Казахстан делает ставку на "Новый Шёлковый путь"
Читать на сайте Вестник КавказаКомитет таможенного контроля Министерства финансов РК разработал Концепцию создания транспортно-логистических центров с полным спектром услуг по терминальной обработке грузов, логистике, таможенной очистке и декларированию, передает КАЗИНФОРМ.
В Послании главы государства народу Казахстана, прозвучавшем в январе текущего года, отмечено, что одним из грандиозных проектов в сфере высокого передела отечественных сырьевых ресурсов и инфраструктуры, является завершение в следующем году строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора "Западная Европа - Западный Китай". Данный мегапроект, названный "Новый Шелковый путь", позволяет Казахстану возродить его историческую роль в качестве связующего звена Азии и Европы и стать деловым и транзитным хабом региона Центральной Азии, сообщил заместитель председателя КТК МФ РК Сейтгали Мулькин.
"Новый Шелковый путь" даст возможность почти в два раза увеличить к 2020 году объемы транзитного грузопотока через республику с дальнейшим доведением его как минимум до 50 миллионов тонн.
Для реализации проекта у Казахстана есть все необходимое: выгодное географическое расположение, постоянный рост грузопотоков, прямой доступ к рынкам стран Таможенного союза, благоприятный инвестиционный климат, политическая и экономическая стабильность.
Как отметил президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев на 25-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при президенте РК, главным элементом "Нового Шелкового пути" станет транспортно-логистический хаб, который будет развиваться вокруг таких проектов, как мультимодальная транспортно-логистическая компания мирового уровня (создающаяся на базе "Казакстан темир жолы"), МЦПС "Хоргос" на границе с КНР ("Восточные ворота" Казахстана), морской порт "Актау" и логистический центр в городе Актобе ("Западные ворота" страны), трансконтинентальный коридор Западная Европа - Западный Китай, многофункциональные логистические центры класса "А", которые будут построены в городах Алматы, Актау и Актобе, СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота".
Работа, проводимая Комитетом таможенного контроля по совершенствованию таможенного администрирования направлена на развитие транзитного потенциала страны и предусматривает создание транспортно-логистических центров совместно с заинтересованными государственными и коммерческими организациями.
По расчетам Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) с запуском в эксплуатацию транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай" количество рейсов, выполняемых казахстанскими перевозчиками в 14 стран Европы и Азии, увеличится с 15 тысяч до 100 тысяч рейсов в год.
Формирование транспортно-логистической и деловой инфраструктуры - вопрос одинаково актуальный как для Казахстана, так и его иностранных партнеров. Например, в рамках Межправительственной комиссии TRACECA ("Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия") Комитетом совместно с Национальным секретариатом TRACECA, МТК РК и НК "КТЖ" были обсуждены и предварительно согласованы мероприятия, которые будут содействовать увеличению транспортного транзитного потока товаров через Каспийское море и Южный Кавказ, соединяющий Китай с южно-европейскими странами и Ближним Востоком.
Комитетом таможенного контроля совместно с НК "КТЖ", выступающего в качестве единого оператора, реализуется система предварительного обмена информацией между участниками перевозочного процесса, осуществляемого железнодорожным транспортом по территориям сопредельных государств, а также вопрос внедрения системы электронного обмена информацией между оператором и таможенным органом РК, что сократит время, затрачиваемое на прохождение пунктов пропуска в четыре раза.
Успех транзитного коридора TRACECA связан со строительством новой железнодорожной линии Жезказган - Бейнеу протяженностью 1200 километров, которая даст мощный импульс развитию регионов Казахстана, созданию новых рабочих мест.
На сегодня Комитетом уже рассмотрен проект создания транспортно-логистической системы в Восточно-Казахстанской области. Учитывая, что одним из основных торговых партнеров КНР на территории РФ является Сибирский регион (от Урала до Байкала), а Восточно-Казахстанская область расположена на пересечении действующих и перспективных транспортных коридоров, самым привлекательным автомобильным маршрутом для россиян через Казахстан является автодорога Омск - Майкапшагай с примыкающими автодорогами на Барнаул, Новосибирск и т. д.
По утверждению разработчиков, подобные проекты позволят привлечь зарубежные грузопотоки и инвестиции за счет инфраструктурной подготовленности региона.
Вместе с тем, усилия в развитии транзитного потенциала страны должны решаться совместно не только государственными органами, но и путем привлечения инвестиций. Например, в целях увеличения пропускной способности пункта пропуска "Достык" таможенными органами на приоритетной основе внедряются новейшие технологии и средства таможенного контроля, внедрены новейшие программные продукты таможенного декларирования в формате, применяемом в Евросоюзе. Однако без совершенствования инфраструктуры станции Достык, пропускная способность станции не увеличится. Необходима реконструкция перегрузочных ангаров крытых вагонов, модернизация участка дороги от ст. Достык до ст.Актогай (316 километров), на котором функционирует однопутная дорога, что является реальностью начала прошлого века.
Необходимость обеспечения высокой пропускной способности на казахстанских пунктах пропуска, упрощения процедур торговли, а также создания максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности неразрывно связана с внедрением передовых информационных технологий и автоматизацией таможенных органов. Их развитие осуществляется в рамках внедрения программы формирования Электронного правительства и существенно облегчит сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, тем самым повысит производительность пунктов пропуска на государственной границе Республики Казахстан.
В Послании главы государства народу Казахстана, прозвучавшем в январе текущего года, отмечено, что одним из грандиозных проектов в сфере высокого передела отечественных сырьевых ресурсов и инфраструктуры, является завершение в следующем году строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора "Западная Европа - Западный Китай". Данный мегапроект, названный "Новый Шелковый путь", позволяет Казахстану возродить его историческую роль в качестве связующего звена Азии и Европы и стать деловым и транзитным хабом региона Центральной Азии, сообщил заместитель председателя КТК МФ РК Сейтгали Мулькин.
"Новый Шелковый путь" даст возможность почти в два раза увеличить к 2020 году объемы транзитного грузопотока через республику с дальнейшим доведением его как минимум до 50 миллионов тонн.
Для реализации проекта у Казахстана есть все необходимое: выгодное географическое расположение, постоянный рост грузопотоков, прямой доступ к рынкам стран Таможенного союза, благоприятный инвестиционный климат, политическая и экономическая стабильность.
Как отметил президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев на 25-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при президенте РК, главным элементом "Нового Шелкового пути" станет транспортно-логистический хаб, который будет развиваться вокруг таких проектов, как мультимодальная транспортно-логистическая компания мирового уровня (создающаяся на базе "Казакстан темир жолы"), МЦПС "Хоргос" на границе с КНР ("Восточные ворота" Казахстана), морской порт "Актау" и логистический центр в городе Актобе ("Западные ворота" страны), трансконтинентальный коридор Западная Европа - Западный Китай, многофункциональные логистические центры класса "А", которые будут построены в городах Алматы, Актау и Актобе, СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота".
Работа, проводимая Комитетом таможенного контроля по совершенствованию таможенного администрирования направлена на развитие транзитного потенциала страны и предусматривает создание транспортно-логистических центров совместно с заинтересованными государственными и коммерческими организациями.
По расчетам Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) с запуском в эксплуатацию транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай" количество рейсов, выполняемых казахстанскими перевозчиками в 14 стран Европы и Азии, увеличится с 15 тысяч до 100 тысяч рейсов в год.
Формирование транспортно-логистической и деловой инфраструктуры - вопрос одинаково актуальный как для Казахстана, так и его иностранных партнеров. Например, в рамках Межправительственной комиссии TRACECA ("Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия") Комитетом совместно с Национальным секретариатом TRACECA, МТК РК и НК "КТЖ" были обсуждены и предварительно согласованы мероприятия, которые будут содействовать увеличению транспортного транзитного потока товаров через Каспийское море и Южный Кавказ, соединяющий Китай с южно-европейскими странами и Ближним Востоком.
Комитетом таможенного контроля совместно с НК "КТЖ", выступающего в качестве единого оператора, реализуется система предварительного обмена информацией между участниками перевозочного процесса, осуществляемого железнодорожным транспортом по территориям сопредельных государств, а также вопрос внедрения системы электронного обмена информацией между оператором и таможенным органом РК, что сократит время, затрачиваемое на прохождение пунктов пропуска в четыре раза.
Успех транзитного коридора TRACECA связан со строительством новой железнодорожной линии Жезказган - Бейнеу протяженностью 1200 километров, которая даст мощный импульс развитию регионов Казахстана, созданию новых рабочих мест.
На сегодня Комитетом уже рассмотрен проект создания транспортно-логистической системы в Восточно-Казахстанской области. Учитывая, что одним из основных торговых партнеров КНР на территории РФ является Сибирский регион (от Урала до Байкала), а Восточно-Казахстанская область расположена на пересечении действующих и перспективных транспортных коридоров, самым привлекательным автомобильным маршрутом для россиян через Казахстан является автодорога Омск - Майкапшагай с примыкающими автодорогами на Барнаул, Новосибирск и т. д.
По утверждению разработчиков, подобные проекты позволят привлечь зарубежные грузопотоки и инвестиции за счет инфраструктурной подготовленности региона.
Вместе с тем, усилия в развитии транзитного потенциала страны должны решаться совместно не только государственными органами, но и путем привлечения инвестиций. Например, в целях увеличения пропускной способности пункта пропуска "Достык" таможенными органами на приоритетной основе внедряются новейшие технологии и средства таможенного контроля, внедрены новейшие программные продукты таможенного декларирования в формате, применяемом в Евросоюзе. Однако без совершенствования инфраструктуры станции Достык, пропускная способность станции не увеличится. Необходима реконструкция перегрузочных ангаров крытых вагонов, модернизация участка дороги от ст. Достык до ст.Актогай (316 километров), на котором функционирует однопутная дорога, что является реальностью начала прошлого века.
Необходимость обеспечения высокой пропускной способности на казахстанских пунктах пропуска, упрощения процедур торговли, а также создания максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности неразрывно связана с внедрением передовых информационных технологий и автоматизацией таможенных органов. Их развитие осуществляется в рамках внедрения программы формирования Электронного правительства и существенно облегчит сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, тем самым повысит производительность пунктов пропуска на государственной границе Республики Казахстан.