноклуб «Эльдар», - прим. «ВК»] все-таки находимся на окраине. Для нас было трудно завоевывать публику, но нам это удалось. У нас теперь переполненные залы, аншлаги – независимо от того, что мы показываем. Публика там нам поверила, и мы это очень ценим. Должен сказать, что благодаря «Московской премьере» это случилось во многом: если раньше мы показывали только два вида конкурса из этого фестиваля, «Наше детское кино» и «Арт-линию», то теперь участвуем в главном конкурсе…
Говоря о своем фильме «Гусарская баллада», премьера которой прошла 50 лет назад, 7 сентября, ровно день в день годовщины Бородинского сражения, Рязанов сказал: «Ради этой даты картина и делалась. Для меня это очень важная дата, потому что я эту картину делал с большим удовольствием. Я любил историю, я знал Отечественную войну 1812 года, а когда делал картину, то уже стал знать особенно. У меня там снимались любимые артисты, такие, как Игорь Владимирович Ильинский, которого я уламывал, чтобы он играл Кутузова, - он не хотел, он упирался. Нас связывали отношения очень добрые, потому что мы снимали с ним вместе картину «Карнавальная ночь», и он упирался, потому что он говорил – я недостаточно стар для Кутузова, и потом, очень маленькая роль. И я его убеждал, я помню, идиотскими доводами: «Как маленькая? Это же фельдмаршал, он же выгнал Наполеона!» Я бил на честолюбие Ильинского, что это главная роль в этой картине. И он поддался, но против него было и руководство студии. И поэтому я поступил как Денис Давыдов – просто начал снимать, не согласовывая, не утверждая. И Ильинский снимался неутвержденным. Он этого не знал. Дальше произошла история трагическая: фильм запретили, потому что я, оказывается, оскорбил память великого русского полководца, взяв Ильинского. Это я лично слышал от Екатерины Алексеевны Фурцевой. Мы победили в конечном счете, и 7 сентября, как и было намечено по плану, состоялась премьера. Она была очень торжественная, в лучшем тогда кинотеатре России. Ильинский сидел в президиуме рядом с Ларисой Голубкиной, с Юрием Яковлевым, с другими исполнителями, и не подозревал, что он своим существованием оскорбил память великого русского национального героя, потому что я ему про это ничего не говорил.
Такие у нас воспоминания, очень интересные, боевые. У нас была замечательная группа, мы работали с огромным азартом. Мы все там скакали на лошадях. Мы подвергались риску в прямом смысле. У нас параллельная группа снимала под Москвой, а мы снимали в павильоне в Москве. Два молодых человека – Владимир Досталь, исполняющий обязанности ассистента режиссера, возглавлял эту группу, и второй оператор Владимир Захарцев. Они говорят: «Мы выбрали место, где надо снимать, но туда можно проехать только верхом на лошади». Нам подвели лошадей – мне и оператору. И эти два молодых, замечательных и любимых мной негодяя погнали сразу в карьер. Я помчался за ними, трясясь, как мешок с дерьмом, кричал: «Убью! Уволю! Уничтожу!» Все кончилось хорошо, мы остались живы, место было хорошее, ребята были замечательные. Все это тоже миновало. У нас было там много интересных приключений.
Я эту картину очень люблю, просто по-человечески, не говоря о том, что там в основе лежала прекрасная пьеса, написанная потрясающими стихами. И актеры подобрались очень хорошие. Я не говорю о том, что там же был прекрасный спектакль в Театре Советской Армии, где играла Довжанская Шурочку Азарову, где играл Хохлов Кутузова. Я это видел мальчишкой, будучи студентом первого курса ВГИКа, когда Театр Советской Армии только приехал из эвакуации из Свердловска, где был поставлен этот спектакль. И он произвел на меня такое впечатление, что через 20 лет я вспомнил про него и понял: вот что надо сделать, какую картину поставить. И тут я выяснил, что подоспевает юбилей Отечественной войны, 150 лет ей было как раз в 1962 году. Сама ситуация, что 50 лет спустя фильм, который был любим народом, и живы создатели – героиня, Лариса Голубкина, герой, Юрий Яковлев, режиссер, который поставил эту картину – это, конечно, сам по себе случай уникальный. Причем никто из нас не в маразме, все живы, здоровы, и дай Бог, чтобы все это прошло хорошо, потому что для меня это дорогая дата».