Бахруз Абдолванд: «Турки совершили ошибку, когда разрушили отношения с режимом Асада»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Координатор центра энергетических и экологических исследований Свободного университета Берлина, эксперт по ближневосточному региону, профессор Бахруз Абдолванд в интервью «ВК» высказал свою позицию по поводу ситуации вокруг Сирии, выхода Узбекистана из ОДКБ и последнего витка напряженности в отношениях между Баку и Ашхабадом. 

- Господин Абдолванд, каким вам видится дальнейшее развитие ситуации вокруг Сирии?

- Я не вижу причин, по которым бы важнейшие релевантные игроки в сирийском конфликте поменяли бы свои позиции. Это означает, что Россия и Иран будут и дальше поддерживать Башара Асада. Россия не хочет терять свой единственный форпост в регионе - военный порт в Тартусе. Для Ирана же Сирия является одним из трех фронтов, которые он успешно воздвиг за последние десятилетия, а именно: Ливан, Сирия и Ирак. Собственно говоря, по этой причине Кофи Аннан регулярно проводит переговоры в Тегеране. 
То, что мы наблюдаем в Сирии - это не борьба, в которой одной стороной выступает диктатор, а другой - весь его народ. Асад представляет группы сирийского населения, заинтересованные в том, чтобы салафиты не пришли к власти в этой стране. Эти группы опасаются, что, в случае падения режима Асада, начнутся репрессии со стороны новой суннитской власти. И эти опасения имеют под собой основания.

- Глава МИД России Сергей Лавров встретился на прошлой неделе с представителями сирийской оппозиции, в том числе, с радикальным Сирийским национальным советом. Одновременно Москва объявила о том, что не будет поставлять новых вооружений в Сирию до стабилизации обстановки в этой стране. Можно ли это считать признаком того, что Россия готова пересмотреть свою политику в Сирии?

- Нет, это не признак смены политического курса. Россия сейчас пытается играть роль "честного маклера". У Москвы уже был подобный опыт в ходе гражданской войны в Таджикистане. Тогда Россия, активно поддерживая верные Москве круги правительства Рахмона, параллельно организовала мирные переговоры с помощью Ирана. Оппозиция была интегрирована в правительство президента Рахмона, а позже, когда таджикское правительство консолидировало власть, исламисты были постепенно отстранены от занимаемых ими постов.
Этот же опыт сейчас Москва будет пытаться повторить и в Сирии. В то время, как Россия вполне явно поддерживает сторону Асада, она также дает возможность и оппозиции сохранить свое лицо и интегрироваться в правительственные структуры. Если оппозиция не позволит интегрировать себя, то Россия может допустить повышение эскалации конфликта еще на один уровень. Сигналы тому есть: угрозы наложения вето на новые резолюции СБ ООН, отсылка новых военных кораблей к сирийским берегам и отклонение санкций против Сирии. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Россия не позволит себе потерять Асада.

- Какую роль в конфликте может играть Турция?

- Турки совершили ошибку в тот момент, когда полностью разрушили свои отношения с режимом Башара Асада и поддержали вооруженную оппозицию. В результате этой ошибки пространство для действий у Турции сейчас очень ограничено. Потому что в сирийском конфликте Турция фактически выступила против двух союзником Башара Асада - России и Ирана. При этом оба эти государства являются важнейшими экспортерами газа в Турцию и, соответственно, имеют на нее серьезные рычаги влияния. 
Нельзя забывать также и о том, что экономика Турции сильно обременена долгами. Общая сумма государственного долга Турции составляет 279,7 млрд долларов. При этом в экономике страны важную роль играет туристическая отрасль. Она может стать легкой целью для террористических атак, что повлечет за собой негативные последствия для всей турецкой экономики. В последнее время мы наблюдаем активизацию деятельности РПК. На мой взгляд, это не простое совпадение, а напрямую связано с турецкой политикой в отношении Сирии. РПК действует не самостоятельно, а находится под влиянием внешних игроков. Поэтому Турция не рискует перешагнуть определенную "красную черту": инцидент со сбитым турецким истребителем, после которого не последовало какой-либо значимой реакции со стороны Анкары, лишь подтверждает это.

- Большой резонанс в России вызвало решение Узбекистана выйти из ОДКБ. Какие последствия оно может иметь для Узбекистана? И что подтолкнуло Ислама Каримова пойти на такой шаг?

- Недавно южнокорейская фирма модернизировала аэропорт Навои в Узбекистане. По-видимому, Узбекистан хочет дать американским подразделениям право на военное использование этого аэропорта. Но как члену ОДКБ Узбекистану необходимо для этого согласие его партнеров по альянсу. Поскольку Россия с этим согласна быть не может, узбекское правительство решило пойти на такой шаг и, соответственно, подписать договор с американской стороной уже без оглядки на ОДКБ. Это довольно рискованное решение, поскольку Россия в своем арсенале имеет немало средств, чтобы отрезвить Узбекистан. Примером тому является активная роль российского правительства в проектах, связанных с водохранилищами в Таджикистане, что может нанести болезненный удар по водоснабжению Узбекистана. Сейчас Россия ведет переговоры с таджикским правительством о том, чтобы приобрести 50% Рогунского водохранилища. Это довольно ясный сигнал президента Каримову, который показывает ограниченность его поля действий.

- Недавно Туркменистан послал разведочные суда на спорное месторождение "Кепез", что привело к напряженности между Баку и Ашхабадом. Какие последствия это может иметь для азербайджано-туркменского энергетического сотрудничества в контексте европейской энергетической безопасности?

- Этот инцидент произошел после того, как ЕС с новой силой взялся за лоббирование проекта Транскаспийского газопровода, который должен доставить туркменский газ в Азербайджан. Россия строго выступает против реализации данного проекта. 
Эта акция Туркменистана, вызвавшая соответствующую реакцию в Азербайджане, отбросила тень на проект Транскаспийского газопровода. Поскольку в Туркменистане такие стратегические решения принимаются лишь на уровне президента, то, похоже, что Ашхабад решил подать тем самым дружественный сигнал Москве. Это свидетельствует о том, что многие энерго-политические пути лежат через Москву. ЕС должен это учитывать.