История бакинской нефтяной промышленности -53

Читать на сайте Вестник Кавказа
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

По инициативе руководства Азербайджанской Республики был проведен тендер о разделе 20% доли Азербайджана в контракте, и компания «Эксон» получила 5% от этой доли. Предпочтение этой компании было отдано по следующим причинам: во>первых, компания обладает солидными финансовыми и технологическими возможностями. Во-вторых, Госдепартамент США ходатайствовал за эту компанию перед руководством Азербайджанской Республики. Согласие об уступке части доли ГНК АР было достигнуто в феврале 1995 г. во время переговоров президента компании «Эксон» с Г. Алиевым. Официально соглашение подписали 19 апреля 1995 г. в Баку во дворце Гюлистан, с американской стороны – президентом компании «Эксон» Т. Кунтсом и заместителем министра энергетики США У. Уайтом, а с азербайджанской стороны – премьером Ф. Гулиевым и президентом ГНКАР Н. Алиевым.

Это было первое соглашение между компаниями «Эксон» и ГНКАР, хотя ранее они уже участвовали в совместных нефтяных проектах. На подписании соглашения заместитель министра энергетики США У. Уайт подчеркнул исторический аспект этого сотрудничества: «Скоро мир будет отмечать 50-летие победы над фашизмом. Именно Баку и компании США принадлежит историческая роль в обеспечении армии победителей нефтью. «Эксон» в годы войны более всех в США поставлял нефть, и это продолжается в настоящее время. Сотрудничество компаний США и Азербайджана восстанавливается и продолжается, как это было в годы войны». Для «Эксона» вхождение в контракт оказалось непростым. По признанию президента компании Т. Кунтса, переговоры «проходили в условиях большого международного политического напряжения и стали возможными при государственной поддержке властей США».


В октябре 1994 г. премьер-министр Азербайджанской Республики Сурет Гусейнов, замминистра внутренних дел и командир Отряда полиции особого назначения (ОПОН) Ровшан Джавадов и его брат, прокурор Хатаинского района г. Баку Махир Джавадов, предприняли попытку государственного переворота. Гроссмейстер в политике, Г. Алиев обратился к отцу братьев и с его помощью вынудил их пойти на примирение. В критическую ночь, во время восстания военных сил, руководимых оппозицией, Алиев сделал неожиданный ход. Он призвал народ на центральную площадь Свободы города Баку. На митинге Алиев сделал еще один неожиданный ход: с трибуны, перед сотнями тысяч людей, в прямом телевизионном эфире он обвинил стоявшего рядом с ним С. Гусейнова в государственном перевороте. Для премьер-министра это было полной неожиданностью. Гусейнов, бывший полковник и герой Карабахской войны вскоре был арестован и приговорен к тюремному заключению. Вскоре был организован его побег из следственного изолятора, и он оказался в России. По просьбе руководства МВД Азербайджанской Республики он был задержан силовыми структурами России и выдан Азербайджану. На суде С.Гусейнов был приговорен на длительный срок заключения.

Таким образом, существовавшее троевластие в Азербайджане закончилось в октябре 1994 г. Но всей полнотой власти в республике до марта 1995 г. Г. Алиев не располагал. Это было время двоевластия. Братья не отказались от своих намерений. Они хотели укрепиться в высшей власти этой страны и сменить Алиева. Ровшан Джавадов, имевший опыт операций в Карабахской войне, пользовался огромным авторитетом и уважением среди населения. Но участие членов ОПОН в рэкете и дерзкие противоправные поступки прокурора Хатаинского района города Баку Махира Джавадова отрицательно сказывались на имидже азербайджанской власти в целом. 13 марта 1995 года бойцы ОПОНа под руководством полковника Ровшана Джавадова подняли мятеж против президента Гейдара Алиева.

Ровшан и Махир Джавадовы выдвинули ряд политических требований. Г. Алиев, простивший их однажды, в этот раз был настроен решительно. Произошли неизбежные трагические события. Силы, раньше плечом к плечу сражавшиеся с внешним врагом, повернули оружие друг против друга. Попытка государственного переворота не удалась. Время, которое мы условно назовем двоевластием, закончилось. Алиеву удалось устранить с политической арены братьев Джавадовых и укрепить свою власть в подчиненном союзе с Расулом Гулиевым, главой парламента республики. Гулиев, по сути, не мог быть конкурентом Алиеву, которому принадлежала вся полнота власти. Неоспоримые факты свидетельствовали о поддержке мятежа братьев Джавадовых определенными силами в Турции. Для устранения азербайджано-турецких разногласий Г. Алиев стал более активно сотрудничать с руководством этой страны и ее элитой. Такая политика могла также способствовать стабильности его власти и в Азербайджане.