Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Интервью, 0:13, 6 авг 2012 (UTC+3 MSK)

Габриэль Мирелашвили: «Израиль будет инвестировать в Грузию»

Читать на сайте Вестник Кавказа
О евреях, живущих в Грузии, «ВК» рассказал президент Всемирного конгресса грузинских евреев, вице-президент Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК), бизнесмен Габриэль (Константин) Мирелашвили.

- Господин Мирелашвили, как вы сами для себя формулируете задачи Всемирного конгресса грузинских евреев?
Цели и задачи у нас, как любят говорить сегодня, многовекторные. С одной стороны, и мне лично, и моим соратникам крайне важно сделать грузинское еврейство интегральной частью мирового еврейства. С другой, нам безусловно, важно сохранить нашу уникальную общину, ее самобытность. Но опять-таки лично я никогда не чувствовал никакого противоречия между этими двумя целями и с равной активностью стараюсь работать на обоих этих направлениях.

Вы хотите сказать, что до того грузинское еврейство не было и не считало себя частью мирового еврейства?

Конечно, было и считало. Грузинские евреи на протяжении даже не столетий, а тысячелетий не только хранили верность нашей Торе, вере отцов и дедов, но и всегда готовы были помочь другим еврейским общинам, играли заметную роль в судьбоносных для нации процессах. Позволю себе напомнить только два факта. Грузинская еврейская община была одной из первой, которая активно поддержала сионистское движение. Уже в начале ХХ века часть грузинских евреев переселилась в Израиль. До победы советской власти в Грузии действовало несколько сионистских центров. Активистом одного из них был, кстати, отец будущего полководца и премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. Из Грузии через Баку его семья и уехала в Израиль, тогдашнюю Палестину. В 1970-е годы именно акция, организованная большой группой семей грузинских евреев, позволила на какое-то время добиться разрешения на выезд в Израиль для всех евреев СССР. Вместе с тем в определенном смысле слова грузинские евреи жили как бы наособицу. Сейчас, благодаря деятельности Конгресса, мы активно участвуем во многих крупных общенациональных проектах и чувствуем себя не только неотъемлемой, но и крайне важной частью большой еврейской семьи. Одновременно мы стараемся поддерживать различные общинные институты.

Где находится центр вашей деятельности – в Грузии или в Израиле?

Безусловно, в Израиле. По той простой причине, что большинство грузинских евреев сегодня живет именно здесь, на земле предков. В Израиле существуют десятки «грузинских» синагог, общинные центры и т.д. Но вместе с тем мы не забываем и о Грузии, где продолжает существовать еврейская община – конечно, значительно меньшая, чем прежде. Вот буквально сейчас мы собираемся открыть в Тбилиси кошерный еврейский ресторан и магазин кошерных (то есть годных к употреблению с точки зрения иудаизма – Ред.) продуктов. Оба эти заведения призваны помочь соблюсти еврейские традиции и местным евреям, и евреям-гостям Грузии из Израиля и других стран – как туристам, так и прибывшим в эту страну по делам. И тех, и других становится все больше. Хочу отметить также, что немалую роль в продвижении всех этих проектов играет президент Евроазиатского еврейского конгресса Александр Машкевич.

Какую проблему грузинской еврейской общины вы считаете наиболее актуальной?

Очень высокие темпы ассимиляции евреев Грузии. К нашему стыду, по последним данным они составили 50%. Такого никогда прежде не было. Не секрет, что грузинский народ всегда очень толерантно относился к евреям, между евреями и грузинами на протяжении почти трех тысячелетий были дружеские отношения, но при этом мы сохраняли верность иудаизму и свою национальную самобытность. Любя и уважая своих соседей, мы все же не ассимилировались и избегали вступать в смешанные браки. Опять-таки я не хочу сказать, что таких браков никогда не было. Как известно, сами грузины считают, что их царский род Багратионов ведет свое происхождение от евреев, и многие грузины знают, что в жилах потомков самых аристократических их родов течет и еврейская кровь. Однако речь шла об очень небольшом числе случаев. Сейчас, к сожалению, масштабы ассимиляции приняли слишком серьезный характер, и нас это не может не тревожить. Надежду дает то, что в среде грузинских евреев в последнее время значительно вырос интерес к своим национальным корням, вере, культуре, и мы стараемся всячески этот интерес поддерживать. В Тбилиси действуют и реставрируются синагоги, работают еврейские школы и т. д.

В последнее время в Израиле часто приходится слышать о том, что экономическая ситуация в Грузии значительно хуже, чем в соседнем Азербайджане. Как вы оцениваете перспективы грузинской экономики? И насколько бизнесмены-выходцы из Грузии готовы помочь той стране, в которой они родились?

Хотя экономическая ситуация в Грузии и в самом деле хуже, чем в Азербайджане, если вы обратите внимание на темпы роста ВВП этой страны в последние годы, то увидите, что они – одни из самых высоких на постсоветском пространстве. Грузия стремительно развивается. В экономических отношениях между нашими странами были разные времена, но я считаю, что главное – это создать благоприятный инвестиционный климат. Сейчас такой климат, наконец, создается, и я убежден, что в ближайшее время многие крупные израильские бизнесмены (причем отнюдь не только выходцы из Грузии) начнут инвестировать деньги в грузинскую экономику, причем, возможно, даже более активно, чем в другие страны постсоветского пространства.