Поэзия зрелых исканий
Читать на сайте Вестник КавказаВ этом году президент подписал указ о праздновании столетия создания военно-воздушных сил. Между тем, как считает ведущий научный сотрудник НИИ военной истории Военной академии Генштаба Вооруженных сил РФ Василий Герасимов, "дата выбрана условно, как в свое время четырехсотлетие флота мы отмечали, так и сейчас столетие. Дата выбрана следующая: это издание приказа №397 по Военному ведомству в августе 1912 года, в соответствии с которым вводились в действие, в штат воздухоплавательные части в Главном управлении Генштаба. Понятно, что сразу ВВС создаться на ровном месте не могли, но зарождение можно рассматривать именно с этой даты. Хронологические рамки первого этапа, опять же с небольшой долей условности – это 1912-1920 годы. Если быть более точным, то второй этап начался у нас 25 марта 1920 года. Именно в этот день был подписан соответствующий приказ Реввоенсовета: «Все авиационное, воздухоплавательное и гидроавиационное дело Республики объединить под единое командование». Единым командованием в то время было Главное управление Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота. В этот период, в 1920-1940-е, качественно по-другому подходили к созданию летательных аппаратов. Процесс был уже не стихийный, а под конкретные требования соответствующих заказывающих организаций. Если раньше действовали по принципу «то, что можно – то и нужно», но в тот период уже на первый план вышел принцип «что нужно для обороны страны, то нужно для нужд страны".
Третий этап- - в хронологических рамках 1940-1960 годы - характеризуется Великой Отечественной войной, где наша авиация прошла нелегкий путь, но вышла из войны достойно. Под девизом «Все для фронта, все для Победы!» развивалась авиация в годы войны. В первые послевоенные годы государство также не жалело средств для развития авиации. В начале 1950 у нас появилась уже реактивная авиация.
Четвертый этап развития ВВС - 1960-1991 годы. Это период самого бурного развития авиации в нашей стране. В те времена сколько было необходимо, столько и выделялось средств для авиации. При этом создавались летательные аппараты, качественные, соответствующие требованиям того времени. Именно в тот период произошло деление авиации на дальнюю, военно-транспортную и фронтовую авиацию. Кроме того, уважаемая армейская авиация то передавалась из состава Сухопутных войск ВВС, то опять возвращалась.
Пятый этап начался с распадом Советского Союза и продлился, на мой взгляд, до 2008 года. Этот период характеризовался в первую очередь значительным сокращением парка боевых летательных аппаратов ВВС России и постоянным изменением авиационно-штатной структуры, частей, соединений и объединений военно-воздушных сил. Также в это время произошло довольно-таки значительное событие – до 1997 года у нас была пятивидовая структура вооруженных сил, ВВС были самостоятельным видом и ПВО была самостоятельным видом. В 1997 году произошло объединение: на базе двух видов был создан один вид, который получил название «военно-воздушные силы». С тех пор в этом формате военно-воздушные силы и существуют, и уже авиация стала составной частью ВВС. Сейчас есть такое терминологическое понятие, как «авиация ВВС».
У ВВС, по-моему, уже нет, а у морской авиации остался один полк авиационный, который базируется на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», это 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк, он как полк остался. А так там тоже базовая система, там тоже перешли к авиационным базам. Ну, и также в настоящее время и на ближайшие перспективы системы вооружения авиации ВВС будут включать авиационные комплексы четвертого поколения, модернизированные авиационные комплексы 4+, 4++ и авиационные комплексы пятого поколения. Сейчас идет замена - основной ударный самолет фронтовой авиации, самолет Су-24 идет на смену Су-24м".
По мнению замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, "вооруженные силы вообще и ВВС в частности существуют для отражения внешней угрозы, поэтому бессмысленно рассматривать их в отрыве от зарубежных стран. Все познается в сравнении, и сравнение надо проводить с другими странами. Естественно, в первую очередь у нас рассматривается НАТО как главный объект для сравнения. По многочисленным конфликтам последних 20 лет мы видели, насколько велика роль авиации на Западе. Авиация стала главным видом вооруженных сил, и все войны решаются именно авиацией. При этом сегодня в НАТО 28 стран, а 20 лет назад было 16 стран. И при этом 20 лет назад у одних Соединенных Штатов боевых самолетов было больше, чем сейчас у всей НАТО, включая сами США. То есть там процесс сокращения авиации был не менее активным, чем у нас. Причем, как ни странно, в НАТО осталось гораздо больше старых самолетов, чем у нас. Вот, скажем, тот «Фантом», который сбили сирийцы месяц с небольшим назад, имел возраст более 40 лет, и таких самолетов в Турции большинство. Даже в Соединенных Штатах (у которых, конечно, самые сильные, самые современные и передовые ВВС в мире, а главная их сила – высокоточное оружие и сетецентрические принципы ведения боевых действий), средний возраст боевых самолетов – самый большой за всю историю их существования. То есть американцы тоже встречаются с очень серьезными проблемами обновления своих ВВС, на что нужно очень много денег, которых начинает просто не хватать. Кроме того, они испытывают серьезные технологические проблемы со своими самолетами пятого поколения, Ф-22 и Ф-35, что, кстати, является очень важным уроком для нас, потому что наш прототип истребителя пятого поколения, Т-50, считается нашей гордостью, а неизвестно, насколько правильна сама концепция. То есть американский опыт в этом плане поводов для особого оптимизма не дает.
Европейские же ВВС вообще сократились до очень незначительных размеров, что, собственно, показала ливийская операция, от которой американцы отказались по политическим соображениям. Европа смогла выставить лишь 100 самолетов для этой операции, причем даже они воевали с большим трудом, потому что высокоточные боеприпасы кажутся вещью действительно замечательной и эффективной, но, как показала практика, в частности, ливийская, эта эффективность иногда достаточно сомнительна, потому что складывается ситуация, когда очень дорогостоящая ракета или управляемая авиабомба поражает цель, то есть, допустим, танк или орудие 1970-х, которые стоят дешевле, чем эта самая ракета, которая их поразила. Это несколько сомнительный способ ведения боевых действий. Мы наблюдали, как ВВС Дании за три месяца истратили все свои боеприпасы, хотя выставили всего шесть самолетов для ливийской операции, но за три месяца они истратили все боеприпасы ВВС страны и вынуждены были прекратить участие в операции.
Сегодня все ждут, когда же начнется интервенция НАТО в Сирии. Интервенция не начнется, если только не развалятся вооруженные силы Сирии изнутри, просто потому, что у Сирии очень мощная ПВО, и ВВС НАТО не готовы против нее воевать, особенно учитывая, как много боеприпасов они истратили в Ливии. Надо извлекать из этого уроки, потому что у нас сейчас делаются заявления, что мы тоже полностью переходим только на высокоточные боеприпасы. А нужно посмотреть, насколько это целесообразно. Нужно сочетание того и другого, то есть на приоритетные цели – высокоточные боеприпасы, а на не сильно приоритетные – может быть, и старые будут эффективнее.
С другой стороны, у наших границ есть страна, у которой очень быстро растет мощь военно-воздушных сил. Причем, растет в значительной степени с нашей же помощью. Мы в начале 1990-х помогли Китаю перепрыгнуть через поколение развития авиации, продав им Су-27 сначала просто как самолеты, потом лицензию на производство, потом они, как обычно, стали производить их уже и без лицензии, потому что Китай копирует все у всех и не считает нужным стесняться этого. Он обокрал не только нас. Эта страна быстро развивает свои ВВС – и в количественном, и в качественном отношении. Если на Западе пожертвовали количеством в пользу качества, что привело к большим проблемам, то в Китае сочетают и то и другое. Они быстро наращивают боевую мощь, хотя там есть, конечно, технологическое отставание в некоторых областях – двигатели они по-прежнему не могут производить, вынуждены их закупать в России. Тем не менее они быстро устраняют эти препятствия, и вот с этой стороны у нас есть повод для сравнения не в нашу пользу. Скажем, по количеству тяжелых истребителей сегодня китайские ВВС уже первые в мире, они обошли и нас, и Соединенные Штаты.