Сирия на переломе. Взгляд из Израиля

Читать на сайте Вестник Кавказа
Израильские эксперты опасаются, что в случае падения режима Башара Асада гражданская война в Сирии не только не закончится, а, по сути дела, лишь начнётся. Причем волны этой войны могут ударить, с одной стороны, по Турции, а с другой по Израилю.

Согласно полусекретному докладу, подготовленному израильскими аналитическими центрами, так называемая "Армия Свободной Сирии" под командованием дезертировавшего полковника Риада Эль-Асада сегодня активно финансируется Саудовской Аравией, Катаром, Иорданией и Турцией, а также не исключено, что за этими финансовыми влияниями стоит и Запад. Вместе с тем, отмечается далее в отчете, никакой "Армии Свободной Сирии" на деле не существует, а имеются отдельные отряды, координирующие свою деятельность при ведении боевых действий против частей сирийской армии внутри городов и нередко использующих мирное население в качестве "живого щита". (аналогичные обвинения выдвигают повстанцы против регулярной сирийской армии - П.Л.).

В итоге израильские эксперты приходят к выводу, что "Армия Свободной Сирии" не является той силой, которая при необходимости могла бы взять под контроль ситуацию на всей территории Сирии, которая уже сейчас ввергнута в хаос, и хаос этот дальше будет только усиливаться.

Еще одной реальной силой внутри страны являются "салафисты" члены подразделений организации "Салафийа Джихадийа" ("Меч Джихада"). Эти отряды формируются из местных мусульман-суннитов, объявивших Башара Асада "Дьяволом" и мечтающих о построении в Сирии исламист кого режима, живущего по законам шариата. Подразделения салафистов есть почти в каждом городе Сирии и, как считается, именно они стоят за недавними терактами против высшего сирийского руководства.

Одновременно, по данным этого доклада, в последние месяцы из Турции, Ирака, Ливана и Иордании в Сирию просочились боевики "Эль-Кайды" и "Всемирного джихада". Этнический состав этой публики очень пестрый: это и алжирцы, и египтяне, и граждане ОАЕ и Саудовской Аравии, и чеченцы с боснийцами. Они действуют небольшими группами и располагаются, в основном, в домах оставленных жителями. Их присутствие довольно сильно ощущается в северо-восточной части Сирии и в районе Дир а-Зура на востоке Сирии.

Кроме того, в сотнях населенных пунктов Сирии и, прежде всего, в деревнях, где живут армяне и арабы-христиане, возникли вооруженные отряды самообороны. Как отмечается, бойцы этих отрядов не имеют какой-либо четкой религиозной или политической идеологии они объединились лишь для того, чтобы защитить свои дома и семьи. Но сирийских христиан, безусловно, не устроит приход к власти ни "Армии свободной Сирии", ни, тем более, салафистов и других "джихадистов". Они слишком хорошо знают, чем обернулся для их единоверцев приход к власти исламистов в Ливане, Ираке, Газе и в др. местах, и они будут готовы защищаться с оружием в руках.

Потенциальными союзниками христиан могут стать алавиты - единоверцы президента страны Башара Асада. Хотя Хафезу Асаду удалось добиться признания того, что алавиты являются одним из течений ислама, сейчас мусульмане все больше склоняются к тому, что они являются опасной еретической сектой. Нет никакого сомнения, что в случае окончательного падения режима Асада, алавиты, небезосновательно опасаясь массовой резни, побегут из городов, где обосновались в последние десятилетия, в родные деревни. И уже там, в деревнях, займут круговую оборону. В то же время в Тартусе и в других прибрежных городах алавиты могут изгнать местное суннитское население.

Не примут власти суннитского большинства и живущие на востоке Сирии бедуины, которым вообще чужда т.н. городская культура и которые все время пытаются жить на особицу. В силу самих бедуинских традиций, в бедуинских кочевых посёлках хватает оружия, и их обитатели отнюдь не станут просто так склонять голову перед властью, в силе которой они не уверены.

Живущие на юге Сирии, на границе с Израилем и Иорданией друзы, вероятнее всего, попытаются избежать втягивания их в гражданскую войну, но если исламисты начнут сильно на них давить, то и в друзских сёлах возьмутся за оружие, и вдобавок обратятся за помощью к своим израильским братьям. (Все израильские друзы проходят службу в Армии Обороны Израиля и некоторые из них занимают высшие командные посты и имеют звания полковников и генералов).

И, наконец, остается восточная Сирия, та её область, которая с одной стороны граничит с Ираком, а с другой - с Турцией со столицей в Хаске. Это - вотчина курдов, хотя на протяжении десятилетий режим Асада утверждал, что подавляющее большинство живущих здесь курдов проникли в страну извне и отказывал им в предоставлении гражданства. Сирийские курды, в свою очередь, активно помогали в борьбе своих соплеменников как в Турции, так и в Ираке. А это означает, что они обладают и запасами оружия, и необходимым боевым опытом. И это уже представляет немалую угрозу для Турции, и без того страдающих от курдских сепаратистов.

Словом, в Израиле, похоже, все больше склоняются к российской оценке ситуации в Сирии, согласно которой режим Асада был наименьшим из зол. Основная забота Израиля заключается в том, чтобы имеющиеся у Асада запасы химического и биологического оружия (а то, что Сирия им обладает - это уже доказанный факт) не попали бы в руки ливанской "Хезболлахё" и других террористических организаций. Если это произойдет, у Израиля не останется никакого другого выхода, как начать действовать, а его реакция, в свою очередь, может привести к новой региональной войне.

Не исключено, что такое развитие событий в интересах Башара Асада, так как, судя по всему, до сих пор, его режим удерживал равновесие в стране, используя образ Израиля как смертельного врага страны. И теперь, когда Сирию может постигнуть судьба Югославии, Асад или те силы, которые захотят сохранить целостность этой искусственно созданной страны, могут снова попытаться разыграть эту карту.

Поэтому Израиль будет до последнего придерживаться политики сдержанности и сохранять авторитет. Но, безусловно, лишь до тех пор, пока не возникнет угроза использования против него неконвенционального оружия...

Петр Люкимсон, Израиль. Специально для ИАА "Вестник Кавказа"