Константинопольский патриархат требует открыть семинарию Халки, закрытую 41 год назад

Читать на сайте Вестник Кавказа
Константинопольский патриархат в Стамбуле требует, чтобы в проекте новой конституции были заложены гарантии того, что православная семинария Халки на острове Хейбелиада будет функционировать без помех со стороны властей страны, пишут "Известия".

Напомним, что в Турции в настоящее время разрабатывается проект новой конституции, в декабре он должен быть завершен, а прохождение через парламент основного документа страны намечено на весну 2013 года. "Если, наконец-то, будет решено, что семинария Халки вновь откроется, мы будем требовать, чтобы в разрабатываемом сейчас проекте фигурировала статья, гарантирующая, что духовное заведение не закроют опять", - заявил представитель Константинопольского патриархата отец Досифей Анагностопулос.

В патриархате хотят, чтобы была, наконец, названа конкретная дата открытия семинарии. Иначе до конца текущего года последует обращение в турецкий суд. Если же и этот вариант не сработает, дело будет направлено в Европейский суд по правам человека. "Мы не хотим этого делать, но иного выхода у нас нет", - говорит отец Досифей.

Напомним, что Халкинская богословская школа была открыта в 1884 году и содержалась за счет клириков Константинопольского патриархата, а также благодаря ежегодным перечислениям 2 тыс. рублей золотом от Святейшего синода Русской православной церкви.

В 1971 году семинарию закрыли, основываясь на запрете на частную образовательную деятельность, прописанном в турецкой конституции 1961 года. Православным предлагали сделать семинарию факультетом какого-либо из светских университетов Турции, но в патриархате отказались, так как для этого пришлось бы вносить изменения в учебную программу.

С момента закрытия православные старались добиться возобновления работы единственного в Турции православного учебного заведения, где учились будущие священнослужители Константинопольского патриархата (сейчас они вынуждены учиться за рубежом, в основном в Греции). Закрытие Халки, по мнению патриархии, противоречит декларируемым в той же конституции правам на религиозные свободы и образование. Однако в 2006 году турецкий парламент опять высказался против открытия семинарии.
Депутаты ПАСЕ, министры иностранных дел западных стран неоднократно высказывались в пользу возобновления работы Халки. Последним по времени стало заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон, отметившей, что семинарию надо бы открыть, но взамен стоит построить и мечеть в Афинах.

Между тем нынешние власти Турции относятся к идее открытия Халки скептически. Так, глава турецкого директората по религиозным делам профессор Мехмет Гермез посетил 6 июля Константинопольский патриархат, расположенный в стамбульском районе Фанар. "Я не думаю, что это хорошая ситуация, когда одна страна говорит другой: я дам тебе столько же прав для христиан, сколько ты дашь мне для мусульман", - сказал во время посещения Гермез-бей, намекая на идею построить в Афинах мечеть в ответ на открытие Халки.

Правда, у Афин есть еще один инструмент влияния на Анкару, ведь в регионе Западная Фракия, входящем в состав Греции, проживает значительное количество турок. Другое дело, что нынешняя кризисная экономическая ситуация вряд ли позволит Греции стать серьезным оппонентом быстро развивающейся Турции.

"Мы хотим лишь восстановления положения, нарушенного 41 год назад, - говорит отец Досифей. - При этом мы не имеем влияния на Афины. Если патриарх Варфоломей пошлет туда факс с просьбой открыть мечеть в греческой столице, послушают ли там его? Вряд ли..."

По мнению российского исламоведа Романа Силантьева, Константинопольскому патриархату на успех в переговорах рассчитывать не приходится. "Православных греков в Турции осталось мало, поэтому практический смысл открытия семинарии не совсем ясен, - говорит Силантьев".

Что же касается взаимных уступок в плане открытия в Афинах мечети в обмен на возобновление деятельности Халки, то столица Греции находится в юрисдикции Элладской церкви, а не Константинопольского патриархата, поэтому шансов на успех мало, считает Силантьев. Это все равно, как если бы Варфоломей ходатайствовал об открытии мечети в Москве.