Итоги весенней сессии Госдумы: клевета - зачёт, иностранные агенты - зачёт, "плавающий" мандат - незачёт
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня завершила свою первую весеннюю сессию Госдума России VI созыва. Как заявил на окончании заседания председатель нижней палаты парламента Сергей Нарышкин, весенняя сессия показала, что нынешний созыв Госдумы достойно и эффективно выполняет свои задачи. Закрывая весеннюю сессию, он поблагодарил коллег за законотворческую деятельность и признался, что "горд тем, что работает в парламенте", по сути - "первом в отечественной истории демократическом институте", сообщает РИА Новости.
"Вижу, что не всё в нашем историческом и сегодняшнем "багаже" мне нравится, но я верю, что вместе мы добьёмся, чтобы российский парламент стал одним из наиболее компетентных, самостоятельных и уважаемых, - сказал он. - Чтобы законодательная власть, находясь на этапе своего развития, стала по-настоящему эффективным инструментом народовластия".
По словам спикера, иначе и быть не может, потому что "рождённая одновременно с Конституцией, она (законодательная власть) выстрадана и создана самим народом и просто обязана оправдать его доверие". Нарышкин призвал каждого из депутатов "ни на минуту об этом не забывать" и объявил весеннюю сессию закрытой.
Само последнее заседание было ознаменовано рассмотрением сразу нескольких законов, породивших ожесточённые споры как в обществе, так и в самой власти. Первый достойный упоминания среди них скандальный законопроект о "плавающем мандате" оказался единственным, который Госдума не приняла. За отклонение законопроекта проголосовали 237 депутатов, против 54, при этом, как сообщал ранее "Вестник Кавказа", в голосовании приняли участие не все - фракция КПРФ покинула зал заседаний в знак протеста против рассмотрения документа.
Согласно действующему правилу, свободный мандат получает кандидат от того же региона, от которого избирался уходящий депутат. При этом руководство партии не может повлиять на процесс передачи мандата. Закон о "плавающем мандате" предполагал предоставить руководству партий право самостоятельно определять, кто придет в нижнюю палату на освободившееся место из списка кандидатов партии, который она выдвигала на думских выборах.
Законопроект был внесён руководством всех четырех думских фракций и принят в первом чтении в январе текущего года. Однако профильный комитет предложил при рассмотрении документа во втором чтении отклонить его. Поддерживающие документ оппозиционные фракции объясняют свою позицию тем, что часто на вакантное место приходит человек, который, хотя и был в списке кандидатов партии на выборах в Госдуму, но потом потерял всякую связь с партией, а иногда и начал отстаивать интересы другой партии - таким образом, придя в парламент, он уже не выполняет те предвыборные обещания, которые давала партия.
Как заявил глава фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев, единороссы не могут поддержать этот законопроект, поскольку он ущемляет интересы регионов. "Мы получили из 29 регионов письма с просьбой не допустить принятие этого законопроекта", - сказал Воробьев.
Сенсацией закрытия весенней сессии Госдумы следует признать принятие в третьем, окончательном, чтении поправок в Уголовный кодекс России, восстанавливающих статью "клевета". За проголосовали 238 депутатов, против - 91. Парламентарии ко второму чтению убрали из документа тюремные сроки, однако существенно повысили максимальный штраф за клевету - до 5 млн рублей. Возросли и другие штрафы.
За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, отныне штраф составит до 500 тыс. рублей. Клевета с использованием служебного положения наказывается штрафом до 2 млн рублей. Появилась новая статья - клевета в отношении судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава при рассмотрении материалов или дела в суде. Максимальный штраф за это деяние составит до 5 млн рублей либо обязательные работы на срок до 480 часов.
Кроме того, закон касается журналистского сообщества. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или СМИ, будет караться штрафом до 1 млн рублей.
Окончательно принят и закон о статусе "иностранного агента" для НКО, финансируемых из-за рубежа и занимающихся политикой. За проголосовали 374 депутата, трое - против, один воздержался. При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены предложения президента России. Так, из-под действия принятого закона выводятся религиозные организации, госкорпорации и госкомпании, а также созданные ими НКО. Также под действие закона не подпадут государственные, муниципальные и бюджетные учреждения.
Менее интересными для публики, но более важными с экономической точки зрения стали два других принятых Госдумой в пятницу закона. В первую очередь следует рассказать о прошедшем третье чтение законе, которым расширяются полномочия правительства по антикризисным мерам в 2012 году. Поправки, внесенные в Госдуму 29 июня и принятые в первом чтении 6 июля, касаются Бюджетного кодекса, статьи 6 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" и закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
В 2012 году действует временная норма (статья 6 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ"), позволяющая правительству без внесения поправок в бюджет принимать решения об использовании средств Резервного фонда на сокращение долговых обязательств, заимствований, обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе с возможностью превышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов.
Закон дополняет эту норму положениями, позволяющими правительству без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства Резервного фонда и на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики. При этом вводится ограничение, в соответствии с которым объем средств Резервного фонда, направляемый на данные цели, не может превышать 5% от общего объема расходов, утвержденных законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В настоящий момент эта цифра составляет для 2012 года 12,745 триллиона рублей (дефицит бюджета при этом предполагается в 0,1% ВВП).
Вместе с тем в закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" вносится изменение, устанавливающее ограничение размера использования средств Резервного фонда и средств, подлежащих перечислению в Резервный фонд, в 200 млрд рублей. Кроме того, в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков в 2012 году в случае ухудшения экономической конъюнктуры предполагается осуществить дополнительную капитализацию банков путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции кредитных организаций. В связи с этим, закон предоставляет правительству право провести эмиссию ОФЗ с постоянным купонным доходом в объеме до 150 млрд рублей по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022 году и их размещение путем заключения договора мены на акции кредитных организаций.
Предложения также предусматривают право правительства России в 2012 году определять предельные объемы и основные условия размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на депозиты во Внешэкономбанке в целях реализации антикризисных мер. Устанавливается, что госгарантии России предоставляются в 2012 году по кредитам, привлекаемым принципалами, отобранными для господдержки в 2012 году, а также по кредитам, привлеченным принципалами в 2011 году.
Предполагается, что правительство в 2012 году будет вправе делегировать Минфину полномочия по принятию решений о предоставлении госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юрлицами, отобранными в порядке и на цели, установленные правительством (в пределах сумм, определенных программами госгарантий России в рублях и в иностранной валюте на 2012 год). Сроки возврата суммы такого кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций), согласно законопроекту, составят от трех до семи лет. Данные госгарантии будут предоставляться в пределах объемов, предусмотренных законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", а также в пределах дополнительных объемов, высвобождаемых в части гарантийной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе.
Как заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в ходе обсуждения документа на пленарном заседании: "В связи с этим, документ позволит нам (депутатам Госдумы) не быть статистами в бюджетном процессе. Не быть статистами как при принятии бюджета, так при контроле за эффективностью его исполнения. Представительство всех фракций и всех профильных комитетов - вот состав этой комиссии".
Также в третьем чтении принят правительственный закон, который совершенствует процедуру банкротства и усиливает ответственность руководства и собственников банков за причинение им убытков. Документ предусматривает, что учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.
Поправки наделяют Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обязанностями и полномочиями по выявлению фактов совершения руководством банков или контролирующими лицами действий, из-за которых банк понёс убытки. Законом урегулирован порядок оспаривания сделок, совершенных банком или иными лицами за счет банка в преддверии банкротства. АСВ получает возможность при санации банка выяснять причины возникновения у него финансовых затруднений и осуществлять мероприятия по взысканию с виновных лиц убытков, причиненных банку, его кредиторам и акционерам.
Документ дополняет законодательство о банкротстве банков статьей, согласно которой имущество (ценные бумаги, денежные средства), принятые и приобретенные кредитной организацией по договорам об операциях с ценными бумагами, в случае отзыва у банка лицензии возвращаются клиентам уже на стадии введения временной администрации. Одновременно устанавливается порядок возврата средств, находящихся у банка в доверительном управлении.
Кроме того, законодательство о банкротстве банков дополняется статьей, устанавливающей механизмы распределения конкурсным управляющим оставшегося имущества между учредителями (участниками), порядок и условия передачи имущества органам местного самоуправления, порядок списания имущества. Вносятся также изменения в закон о банках и банковской деятельности, предполагающие хранение на электронных носителях информации о деятельности кредитных организаций, их имуществе и обязательствах.
Госдума на последнем заседании весенней сессии не забыла и об автолюбителях, приняв поправки в закон о техосмотре, отменяющие эту процедуру для машин, которые проходят техническое обслуживание в аккредитованных автосервисах. Принятый закон устанавливает, что владельцам автомобилей, которые регулярно проходят техническое обслуживание в сертифицированных автоцентрах, не надо будет получать талона технического осмотра. Таким автовладельцам будет достаточно иметь карту прохождения технического обслуживания в сертифицированных центрах.
Законодатели, таким образом, освободили добросовестных автовладельцев, которые регулярно проходят техническое обслуживание, от необходимости проходить дублирующую проверку технического состояния своих машин.
"Вижу, что не всё в нашем историческом и сегодняшнем "багаже" мне нравится, но я верю, что вместе мы добьёмся, чтобы российский парламент стал одним из наиболее компетентных, самостоятельных и уважаемых, - сказал он. - Чтобы законодательная власть, находясь на этапе своего развития, стала по-настоящему эффективным инструментом народовластия".
По словам спикера, иначе и быть не может, потому что "рождённая одновременно с Конституцией, она (законодательная власть) выстрадана и создана самим народом и просто обязана оправдать его доверие". Нарышкин призвал каждого из депутатов "ни на минуту об этом не забывать" и объявил весеннюю сессию закрытой.
Само последнее заседание было ознаменовано рассмотрением сразу нескольких законов, породивших ожесточённые споры как в обществе, так и в самой власти. Первый достойный упоминания среди них скандальный законопроект о "плавающем мандате" оказался единственным, который Госдума не приняла. За отклонение законопроекта проголосовали 237 депутатов, против 54, при этом, как сообщал ранее "Вестник Кавказа", в голосовании приняли участие не все - фракция КПРФ покинула зал заседаний в знак протеста против рассмотрения документа.
Согласно действующему правилу, свободный мандат получает кандидат от того же региона, от которого избирался уходящий депутат. При этом руководство партии не может повлиять на процесс передачи мандата. Закон о "плавающем мандате" предполагал предоставить руководству партий право самостоятельно определять, кто придет в нижнюю палату на освободившееся место из списка кандидатов партии, который она выдвигала на думских выборах.
Законопроект был внесён руководством всех четырех думских фракций и принят в первом чтении в январе текущего года. Однако профильный комитет предложил при рассмотрении документа во втором чтении отклонить его. Поддерживающие документ оппозиционные фракции объясняют свою позицию тем, что часто на вакантное место приходит человек, который, хотя и был в списке кандидатов партии на выборах в Госдуму, но потом потерял всякую связь с партией, а иногда и начал отстаивать интересы другой партии - таким образом, придя в парламент, он уже не выполняет те предвыборные обещания, которые давала партия.
Как заявил глава фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев, единороссы не могут поддержать этот законопроект, поскольку он ущемляет интересы регионов. "Мы получили из 29 регионов письма с просьбой не допустить принятие этого законопроекта", - сказал Воробьев.
Сенсацией закрытия весенней сессии Госдумы следует признать принятие в третьем, окончательном, чтении поправок в Уголовный кодекс России, восстанавливающих статью "клевета". За проголосовали 238 депутатов, против - 91. Парламентарии ко второму чтению убрали из документа тюремные сроки, однако существенно повысили максимальный штраф за клевету - до 5 млн рублей. Возросли и другие штрафы.
За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, отныне штраф составит до 500 тыс. рублей. Клевета с использованием служебного положения наказывается штрафом до 2 млн рублей. Появилась новая статья - клевета в отношении судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава при рассмотрении материалов или дела в суде. Максимальный штраф за это деяние составит до 5 млн рублей либо обязательные работы на срок до 480 часов.
Кроме того, закон касается журналистского сообщества. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или СМИ, будет караться штрафом до 1 млн рублей.
Окончательно принят и закон о статусе "иностранного агента" для НКО, финансируемых из-за рубежа и занимающихся политикой. За проголосовали 374 депутата, трое - против, один воздержался. При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены предложения президента России. Так, из-под действия принятого закона выводятся религиозные организации, госкорпорации и госкомпании, а также созданные ими НКО. Также под действие закона не подпадут государственные, муниципальные и бюджетные учреждения.
Менее интересными для публики, но более важными с экономической точки зрения стали два других принятых Госдумой в пятницу закона. В первую очередь следует рассказать о прошедшем третье чтение законе, которым расширяются полномочия правительства по антикризисным мерам в 2012 году. Поправки, внесенные в Госдуму 29 июня и принятые в первом чтении 6 июля, касаются Бюджетного кодекса, статьи 6 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" и закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
В 2012 году действует временная норма (статья 6 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ"), позволяющая правительству без внесения поправок в бюджет принимать решения об использовании средств Резервного фонда на сокращение долговых обязательств, заимствований, обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе с возможностью превышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов.
Закон дополняет эту норму положениями, позволяющими правительству без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства Резервного фонда и на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики. При этом вводится ограничение, в соответствии с которым объем средств Резервного фонда, направляемый на данные цели, не может превышать 5% от общего объема расходов, утвержденных законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В настоящий момент эта цифра составляет для 2012 года 12,745 триллиона рублей (дефицит бюджета при этом предполагается в 0,1% ВВП).
Вместе с тем в закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" вносится изменение, устанавливающее ограничение размера использования средств Резервного фонда и средств, подлежащих перечислению в Резервный фонд, в 200 млрд рублей. Кроме того, в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков в 2012 году в случае ухудшения экономической конъюнктуры предполагается осуществить дополнительную капитализацию банков путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции кредитных организаций. В связи с этим, закон предоставляет правительству право провести эмиссию ОФЗ с постоянным купонным доходом в объеме до 150 млрд рублей по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022 году и их размещение путем заключения договора мены на акции кредитных организаций.
Предложения также предусматривают право правительства России в 2012 году определять предельные объемы и основные условия размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на депозиты во Внешэкономбанке в целях реализации антикризисных мер. Устанавливается, что госгарантии России предоставляются в 2012 году по кредитам, привлекаемым принципалами, отобранными для господдержки в 2012 году, а также по кредитам, привлеченным принципалами в 2011 году.
Предполагается, что правительство в 2012 году будет вправе делегировать Минфину полномочия по принятию решений о предоставлении госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юрлицами, отобранными в порядке и на цели, установленные правительством (в пределах сумм, определенных программами госгарантий России в рублях и в иностранной валюте на 2012 год). Сроки возврата суммы такого кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций), согласно законопроекту, составят от трех до семи лет. Данные госгарантии будут предоставляться в пределах объемов, предусмотренных законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", а также в пределах дополнительных объемов, высвобождаемых в части гарантийной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе.
Как заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в ходе обсуждения документа на пленарном заседании: "В связи с этим, документ позволит нам (депутатам Госдумы) не быть статистами в бюджетном процессе. Не быть статистами как при принятии бюджета, так при контроле за эффективностью его исполнения. Представительство всех фракций и всех профильных комитетов - вот состав этой комиссии".
Также в третьем чтении принят правительственный закон, который совершенствует процедуру банкротства и усиливает ответственность руководства и собственников банков за причинение им убытков. Документ предусматривает, что учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.
Поправки наделяют Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обязанностями и полномочиями по выявлению фактов совершения руководством банков или контролирующими лицами действий, из-за которых банк понёс убытки. Законом урегулирован порядок оспаривания сделок, совершенных банком или иными лицами за счет банка в преддверии банкротства. АСВ получает возможность при санации банка выяснять причины возникновения у него финансовых затруднений и осуществлять мероприятия по взысканию с виновных лиц убытков, причиненных банку, его кредиторам и акционерам.
Документ дополняет законодательство о банкротстве банков статьей, согласно которой имущество (ценные бумаги, денежные средства), принятые и приобретенные кредитной организацией по договорам об операциях с ценными бумагами, в случае отзыва у банка лицензии возвращаются клиентам уже на стадии введения временной администрации. Одновременно устанавливается порядок возврата средств, находящихся у банка в доверительном управлении.
Кроме того, законодательство о банкротстве банков дополняется статьей, устанавливающей механизмы распределения конкурсным управляющим оставшегося имущества между учредителями (участниками), порядок и условия передачи имущества органам местного самоуправления, порядок списания имущества. Вносятся также изменения в закон о банках и банковской деятельности, предполагающие хранение на электронных носителях информации о деятельности кредитных организаций, их имуществе и обязательствах.
Госдума на последнем заседании весенней сессии не забыла и об автолюбителях, приняв поправки в закон о техосмотре, отменяющие эту процедуру для машин, которые проходят техническое обслуживание в аккредитованных автосервисах. Принятый закон устанавливает, что владельцам автомобилей, которые регулярно проходят техническое обслуживание в сертифицированных автоцентрах, не надо будет получать талона технического осмотра. Таким автовладельцам будет достаточно иметь карту прохождения технического обслуживания в сертифицированных центрах.
Законодатели, таким образом, освободили добросовестных автовладельцев, которые регулярно проходят техническое обслуживание, от необходимости проходить дублирующую проверку технического состояния своих машин.