Российское нашествие на Грузию
Читать на сайте Вестник КавказаВ Грузии в полном разгаре летний туристический сезон. Впрочем, страна постепенно становится интересна для туристов не только летом и не только для отдыха на море. Появилось много других интересных направлений. Это во многом заслуга Агентства развития туризма, который возглавляет замминистра экономического развития Майя Сидамонидзе. Госструктуры, отвечающие за привлечение туристов, есть и в других странах, но в Грузии «ведомство Сидамонидзе» стало частью госстратегии по развитию туристической сферы, пользуется всемерной поддержкой государства и именно поэтому добиваются значительных успехов.
По статистике, число визитеров в Грузию возрастает ежегодно на 35-40%. Согласно прогнозу, к концу этого года число иностранцев, посетивших Грузию, достигнет 4 миллионов человек, то есть, сравняется с количеством населения страны. Не очень-то редкая вещь в современном мире, если не принять во внимание, что речь идет о Кавказе и о Грузии с ее проблемами. Тут необходимо сделать важную оговорку: оппоненты властей часто напоминают им, что «визитер» и «турист» это не одно и тоже. На границе все иностранцы учитываются как «визитеры», а затем преподносятся в качестве туристов. Но, по большому счету, если даже власти и лукавят (в полном соответствии со своим стилем и пиар-стратегией), по сути это мало что меняет. Ведь любой иностранец тратит в Грузии деньги. А визитер или приехал по делам, или просто хочет отдохнуть, в конечном счете, не суть важно. Если же структурировать поток визитеров по «функциональности», получается, что в Грузии просто бум деловой активности и «по делам», то есть для ведения бизнеса, заключения контрактов, ознакомления с бизнес-средой и так далее, в страну с каждым годом приезжает все больше людей.
Вообще, туристическая статистика вещь несколько формалистская: многие критики упрямо требуют учитывать только количество востребованных койко-мест и не желают слышать ни о какой специфике Грузии, где пресловутое койко-место, в отличии от Мальдивских островов или той же Анталии не может быть релевантным показателем, поскольку сюда человек может приехать как турист, но жить у друзей и знакомых. Поэтому, власти просто фиксируют количество визитеров, не называя их туристами, и указывают на рост бюджетных поступлений не от «роста туризма», а «роста количества визитеров».
В 2011 году оно составило миллиард долларов! Для Грузии с ее 4 миллиардным бюджетом это сказочно большая цифра. Причем она растет из года в год пропорционально росту визитеров – примерно на 40%, помогая властям решать самую острую социальную проблему занятости населения.
Бог торговли и предпринимательства, а также перенесенные за последние 20 лет невзгоды, окончательно «выполоскали» из грузинского менталитета чванство и высокомерие советского периода. Грузины поняли, что сфера обслуживания – вполне достойное занятие и ничего позорного в этом нет. При этом женщины, работающие в гостиницах, в том числе уборщицами и поварихами, называют себя «диасахлиси» («хозяйка дома»). Они всегда хорошо одеты, выглядят чисто, опрятно, с достоинством и работают столь же добросовестно, как и в собственном доме – это успокаивает их самолюбие. Тут сказываются не столько тренинги, но важный компромисс, которого они достигли со своими ценностями и представлениями о престижности и достоинстве того или иного рода занятий. А президент Саакашвили не упускает случая напомнить болезненно (порой чрезмерно) самолюбивым грузинам: «Разве итальянцы и испанцы, чей бюджет в основном формулируется за счет туристического кластера – это «нация официантов?»»
Особенно примечателен рост визитеров из России. Вот парадоксальные, казалось, цифры: в 2007 году в Грузии побывало 91 361 россиян, а в 2008 году, - в том числе сразу после «пятидневной войны» - 114 459. В 2009 году цифра опять выросла до 127 937 и с тех пор все увеличивается: 2010 год - 170 584, 2011 год – 278 501. К концу нынешнего года Грузию могут посетить до 400 тысяч россиян. А Майя Сидамонидзе надеется, что в ближайшие годы эта цифра достигнет миллиона.
Если учесть, что между Россией и Грузией нет дипломатических отношений, действует негласное эмбарго, а великолепных зимних и летних курортов множество как в самой России, так и в других соседних странах, то прогрессирующий поток российских гостей объясняется еще и стремлением побывать в интересной стране. Грузия начинает приобретать некий ореол «неизвестности», «неизведанности» и даже «таинственности» в связи с грамотным промоушеном ее достижений и возможностей в туристическом кластере, а также реформ, отсутствием коррупции, строительным бумом и так далее. Страна действительно находится в строительных лесах. Во всех регионах создаются «центры притяжения», вокруг которых и формируется туристическая инфраструктура. Например, на востоке это Сигнаги, в горных районах – Местия, на черноморском побережье – Батуми.
По официальным данным, с января 2012 года, только через КПП «Верхний Ларс» по Военно-грузинской дороге, в Грузию въехало 46 438 россиян. Казалось, не очень большая цифра, но ведь это 38-процентный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Власти явно попали в «десятку» с односторонней отменой визового режима для граждан РФ: число людей, пересекших КПП на североосетинском участке российско-грузинской границы, увеличилось в разы. Некоторых из них на границе радушно встречал в сопровождении телекамер сам президент Саакашвили. Причем Военно-грузинская дорога – это кратчайший автомобильный пункт из Северного Кавказа в Турцию и арабские страны.
В приграничном городке Казбеги местные инвесторы завершили строительство первоклассного отеля с роскошным Казино, привезли лучшие столы и игральные автоматы из США, обучили персонал и пр. Таким образом, рядом с огромным российским регионом, где азартные игры запрещены (а люди там живут страстные и азартные), появился свой маленький Лас–Вегас, манящий цветной рекламой и веселой музыкой. Доехать до Казбеги из Владикавказа можно всего за час по хорошей дороге. Может быть, по северную сторону Кавказского хребта или в Москве это не всем нравится, но что можно сделать? Если закрыть границу на этом участке, перекрывается единственная сухопутная артерия, связывающая Россию с Арменией и военной базой в Гюмри.
МИД РФ неоднократно просил граждан воздержаться от поездок в Грузию, ссылаясь на аресты россиян, в паспортах которых обнаружены штампы пограничных ведомств Абхазии и Южной Осетии. Грузинское законодательство разрешает иностранцам посещать эти республики только с территории собственно Грузии, а российско-абхазский и российско-югоосетинский участки границы официально закрыты еще указами президента Шеварднадзе. Поэтому их пересечение считается незаконным переходом границы и карается крупным штрафом, либо даже лишением свободы.
Как совместить грузинский закон «об оккупированных территориях» с явной заинтересованностью в привлечении туристов из России? Креативный способ обхода закона предложил глава МИД Грузии Григорий Вашадзе. В интервью российским журналистам он намекнул, что россияне могут ездить в Абхазию по одним документам, а в Грузию брать с собой другой паспорт – где нет абхазского штампа. И проблем в этом случае не будет. Сам по себе такой совет со стороны члена правительства – факт интересный. Он свидетельствует, насколько Грузия заинтересована в росте российских туристов, которые во всем мире считаются одними из самых щедрых.
Сотрудница Агентства по туризму Нана Леквеишвили сообщила «ВК», что ведомство активно работает с российскими коллегами, учитывая то обстоятельство, что в РФ люди больше доверяют именно туристическим компаниям и коллективным турам, то есть редко пользуются индивидуальными турами: «У нас много партнеров. В том числе в «Мире фантазии» и «Жарков тур». Всех не перечислим, поскольку мы предлагаем модель по прямому выходу на грузинских контрагентов, который в целом приемлем для обеих сторон».
В грузинской туристической компании «Хомли» «ВК» сообщили, что недельная поездка россиянина в Грузию обойдется примерно в 800-900 долларов на человека с проживанием в трехзвездочной гостинице, двухразовым питанием и экскурсией в восточные регионы страны.
Также заметна тенденция по усилению именно зимнего кластера, поскольку морские курорты Грузии вряд ли стратегически смогут конкурировать с турецкими. И еще одна важная тенденция: возрождение некогда знаменитых всесоюзных здравниц, например, бальнеологического санатория в Цхалтубо с его ваннами для лечения ревматизма и других острых заболеваний. Президент Саакашвили заявил недавно, что «Цхалтубо скоро вновь станет одним из лучших бальнеологических курортов в мире». Важнейший ресурс Грузии для развития туризма вовсе не природа или миллионы, вложенные в развитие инфраструктуры, а радушие людей. Причем этот ресурс имеет социо-психологические корни (общеизвестное «кавказское гостеприимство») и не подвержено влиянию никаких иных внешних факторов. Поэтому цифра в «миллион российских туристов», озвученная госпожой Сидамонидзе, уже не кажется фантастической.
По статистике, число визитеров в Грузию возрастает ежегодно на 35-40%. Согласно прогнозу, к концу этого года число иностранцев, посетивших Грузию, достигнет 4 миллионов человек, то есть, сравняется с количеством населения страны. Не очень-то редкая вещь в современном мире, если не принять во внимание, что речь идет о Кавказе и о Грузии с ее проблемами. Тут необходимо сделать важную оговорку: оппоненты властей часто напоминают им, что «визитер» и «турист» это не одно и тоже. На границе все иностранцы учитываются как «визитеры», а затем преподносятся в качестве туристов. Но, по большому счету, если даже власти и лукавят (в полном соответствии со своим стилем и пиар-стратегией), по сути это мало что меняет. Ведь любой иностранец тратит в Грузии деньги. А визитер или приехал по делам, или просто хочет отдохнуть, в конечном счете, не суть важно. Если же структурировать поток визитеров по «функциональности», получается, что в Грузии просто бум деловой активности и «по делам», то есть для ведения бизнеса, заключения контрактов, ознакомления с бизнес-средой и так далее, в страну с каждым годом приезжает все больше людей.
Вообще, туристическая статистика вещь несколько формалистская: многие критики упрямо требуют учитывать только количество востребованных койко-мест и не желают слышать ни о какой специфике Грузии, где пресловутое койко-место, в отличии от Мальдивских островов или той же Анталии не может быть релевантным показателем, поскольку сюда человек может приехать как турист, но жить у друзей и знакомых. Поэтому, власти просто фиксируют количество визитеров, не называя их туристами, и указывают на рост бюджетных поступлений не от «роста туризма», а «роста количества визитеров».
В 2011 году оно составило миллиард долларов! Для Грузии с ее 4 миллиардным бюджетом это сказочно большая цифра. Причем она растет из года в год пропорционально росту визитеров – примерно на 40%, помогая властям решать самую острую социальную проблему занятости населения.
Бог торговли и предпринимательства, а также перенесенные за последние 20 лет невзгоды, окончательно «выполоскали» из грузинского менталитета чванство и высокомерие советского периода. Грузины поняли, что сфера обслуживания – вполне достойное занятие и ничего позорного в этом нет. При этом женщины, работающие в гостиницах, в том числе уборщицами и поварихами, называют себя «диасахлиси» («хозяйка дома»). Они всегда хорошо одеты, выглядят чисто, опрятно, с достоинством и работают столь же добросовестно, как и в собственном доме – это успокаивает их самолюбие. Тут сказываются не столько тренинги, но важный компромисс, которого они достигли со своими ценностями и представлениями о престижности и достоинстве того или иного рода занятий. А президент Саакашвили не упускает случая напомнить болезненно (порой чрезмерно) самолюбивым грузинам: «Разве итальянцы и испанцы, чей бюджет в основном формулируется за счет туристического кластера – это «нация официантов?»»
Особенно примечателен рост визитеров из России. Вот парадоксальные, казалось, цифры: в 2007 году в Грузии побывало 91 361 россиян, а в 2008 году, - в том числе сразу после «пятидневной войны» - 114 459. В 2009 году цифра опять выросла до 127 937 и с тех пор все увеличивается: 2010 год - 170 584, 2011 год – 278 501. К концу нынешнего года Грузию могут посетить до 400 тысяч россиян. А Майя Сидамонидзе надеется, что в ближайшие годы эта цифра достигнет миллиона.
Если учесть, что между Россией и Грузией нет дипломатических отношений, действует негласное эмбарго, а великолепных зимних и летних курортов множество как в самой России, так и в других соседних странах, то прогрессирующий поток российских гостей объясняется еще и стремлением побывать в интересной стране. Грузия начинает приобретать некий ореол «неизвестности», «неизведанности» и даже «таинственности» в связи с грамотным промоушеном ее достижений и возможностей в туристическом кластере, а также реформ, отсутствием коррупции, строительным бумом и так далее. Страна действительно находится в строительных лесах. Во всех регионах создаются «центры притяжения», вокруг которых и формируется туристическая инфраструктура. Например, на востоке это Сигнаги, в горных районах – Местия, на черноморском побережье – Батуми.
По официальным данным, с января 2012 года, только через КПП «Верхний Ларс» по Военно-грузинской дороге, в Грузию въехало 46 438 россиян. Казалось, не очень большая цифра, но ведь это 38-процентный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Власти явно попали в «десятку» с односторонней отменой визового режима для граждан РФ: число людей, пересекших КПП на североосетинском участке российско-грузинской границы, увеличилось в разы. Некоторых из них на границе радушно встречал в сопровождении телекамер сам президент Саакашвили. Причем Военно-грузинская дорога – это кратчайший автомобильный пункт из Северного Кавказа в Турцию и арабские страны.
В приграничном городке Казбеги местные инвесторы завершили строительство первоклассного отеля с роскошным Казино, привезли лучшие столы и игральные автоматы из США, обучили персонал и пр. Таким образом, рядом с огромным российским регионом, где азартные игры запрещены (а люди там живут страстные и азартные), появился свой маленький Лас–Вегас, манящий цветной рекламой и веселой музыкой. Доехать до Казбеги из Владикавказа можно всего за час по хорошей дороге. Может быть, по северную сторону Кавказского хребта или в Москве это не всем нравится, но что можно сделать? Если закрыть границу на этом участке, перекрывается единственная сухопутная артерия, связывающая Россию с Арменией и военной базой в Гюмри.
МИД РФ неоднократно просил граждан воздержаться от поездок в Грузию, ссылаясь на аресты россиян, в паспортах которых обнаружены штампы пограничных ведомств Абхазии и Южной Осетии. Грузинское законодательство разрешает иностранцам посещать эти республики только с территории собственно Грузии, а российско-абхазский и российско-югоосетинский участки границы официально закрыты еще указами президента Шеварднадзе. Поэтому их пересечение считается незаконным переходом границы и карается крупным штрафом, либо даже лишением свободы.
Как совместить грузинский закон «об оккупированных территориях» с явной заинтересованностью в привлечении туристов из России? Креативный способ обхода закона предложил глава МИД Грузии Григорий Вашадзе. В интервью российским журналистам он намекнул, что россияне могут ездить в Абхазию по одним документам, а в Грузию брать с собой другой паспорт – где нет абхазского штампа. И проблем в этом случае не будет. Сам по себе такой совет со стороны члена правительства – факт интересный. Он свидетельствует, насколько Грузия заинтересована в росте российских туристов, которые во всем мире считаются одними из самых щедрых.
Сотрудница Агентства по туризму Нана Леквеишвили сообщила «ВК», что ведомство активно работает с российскими коллегами, учитывая то обстоятельство, что в РФ люди больше доверяют именно туристическим компаниям и коллективным турам, то есть редко пользуются индивидуальными турами: «У нас много партнеров. В том числе в «Мире фантазии» и «Жарков тур». Всех не перечислим, поскольку мы предлагаем модель по прямому выходу на грузинских контрагентов, который в целом приемлем для обеих сторон».
В грузинской туристической компании «Хомли» «ВК» сообщили, что недельная поездка россиянина в Грузию обойдется примерно в 800-900 долларов на человека с проживанием в трехзвездочной гостинице, двухразовым питанием и экскурсией в восточные регионы страны.
Также заметна тенденция по усилению именно зимнего кластера, поскольку морские курорты Грузии вряд ли стратегически смогут конкурировать с турецкими. И еще одна важная тенденция: возрождение некогда знаменитых всесоюзных здравниц, например, бальнеологического санатория в Цхалтубо с его ваннами для лечения ревматизма и других острых заболеваний. Президент Саакашвили заявил недавно, что «Цхалтубо скоро вновь станет одним из лучших бальнеологических курортов в мире». Важнейший ресурс Грузии для развития туризма вовсе не природа или миллионы, вложенные в развитие инфраструктуры, а радушие людей. Причем этот ресурс имеет социо-психологические корни (общеизвестное «кавказское гостеприимство») и не подвержено влиянию никаких иных внешних факторов. Поэтому цифра в «миллион российских туристов», озвученная госпожой Сидамонидзе, уже не кажется фантастической.