По какой модели развивать российский спорт

Читать на сайте Вестник Кавказа
Неудачное выступление российской Олимпийской сборной в Лондоне, помимо неизбежных вопросов к руководителям отдельных федераций, например, фехтования и плавания, порождает вопросы более глобальные, касающиеся системы подготовки российских спортсменов, которая явно не соответствует реалиям XXI века. Дело даже не в количестве набранных медалей, а в каком-то глубоком надрыве, сопровождающим выступления спортсменов нашей страны буквально по любому виду олимпийской программы, начиная с малопонятной ситуации вокруг травмированных тяжелоатлетов и заканчивая очевидной неудачей, казалось бы, стопроцентно выигрышных позиций в стрелковом спорте.

Как справедливо отметил автор обзора в «Спорт Экспрессе», российские спортивные чиновники так и не сумели определиться с ключевым вопросом, а именно, по какой модели мы собираемся развивать спорт, по китайской или же по американской. В первом случае мы возрождаем систему тотального государственного контроля над подготовкой наиболее талантливых спортсменов, причем руководители федераций в таком случае должны быть не влиятельными аппаратчиками, способными выколачивать деньги из олигархов, а всего лишь ответственными управленцами, с которых, в случае неудачи, и будут спрашивать по полной программе, безо всяких смягчающих вину обстоятельств.

Для этого наша неповоротливая бюрократическая система явно не приспособлена, тем более что в условиях жесточайшего контроля за расходованием выделенных средств, едва ли, найдутся энтузиасты, способные без реальных возможностей распила выделяемых на федерацию средств нести столь тяжкий крест. Но и американская модель для нас не подходит, хотя бы потому, что напрочь отсутствует важнейший элемент этой модели – студенческий спорт, который является важнейшим ресурсом для развития плавания, легкой атлетики, то есть самых медальных видов олимпийской программы. Чтобы перейти на принципы, по которым работает американский спорт, нам попросту нужно жить в другой стране. Косметическим ремонтом тут явно не отделаешься.

Но ведь есть и позитивные примеры. Прежде всего, успехи наших борцов, боксеров и особенно дзюдоистов. И вот здесь мы видим ресурсный потенциал, еще неисчерпанный в замученном постоянном реформами российском спорте. Это опора на традиции, на национальные школы единоборств, которые десятилетиями формировались в республиках Северного Кавказа и которые до сих пор, несмотря на все трудности 1990-х годов, воспроизводят в конвейерном режиме уникальные дарования, свидетельством чему стали три золотых медали мастеров российского дзюдо.

Конечно, в XXI веке на одной школе и традициях трудно решать масштабные задачи на уровне Олимпийских игр и чемпионатов мира, а потому приглашение выдающегося итальянского тренера в команду российских дзюдоистов – это тоже шаг, который позволил завершить «огранку» кавказских самородков. К силе, стойкости, кавказской эмоциональности добавились европейская точность. знания и тонкий тренерский расчет. Результат налицо.

Конечно, это отнюдь не универсальный рецепт. Вероятнее всего, в таких видах спорта как плавание или академическая гребля, само понятие «российская школа» безнадежно утрачено, и на возрождение традиций понадобится достаточно много времени. Но все-таки сам принцип опоры на складывающуюся десятилетиями преемственность мастеров, от детской спортивной школы до спорта больших достижений в спортивных единоборствах, дают нам позитивный пример того, как сохранить советские традиции в условиях новых экономических реалий. И в этом плане поддержка не только выдающихся спортсменов, но и детского, юношеского спорта, на уровне таких республик как Северная Осетия, Чечня, Дагестан, показывает, что для нашего спорта еще не все потеряно. Нужно просто принять очевидную истину - без массового спорта, без возможности выбора из юных дарований, олимпийские чемпионы не вырастают.