Решения Евросуда против Армении
Читать на сайте Вестник КавказаВ течение июня Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял сразу три решения против Армении. Одно из рассмотренных касается иска бывшего политзаключенного, ветерана карабахской войны, представителя оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Вардана Малхасяна. Он был арестован в декабре 2006 года и осужден на два года по обвинению в совершении преступления, предусмотренного статьей 301 УК Армении - "публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя". ЕСПЧ постановил, что Малхасян с 9 декабря 2006 года до вынесения приговора около 8 месяцев находился под арестом, что является нарушением пятой статьи Европейской конвенции по правам человека, оговаривающей право на свободу и личную неприкосновенность. Суд обязал правительство Армении выплатить Малхасяну компенсацию – 4,5 тыс. евро.
Второе решение ЕСПЧ касается иска жителя Алаверди Камо Пирузяна, который по подозрению в попытке убийства больше года находился под стражей, а затем был оправдан судом. В жалобе Пирузяна отмечается, что в течение девятимесячного судебного разбирательства он находился в камере с металлическими решетками, что квалифицируется как унижающее достоинство обращение со стороны суда. В иске также указывается на нарушение права обвиняемого выйти на свободу под гарантии и на незаконное содержание под стражей. ЕСПЧ удовлетворил и этот иск, постановив, что были нарушены пятая, а также запрещающая пытки трется статья Европейской конвенции по правам человека, и обязал правительство Армении выплатить Пирузяну компенсацию - 8 тыс. евро.
Третье решение ЕСПЧ относится к делу приговоренного к пожизненному заключению Арарата Мурадханяна, который отбывает срок в уголовно-исполнительном учреждении "Нубарашен". Согласно вынесенному ЕСПЧ вердикту, была нарушена статья пятая указанной конвенции: осужденный на пожизненное лишение свободы в 2004-2007 годах содержался в заключении незаконно. ЕСПЧ обязал выплатить Мурадханяну компенсацию в размере 6 тыс. евро.
"Власти Армении работают против себя, против своего государства и народа и это факт. И мы подаем в ЕСПЧ не на суды, а на Республику Армения. Эти суммы компенсаций берутся из казны, это наши с вами деньги, деньги налогоплательщиков. Народ страдает от того, что в стране нет справедливости, - говорит Вардан Малхасян. - Суды функционируют в качестве придатка власти, а дела с политическим оттенком рассматриваются по директивам из администрации президента». По его словам, необходимо привлечь к ответственности судей, допустивших столь грубые ошибки.
Аналогичного мнения придерживаются и члены Палаты адвокатов Армении (ПАА). По словам члена ПАА Лусине Саакян, решения ЕСПЧ в связи с делами Пирузяна, Малхасяна и Мурадханяна против РА заставляют задуматься над тем, что суды не осуществляют правосудия. "Суды допускают многочисленные нарушения, в результате которых страдает как Республика Армения, так и налогоплательщик",- говорит Саакян.
Между тем, анализируя причины проигранных Арменией в ЕСПЧ дел, министр юстиции Грайр Товмасян заявил, что эти дела относятся к 2003-2006 годам, очередь которых настала только сейчас: "Причиной того, что Армения проиграла эти дела является не ошибки судей, а противоречия действующего на тот момент законодательства нашей страны с европейскими стандартами. Изменились и стали строже и некоторые нормы самой Европейской конвенции". Сейчас изучается вопрос ответственности каждого из судей, и, если будет выявлено явное и грубое нарушение в действиях кого бы то ни было из них, это станет основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. "Нельзя наказывать судей только за то, что их решения оспариваются. В таком случае у нас не останется ни одного судьи, ведь практически все вердикты обжалуются. В этом плане в основу ложится допущение явного и грубого нарушения, определение которого в законодательстве должно быть уточнено",- отметил министр юстиции.
Для преодоления этой и других проблем, Минюст разработал комплексную программу судебно-правовых реформ на 2012-2016 годы, нацеленную на установление четких механизмов ответственности должностных лиц, устранение противоречащих друг другу решений. Программа предполагает изменение механизмов формирования судейского корпуса. "Результаты этого изменения могут быть ощутимы не сразу. Кроме теоретических знаний, к судьям будут предъявляться и иные критерии, от поведения и соблюдения норм этики до фискальной независимости", - обещает министр.
Однако хотя по данным Минюста число дел, выигранных гражданами против Армении в ЕСПЧ, не превышает 10% от общего количества поданных исков, а суммы компенсаций выплачиваются государством, каждое проигранное дело наносит существенный урон репутации Армении, не говоря уже о репутации судов в глазах населения.
Так, по данным исследования, Международного агентством США по международному развитию (USAID), самым коррумпированным институтом большинство жителей Армении назвали прокуратуру, далее следуют суды, ЦИК, правоохранительные органы. Меньше всего, по мнению населения, взятки берут гражданские институты, офис омбудсмена, общественные организации.
По словам защитника прав человека Армении Карена Андреасяна, на сегодняшний день есть многочисленные жалобы, обращения к Совету правосудия по поводу вопиющей несправедливости в многочисленных судебных решениях. Граждане пытаются добиться привлечения к ответственности коррумпированных судей, но Совет правосудия, к сожалению, не выполняет своих функций так, как это зафиксировано в Конституции: "Другого способа, другой структуры, имеющей полномочия повлиять на суды, помимо Совета правосудия, не существует". По замечанию омбудсмена, какого-либо прогресса в плане повышения качества работы Совета правосудия нет, что сказывается и на решениях ЕСПЧ в отношении Армении. "За каждой такой выплатой, определенной ЕСПЧ, должна последовать реакция на ранее принятое в Армении несправедливое решение суда. Нужны определенные санкции в отношении тех судей, по вине которых армянское государство проигрывает в ЕСПЧ",- говорит Андреасян.
По оценке ряда адвокатов, судебная верхушка отличается крайне закостенелостью и декларируемые механизмы, в том числе механизм привлечения к дисциплинарной ответственности судей, не работают. А судебные реформы носят лишь имитационный характер.
Сейчас в ЕСПЧ собираются рассматривать жалобы из Армении, датированные 2006 годом. Таким образом, не за горами период, когда ЕСПЧ начнет вплотную заниматься многочисленными жалобами на нарушения прав человека, которые были направлены в Евросуд из Армении после президентских выборов 19 февраля 2008 года и в частности, после событий 1 марта.
Первым сигналом начала рассмотрения дел, связанных с событиями 2008 года, стал запрос, который ЕСПЧ направил правительству Армении. Запрос относится к делу, возбужденному против активиста АНК Петроса Макеяна, который был обвинен в препятствовании процессу выборов. ЕСПЧ пытается выяснить у правительства как могло получиться, что обвинение против оппозиционера построено на свидетельских показаниях, впоследствии опровергнутых в ходе судебного разбирательства. Согласно ЕСПЧ, это является нарушением статьи 6.1 Европейской конвенции. Содержание запроса несомненно бьет по самому больному месту правосудия - выбиванию показаний из людей путем насилия.
Отметим, что по данным АНК, после выборов за решеткой оказалось несколько десятков активистов оппозиции. Многие из них обратились в ЕСПЧ, и можно предположить, что вскоре закостенелая судебная система начнет испытывать большие неудобства. Вольно или невольно под грузом обязательств, принятых Арменией перед европейскими структурами, правительство будет вынуждено предпринять реальные, а не имитационные шаги по реформированию судебно-правовой системы.
Второе решение ЕСПЧ касается иска жителя Алаверди Камо Пирузяна, который по подозрению в попытке убийства больше года находился под стражей, а затем был оправдан судом. В жалобе Пирузяна отмечается, что в течение девятимесячного судебного разбирательства он находился в камере с металлическими решетками, что квалифицируется как унижающее достоинство обращение со стороны суда. В иске также указывается на нарушение права обвиняемого выйти на свободу под гарантии и на незаконное содержание под стражей. ЕСПЧ удовлетворил и этот иск, постановив, что были нарушены пятая, а также запрещающая пытки трется статья Европейской конвенции по правам человека, и обязал правительство Армении выплатить Пирузяну компенсацию - 8 тыс. евро.
Третье решение ЕСПЧ относится к делу приговоренного к пожизненному заключению Арарата Мурадханяна, который отбывает срок в уголовно-исполнительном учреждении "Нубарашен". Согласно вынесенному ЕСПЧ вердикту, была нарушена статья пятая указанной конвенции: осужденный на пожизненное лишение свободы в 2004-2007 годах содержался в заключении незаконно. ЕСПЧ обязал выплатить Мурадханяну компенсацию в размере 6 тыс. евро.
"Власти Армении работают против себя, против своего государства и народа и это факт. И мы подаем в ЕСПЧ не на суды, а на Республику Армения. Эти суммы компенсаций берутся из казны, это наши с вами деньги, деньги налогоплательщиков. Народ страдает от того, что в стране нет справедливости, - говорит Вардан Малхасян. - Суды функционируют в качестве придатка власти, а дела с политическим оттенком рассматриваются по директивам из администрации президента». По его словам, необходимо привлечь к ответственности судей, допустивших столь грубые ошибки.
Аналогичного мнения придерживаются и члены Палаты адвокатов Армении (ПАА). По словам члена ПАА Лусине Саакян, решения ЕСПЧ в связи с делами Пирузяна, Малхасяна и Мурадханяна против РА заставляют задуматься над тем, что суды не осуществляют правосудия. "Суды допускают многочисленные нарушения, в результате которых страдает как Республика Армения, так и налогоплательщик",- говорит Саакян.
Между тем, анализируя причины проигранных Арменией в ЕСПЧ дел, министр юстиции Грайр Товмасян заявил, что эти дела относятся к 2003-2006 годам, очередь которых настала только сейчас: "Причиной того, что Армения проиграла эти дела является не ошибки судей, а противоречия действующего на тот момент законодательства нашей страны с европейскими стандартами. Изменились и стали строже и некоторые нормы самой Европейской конвенции". Сейчас изучается вопрос ответственности каждого из судей, и, если будет выявлено явное и грубое нарушение в действиях кого бы то ни было из них, это станет основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. "Нельзя наказывать судей только за то, что их решения оспариваются. В таком случае у нас не останется ни одного судьи, ведь практически все вердикты обжалуются. В этом плане в основу ложится допущение явного и грубого нарушения, определение которого в законодательстве должно быть уточнено",- отметил министр юстиции.
Для преодоления этой и других проблем, Минюст разработал комплексную программу судебно-правовых реформ на 2012-2016 годы, нацеленную на установление четких механизмов ответственности должностных лиц, устранение противоречащих друг другу решений. Программа предполагает изменение механизмов формирования судейского корпуса. "Результаты этого изменения могут быть ощутимы не сразу. Кроме теоретических знаний, к судьям будут предъявляться и иные критерии, от поведения и соблюдения норм этики до фискальной независимости", - обещает министр.
Однако хотя по данным Минюста число дел, выигранных гражданами против Армении в ЕСПЧ, не превышает 10% от общего количества поданных исков, а суммы компенсаций выплачиваются государством, каждое проигранное дело наносит существенный урон репутации Армении, не говоря уже о репутации судов в глазах населения.
Так, по данным исследования, Международного агентством США по международному развитию (USAID), самым коррумпированным институтом большинство жителей Армении назвали прокуратуру, далее следуют суды, ЦИК, правоохранительные органы. Меньше всего, по мнению населения, взятки берут гражданские институты, офис омбудсмена, общественные организации.
По словам защитника прав человека Армении Карена Андреасяна, на сегодняшний день есть многочисленные жалобы, обращения к Совету правосудия по поводу вопиющей несправедливости в многочисленных судебных решениях. Граждане пытаются добиться привлечения к ответственности коррумпированных судей, но Совет правосудия, к сожалению, не выполняет своих функций так, как это зафиксировано в Конституции: "Другого способа, другой структуры, имеющей полномочия повлиять на суды, помимо Совета правосудия, не существует". По замечанию омбудсмена, какого-либо прогресса в плане повышения качества работы Совета правосудия нет, что сказывается и на решениях ЕСПЧ в отношении Армении. "За каждой такой выплатой, определенной ЕСПЧ, должна последовать реакция на ранее принятое в Армении несправедливое решение суда. Нужны определенные санкции в отношении тех судей, по вине которых армянское государство проигрывает в ЕСПЧ",- говорит Андреасян.
По оценке ряда адвокатов, судебная верхушка отличается крайне закостенелостью и декларируемые механизмы, в том числе механизм привлечения к дисциплинарной ответственности судей, не работают. А судебные реформы носят лишь имитационный характер.
Сейчас в ЕСПЧ собираются рассматривать жалобы из Армении, датированные 2006 годом. Таким образом, не за горами период, когда ЕСПЧ начнет вплотную заниматься многочисленными жалобами на нарушения прав человека, которые были направлены в Евросуд из Армении после президентских выборов 19 февраля 2008 года и в частности, после событий 1 марта.
Первым сигналом начала рассмотрения дел, связанных с событиями 2008 года, стал запрос, который ЕСПЧ направил правительству Армении. Запрос относится к делу, возбужденному против активиста АНК Петроса Макеяна, который был обвинен в препятствовании процессу выборов. ЕСПЧ пытается выяснить у правительства как могло получиться, что обвинение против оппозиционера построено на свидетельских показаниях, впоследствии опровергнутых в ходе судебного разбирательства. Согласно ЕСПЧ, это является нарушением статьи 6.1 Европейской конвенции. Содержание запроса несомненно бьет по самому больному месту правосудия - выбиванию показаний из людей путем насилия.
Отметим, что по данным АНК, после выборов за решеткой оказалось несколько десятков активистов оппозиции. Многие из них обратились в ЕСПЧ, и можно предположить, что вскоре закостенелая судебная система начнет испытывать большие неудобства. Вольно или невольно под грузом обязательств, принятых Арменией перед европейскими структурами, правительство будет вынуждено предпринять реальные, а не имитационные шаги по реформированию судебно-правовой системы.