Россия в ВТО: эффект и риск
Читать на сайте Вестник КавказаНа этой неделе Госдума ратифицировала протокол о вступлении в ВТО. Однако ратификацию поддержали только депутаты фракции "Единая Россия", а представители всех оппозиционных фракций высказались против. Расчеты для понимания плюсов и минусов вступления в ВТО проводили специалисты Вышей школы экономики (ВШЭ).
По словам Александра Данильцева, директора Института торговой политики ВШЭ, «нельзя механически брать и оценивать какие-то суммы то ли таможенных пошлин, то ли объемов импорта, поскольку экономические эффекты здесь будут гораздо более сложные и многообразные. Вся система будет функционировать таким образом, что потери в одном месте будут оборачиваться, могут обернуться выигрышем в другом.
Как правило, со стороны производителя последствия оцениваются однобоко. Но ведь у нас есть и потребители. Тот же машиностроительный комплекс. В их комментариях по условиям присоединения очень много элементов, которые говорят о том, что надо еще больше создать условия для более льготного ввоза компонентов, чтобы развивать свое производство. Это так классический принцип эффективного тарифа, который здесь работает. Опять же, у нас есть потребители, домашние хозяйства и простые граждане, которые могут пользоваться товарами по более низким ценам. Но что это означает, с другой стороны? Это означает, что потребительский потенциал высвобождается для остальных секторов. Те ресурсы потребителей, которые высвободились, например, при приобретении автомобиля, могут быть потрачены на товары и услуги, которые произведены внутри страны. Мы всегда забываем, что все-таки импортный сектор составляет не подавляющую часть нашей экономики. Если мы распространим то распределение расходов, которое существует, на эти высвобождающиеся средства, которые будут составлять не один миллиард долларов, мы получим как раз выигрыш для российского производства. Это одна сторона.
Что касается макроэкономических параметров, то такой анализ проводился неоднократно. Мы проводили анализ и секторами, в частности, на этапе тарифных переговоров по 28 чувствительным секторам, где анализировали распределение выигрышей и потерь производителей и потребителей. Получили результат, о котором я говорил. И на уровне макроэкономических показателей проводили анализ. Эффект на макроэкономические параметры типа ВВП не такой уж большой. Если говорить об объемных показателях ВВП, то, скорее всего, мы будем наблюдать некоторое увеличение. Возможно, что присоединение к ВТО будет некоторым фактором, который будет сдерживать и инфляцию тоже. Это об общих последствиях.
Теперь еще немножко об обрабатывающей промышленности. Очередной миф о крахе российского машиностроения в связи с присоединением к ВТО несостоятелен. Мы машиностроение сводим к автомобилестроению. У нас почему-то при слове «машиностроение» всегда появляется образ автомобиля «Лада». Естественно, это не так. Если мы внимательно посмотрим на тарифные условия присоединения, то увидим, что они исключительно благоприятны для российских производителей. Они позволяют маневрировать мерами тарифного регулирования и вверх, и вниз, и создавая более благоприятные условия для ввоза, скажем, компонентов, и обеспечивая достаточную защиту нашей продукции.
Еще один момент – присоединением к ВТО мы совершенствуем нашу договорно-правовую базу участия вообще в международном разделении труда, в международных экономических отношениях. Те механизмы, которые обеспечивают участие России сейчас в международной торговле, были типичными и характерными для конца XIX–начала XX века, и тогда международная торговля была сырьевой. Система соглашений и договоров, вообще регулирования торговли на международно-правовом уровне, которая существует сейчас в России до присоединения к ВТО, в принципе, более адекватна для международной сырьевой торговли. Система ВТО более многосторонняя, более подходит для развития торговли в современном стиле, именно торговли обработанной продукцией и особенно компонентами обработанной продукции. Только в такой многосторонней системе, когда существуют общие правила международной торговли, мы можем соединить воедино наше производство, торговлю, включение в международные цепочки производства сложной обработанной, машиностроительной в том числе, продукции и инвестиции. Без этого, конечно, будет очень трудно».
Между тем считается, что от вступления в ВТО больше других пострадают российские сельхозпроизводители. Однако, как думает председатель думского комитета по аграрным вопросам Николай Панков, "конкуренция будет полезна в агропромышленном комплексе. Наша задача, депутатов Госдумы, при разработке мер по ВТО принять ту нормативную базу, которой у нас недостает. С января комитет по аграрным вопросам подготовил десять законопроектов для принятия Госдумой, и сегодня рассматривается один из этих законопроектов в первом чтении – тот, который дает право сельхозпредприятиям освобождать их от налога на прибыль. Это касается 7033 сельхозпредприятий. В общем объеме эта цифра будет составлять 15 миллиардов. Но эти 15 миллиардов, которые мы освобождаем от налогов, сельхозпроизводители будут вкладывать именно в свои территории, в свои предприятия.
АПК нужна конкуренция, и мы сегодня видим много хорошо работающих, эффективных предприятий. Конечно, государство все вопросы в агропромышленном комплексе не решит. Такого финансирования у государства недостаточно. Но сегодня мы видим, что на один вложенный государством рубль бизнес вкладывает от 7 до 12 рублей. Государство лишь должно создавать нормальные условия для агропромышленного комплекса и для конкуренции.
Сегодня аграрии говорят: если можно, пускай нам государство не навязывает то, что не нужно другим отраслям. Потому что сельское хозяйство обеспечивалось по остаточному принципу. Даже та техника, которая поставлялась в сельское хозяйство. К-700 – хороший трактор, уже около 40 лет, но ведь он был разработан для военной промышленности, а не для агропромышленного комплекса. Сегодня в ряде неэффективных сельхозпредприятий надой с коровы такой же как с козы. Но у нас есть предприятия по крупному рогатому скоту, по молочной промышленности, дающие хорошие результаты и хорошие показатели. Поэтому для агропромышленного комплекса главную задачу мы видим – чтобы государство обеспечило приоритетные направления на равных. А для этого должна быть оказана помощь и по государственной программе – Комитет по аграрным вопросам будет выносить на бюджет 243 миллиарда рублей для сельского хозяйства. Это фактически укладывается в ту разрешенную норму, 9 миллиардов долларов, которые разрешены при вступлении в ВТО.
Сегодня уже другого направления агропромышленный комплекс, совершенно другие технологии, другие семена, другое племенное птицехозяйство. Мы сегодня впервые, может быть, за всю историю нашей страны 2,5 млн тонн сахара-сырца вывезли за границу, впервые при новых технологиях. Мы сегодня вывезли за границу 22 млн тонн зерна. Сегодня в агропромышленном комплексе стоит другая задача: в подготовке кадров. Нужно в любом случае государству создавать агентства по продвижению и продаже наших продуктов. Нам есть чем торговать, тем более в агропромышленном комплексе”.
По словам Александра Данильцева, директора Института торговой политики ВШЭ, «нельзя механически брать и оценивать какие-то суммы то ли таможенных пошлин, то ли объемов импорта, поскольку экономические эффекты здесь будут гораздо более сложные и многообразные. Вся система будет функционировать таким образом, что потери в одном месте будут оборачиваться, могут обернуться выигрышем в другом.
Как правило, со стороны производителя последствия оцениваются однобоко. Но ведь у нас есть и потребители. Тот же машиностроительный комплекс. В их комментариях по условиям присоединения очень много элементов, которые говорят о том, что надо еще больше создать условия для более льготного ввоза компонентов, чтобы развивать свое производство. Это так классический принцип эффективного тарифа, который здесь работает. Опять же, у нас есть потребители, домашние хозяйства и простые граждане, которые могут пользоваться товарами по более низким ценам. Но что это означает, с другой стороны? Это означает, что потребительский потенциал высвобождается для остальных секторов. Те ресурсы потребителей, которые высвободились, например, при приобретении автомобиля, могут быть потрачены на товары и услуги, которые произведены внутри страны. Мы всегда забываем, что все-таки импортный сектор составляет не подавляющую часть нашей экономики. Если мы распространим то распределение расходов, которое существует, на эти высвобождающиеся средства, которые будут составлять не один миллиард долларов, мы получим как раз выигрыш для российского производства. Это одна сторона.
Что касается макроэкономических параметров, то такой анализ проводился неоднократно. Мы проводили анализ и секторами, в частности, на этапе тарифных переговоров по 28 чувствительным секторам, где анализировали распределение выигрышей и потерь производителей и потребителей. Получили результат, о котором я говорил. И на уровне макроэкономических показателей проводили анализ. Эффект на макроэкономические параметры типа ВВП не такой уж большой. Если говорить об объемных показателях ВВП, то, скорее всего, мы будем наблюдать некоторое увеличение. Возможно, что присоединение к ВТО будет некоторым фактором, который будет сдерживать и инфляцию тоже. Это об общих последствиях.
Теперь еще немножко об обрабатывающей промышленности. Очередной миф о крахе российского машиностроения в связи с присоединением к ВТО несостоятелен. Мы машиностроение сводим к автомобилестроению. У нас почему-то при слове «машиностроение» всегда появляется образ автомобиля «Лада». Естественно, это не так. Если мы внимательно посмотрим на тарифные условия присоединения, то увидим, что они исключительно благоприятны для российских производителей. Они позволяют маневрировать мерами тарифного регулирования и вверх, и вниз, и создавая более благоприятные условия для ввоза, скажем, компонентов, и обеспечивая достаточную защиту нашей продукции.
Еще один момент – присоединением к ВТО мы совершенствуем нашу договорно-правовую базу участия вообще в международном разделении труда, в международных экономических отношениях. Те механизмы, которые обеспечивают участие России сейчас в международной торговле, были типичными и характерными для конца XIX–начала XX века, и тогда международная торговля была сырьевой. Система соглашений и договоров, вообще регулирования торговли на международно-правовом уровне, которая существует сейчас в России до присоединения к ВТО, в принципе, более адекватна для международной сырьевой торговли. Система ВТО более многосторонняя, более подходит для развития торговли в современном стиле, именно торговли обработанной продукцией и особенно компонентами обработанной продукции. Только в такой многосторонней системе, когда существуют общие правила международной торговли, мы можем соединить воедино наше производство, торговлю, включение в международные цепочки производства сложной обработанной, машиностроительной в том числе, продукции и инвестиции. Без этого, конечно, будет очень трудно».
Между тем считается, что от вступления в ВТО больше других пострадают российские сельхозпроизводители. Однако, как думает председатель думского комитета по аграрным вопросам Николай Панков, "конкуренция будет полезна в агропромышленном комплексе. Наша задача, депутатов Госдумы, при разработке мер по ВТО принять ту нормативную базу, которой у нас недостает. С января комитет по аграрным вопросам подготовил десять законопроектов для принятия Госдумой, и сегодня рассматривается один из этих законопроектов в первом чтении – тот, который дает право сельхозпредприятиям освобождать их от налога на прибыль. Это касается 7033 сельхозпредприятий. В общем объеме эта цифра будет составлять 15 миллиардов. Но эти 15 миллиардов, которые мы освобождаем от налогов, сельхозпроизводители будут вкладывать именно в свои территории, в свои предприятия.
АПК нужна конкуренция, и мы сегодня видим много хорошо работающих, эффективных предприятий. Конечно, государство все вопросы в агропромышленном комплексе не решит. Такого финансирования у государства недостаточно. Но сегодня мы видим, что на один вложенный государством рубль бизнес вкладывает от 7 до 12 рублей. Государство лишь должно создавать нормальные условия для агропромышленного комплекса и для конкуренции.
Сегодня аграрии говорят: если можно, пускай нам государство не навязывает то, что не нужно другим отраслям. Потому что сельское хозяйство обеспечивалось по остаточному принципу. Даже та техника, которая поставлялась в сельское хозяйство. К-700 – хороший трактор, уже около 40 лет, но ведь он был разработан для военной промышленности, а не для агропромышленного комплекса. Сегодня в ряде неэффективных сельхозпредприятий надой с коровы такой же как с козы. Но у нас есть предприятия по крупному рогатому скоту, по молочной промышленности, дающие хорошие результаты и хорошие показатели. Поэтому для агропромышленного комплекса главную задачу мы видим – чтобы государство обеспечило приоритетные направления на равных. А для этого должна быть оказана помощь и по государственной программе – Комитет по аграрным вопросам будет выносить на бюджет 243 миллиарда рублей для сельского хозяйства. Это фактически укладывается в ту разрешенную норму, 9 миллиардов долларов, которые разрешены при вступлении в ВТО.
Сегодня уже другого направления агропромышленный комплекс, совершенно другие технологии, другие семена, другое племенное птицехозяйство. Мы сегодня впервые, может быть, за всю историю нашей страны 2,5 млн тонн сахара-сырца вывезли за границу, впервые при новых технологиях. Мы сегодня вывезли за границу 22 млн тонн зерна. Сегодня в агропромышленном комплексе стоит другая задача: в подготовке кадров. Нужно в любом случае государству создавать агентства по продвижению и продаже наших продуктов. Нам есть чем торговать, тем более в агропромышленном комплексе”.