История бакинской нефтяной промышленности -51
Читать на сайте Вестник КавказаСо времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.
Контракт был рассчитан на 30 лет. Первый этап – это выполнение программы-минимум: иностранным компаниям необходимо было в течение 18 месяцев модернизировать платформу «Чираг-1». Эта платформа должна была стать плацдармом для получения первой ранней нефти. Второй этап. В этот период необходимо было осуществить переход к полномасштабной добыче нефти на всех месторождениях. В течение 48 месяцев предполагались сооружение и ввод в эксплуатацию первой платформы и нефтяной скважины. Третий этап. В течение 54 месяцев после вступления в силу контракта планировалась доставка сырой нефти по основному трубопроводу.
Для управления работой на объектах создавался руководящий комитет. В этот комитет от каждой компании-участника контракта должны были входить 10 человек. Председатель комитета по условиям контракта назначается со стороны Азербайджанской Республики. Секретаря назначал подрядчик из своего кадрового персонала, входящего в состав руководящего комитета.
При обсуждении вопросов главы руководящего комитета ГНКАР и подрядчик имеют равные голоса. По условиям контракта для обеспечения внутренних потребностей Азербайджанской Республики иностранные компании могут продать ей 10% из своей доли. ГНКАР также имеет право закупать в пункте доставки 10% сырой нефти, принадлежащей подрядчику.
Вопрос с бонусами, вызывавший большой интерес населения, был ясно обозначен в условиях контракта. В контракте указана как четкая сумма бонусов, так и этапы ее передачи государственным структурам Азербайджанской Республики. Общая сумма бонусов по контракту – 300 млн долларов – должна была выплачиваться в три этапа: 50% за 30 дней после вступления в силу контракта; 25% после достижения среднесуточной нормы до 40 тыс. баррелей; 25% после начала функционирования основного экспортного трубопровода.
В контракте также четко обозначались условия оплаты расходов. Они должны были осуществляться по квартальному календарному плану. Из общей добычи первоначально будут выплачены операционные расходы, затем будут выплачены капитальные расходы, не превышающие 50% от общей добычи. Неоплаченные расходы переносятся в следующий этап либо сумма увеличивается на 4%. После оплаты капитальных
и операционных расходов по договоренной шкале распределяются доли.
Проведенный анализ контракта приводит к следующим выводам.
Основные капитальные расходы составляют 7,5 млрд долларов
(по ценам 1993 г.). За вычетом нерентабельных годов объем добычи нефти составит 504 млн тонн и операционные расходы составят 5,8 млрд долларов при цене 33 доллара за тонну нефти. 49,7% общей прибыли вычитается как доля Азербайджана, 12,8% – как доля зарубежных компаний. Попутный газ безвозмездно становится собственностью республики.
Доходная часть нефти делится так: 80% – Азербайджану и 20% – подрядчику. Без учета инфляции внутренняя норма доходов во время исполнения достигнет 24%.
Правовые отношения регулируются на основе законодательства Азербайджана. При отсутствии общих принципов спорные вопросы регулируются по законодательству округа Альберта в Канаде. В случае нарушения экономических прав сторон ущерб компенсируется или дополнениями к контракту, или выплатой потери нанесенного ущерба.
Подрядчик по условиям контракта вправе уступить всю свою долю или часть ее своим совместным предприятиям (предприятиям, где имеет совместную долю), а для передачи третьей стороне требуется объединенное согласие ГНКАР.
Изучение ожидаемой выгоды от контракта еще раз убеждает в том, что Азербайджан никогда не имел прямых доходов от нефти в таких масштабах. Ожидаемые десятки миллиардов долларов планировалось инвестировать в нефтяную и нефтехимическую промышленность.
Помимо прямых выгод выполнение контракта вело и к косвенным выгодам, в их числе:
1. Повысилась кредитоспособность Азербайджана на международном уровне.
2. Появились большие инвестиционные возможности в сфере
промышленности, связанные с нефтяным сектором (как показывает мировая практика, объем этих инвестиций больше объема инвестиций, вложенных напрямую в нефтяной сектор).
3. Образовались валютные запасы Азербайджанской Республики, что позволяет правительству вести самостоятельную инвестиционную и экономическую политику.
4. Ускорилось вхождение Азербайджана в мировой экономический союз и в целом в интеграционные процессы.
5. Увеличился уровень применения техники и технологии, в перспективе будут реконструированы и модернизированы передовые секторы экономики страны, будет произведена высококачественная продукция, способная выдержать конкуренцию на мировом рынке.
6. Главное: расширились возможности открытия новых рабочих мест в нефтяном секторе, что приведет к кардинальному улучшению квалификации работников.