Охота на мигранта
Читать на сайте Вестник КавказаРоссия в очередной раз объявила войну нелегальной миграции. Инициатива, как всегда, исходила из центра: по информации московского главка МВД России, в середине августа в столичной полиции были созданы подразделения по раскрытию преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. Всего работать на этом направлении в Москве будут более 70 полицейских.
Подтолкнул правоохранительные органы к подобному решению рост числа преступлений, совершенных нелегальными мигрантами. В конце июля начальник столичного ГУМВД Анатолий Якунин на расширенном совещании, посвященном работе столичной полиции в первом полугодии, сообщил, что более половины раскрытых преступлений в Москве с начала года были совершены приезжими. По словам главного московского полисмена, каждое седьмое убийство и каждое третье изнасилование в столице – дело рук мигрантов из стран СНГ. Ужасающая статистика, требующая решительных мер: бороться не только с преступлениями, совершаемыми нелегалами, но и с самой незаконной миграцией и теми, кто всячески ей способствует.
Раньше этими проблемами занимался специальный отдел по этническим преступным группировкам, состоящий в составе оперативно-розыскной части по борьбе с организованной преступностью. То есть правоохранительные органы сначала получали информацию о совершенном преступлении, задерживали подозреваемого, и только потом выяснялось, легально он находится в столице и стране или нет. Теперь же планируется бороться с преступниками-нелегалами превентивно, не позволяя им в принципе попасть на территорию столицы благодаря преследованию организаторов незаконной миграции.
Логика вполне простая и понятная: чем меньше нелегалов, тем меньше преступлений, ими совершаемых. Но как это будет работать на практике? Эксперты по миграции радужных надежд по поводу эффективности нового ведомства не питают. Во всяком случае, свести нелегальную миграцию к нулю новой структуре не удастся. Для этого нужно обнажить корни проблемы, понять, что заставляет людей пополнять ряды нелегалов, проанализировать причины нелегальной миграции, выявить ее организаторов, предложить ряд системных решений в сфере миграционной политики государства. И только тогда можно будет говорить о создании прозрачных миграционных потоков, которые власти будут в силах контролировать, а не создавать вместо этого очередную силовую структуру.
Проблема нелегальной миграции лежит отнюдь не в правоохранительной плоскости, и поэтому бытует вполне обоснованное мнение, что работа нового подразделения сведется лишь к очередным поборам с мигрантов. Чиновники привыкли расценивать миграцию как неизбежное зло, а мигрантов – как потенциальных преступников. Но это далеко не так – подавляющее большинство гастарбайтеров приезжает в Россию лишь за тем, чтобы заработать денег и таким образом поддержать существование своих семей на родине, а не пополнить ряды организованной преступности. Нелегальная миграция – всего лишь следствие инерции громоздкой и неповоротливой бюрократической миграционной машины государства, когда вопрос "легализации" проще решить за деньги у аферистов, а не обивать пороги ФМС и множества завязанных на нее ведомств.
Создание подобной структуры, скорее, говорит о том, что подразделение миграционного контроля ФМС со своей задачей не справляется, хотя это его прямая обязанность – противодействовать нелегальной миграции, и у него есть все права для этого. Было бы логично, если бы подразделение ФМС увеличили, усилили, или все его функции передали МВД. Но из-за отсутствия системного подхода к миграционным процессам цели и задачи одного ведомства подменяются перераспределением части его обязанностей на другое.
По мнению главы информационно-правого центра "Миграция и закон" Гавхар Джураевой, искоренить нелегальную миграцию такими методами невозможно, потому что абсолютное большинство мигрантов, находящихся в России, проходят через жернова коррупционной легализации, покупают документы за спекулятивную цену, хотя достоверность этих документов вызывает массу вопросов.
Проблема обострилась после того, как попытка легализации огромной массы нелегалов в 2007 году закончилась появлением ограничения в виде квот. Квоты не уменьшили количество мигрантов, а лишь выдавили в нелегальное поле людей, которые могли бы работать прозрачно. Поэтому более разумным решением была бы легализация тех, кто уже находится в стране, что упростило бы контроль за ними, а также введение более простых и доступных мер учета трудовых мигрантов, вплоть до оформления разрешения на работу сразу по их прибытии. Ведь, приняв ряд мер, которые помогли бы этим людям стать легальными и интегрироваться в общество, удалось бы избежать многих преступлений.
Подтолкнул правоохранительные органы к подобному решению рост числа преступлений, совершенных нелегальными мигрантами. В конце июля начальник столичного ГУМВД Анатолий Якунин на расширенном совещании, посвященном работе столичной полиции в первом полугодии, сообщил, что более половины раскрытых преступлений в Москве с начала года были совершены приезжими. По словам главного московского полисмена, каждое седьмое убийство и каждое третье изнасилование в столице – дело рук мигрантов из стран СНГ. Ужасающая статистика, требующая решительных мер: бороться не только с преступлениями, совершаемыми нелегалами, но и с самой незаконной миграцией и теми, кто всячески ей способствует.
Раньше этими проблемами занимался специальный отдел по этническим преступным группировкам, состоящий в составе оперативно-розыскной части по борьбе с организованной преступностью. То есть правоохранительные органы сначала получали информацию о совершенном преступлении, задерживали подозреваемого, и только потом выяснялось, легально он находится в столице и стране или нет. Теперь же планируется бороться с преступниками-нелегалами превентивно, не позволяя им в принципе попасть на территорию столицы благодаря преследованию организаторов незаконной миграции.
Логика вполне простая и понятная: чем меньше нелегалов, тем меньше преступлений, ими совершаемых. Но как это будет работать на практике? Эксперты по миграции радужных надежд по поводу эффективности нового ведомства не питают. Во всяком случае, свести нелегальную миграцию к нулю новой структуре не удастся. Для этого нужно обнажить корни проблемы, понять, что заставляет людей пополнять ряды нелегалов, проанализировать причины нелегальной миграции, выявить ее организаторов, предложить ряд системных решений в сфере миграционной политики государства. И только тогда можно будет говорить о создании прозрачных миграционных потоков, которые власти будут в силах контролировать, а не создавать вместо этого очередную силовую структуру.
Проблема нелегальной миграции лежит отнюдь не в правоохранительной плоскости, и поэтому бытует вполне обоснованное мнение, что работа нового подразделения сведется лишь к очередным поборам с мигрантов. Чиновники привыкли расценивать миграцию как неизбежное зло, а мигрантов – как потенциальных преступников. Но это далеко не так – подавляющее большинство гастарбайтеров приезжает в Россию лишь за тем, чтобы заработать денег и таким образом поддержать существование своих семей на родине, а не пополнить ряды организованной преступности. Нелегальная миграция – всего лишь следствие инерции громоздкой и неповоротливой бюрократической миграционной машины государства, когда вопрос "легализации" проще решить за деньги у аферистов, а не обивать пороги ФМС и множества завязанных на нее ведомств.
Создание подобной структуры, скорее, говорит о том, что подразделение миграционного контроля ФМС со своей задачей не справляется, хотя это его прямая обязанность – противодействовать нелегальной миграции, и у него есть все права для этого. Было бы логично, если бы подразделение ФМС увеличили, усилили, или все его функции передали МВД. Но из-за отсутствия системного подхода к миграционным процессам цели и задачи одного ведомства подменяются перераспределением части его обязанностей на другое.
По мнению главы информационно-правого центра "Миграция и закон" Гавхар Джураевой, искоренить нелегальную миграцию такими методами невозможно, потому что абсолютное большинство мигрантов, находящихся в России, проходят через жернова коррупционной легализации, покупают документы за спекулятивную цену, хотя достоверность этих документов вызывает массу вопросов.
Проблема обострилась после того, как попытка легализации огромной массы нелегалов в 2007 году закончилась появлением ограничения в виде квот. Квоты не уменьшили количество мигрантов, а лишь выдавили в нелегальное поле людей, которые могли бы работать прозрачно. Поэтому более разумным решением была бы легализация тех, кто уже находится в стране, что упростило бы контроль за ними, а также введение более простых и доступных мер учета трудовых мигрантов, вплоть до оформления разрешения на работу сразу по их прибытии. Ведь, приняв ряд мер, которые помогли бы этим людям стать легальными и интегрироваться в общество, удалось бы избежать многих преступлений.