Выставка «Вершины. В ладонях неба». (Часть 2)
Читать на сайте Вестник Кавказа«Вестник Кавказа» посетил выставку современного искусства Кавказа «Вершины. В ладонях неба» и попросил поделиться своими впечатлениями художников, искусствоведов и обычных зрителей.
«Я сегодня поражен просто уровнем развития искусства на Северном Кавказе, в частности в Северной Осетии. Я вообще давний поклонник работ скульптора Владимира Соскиева,» - поделился один из посетителей выставки. «Я считаю его одним из самых талантливых скульпторов нашей страны, и не только нашей страны. Потому что тот особый стиль и взгляд на жизнь, на людей, которые привнес он в искусство, его любовь к той земле, которая его взрастила, поражает. Я очень рад, что присутствую сегодня на этой выставке. Я думаю, что такие выставки нужны для того, чтобы весь наш многонациональный российский народ понял насколько талантлив народ Северной Осетии, как и другие народы нашего Южного Кавказа», - отметил один из зрителей выставки.
Аскер Мамедов, заслуженный художник России, рассказал о двух своих картинах, представленных на выставке.
ВК: Расскажите, пожалуйста, о своих работах
Аскер Мамедов: Одна работа называется «Говорящие руки, или цветы бессмертия», а другая работа «Свет любви».
ВК: Что они означают?
Аскер Мамедов: Первая – это «Цветы бессмертия». Там две руки, одна с кисточкой, рисует, а другая с палитрой, но вместо палитры рука, а вместо красок – кровь. Художник пишет кровью, воплощает в жизнь красоту, рождение жизни и любви. Другая работа, «Свет любви», посвящена моим внучкам. Это как бы эволюция света: свеча, лампа, фонарик. Все это мы видели в своей жизни. Для меня это символический свет счастья, поэтому я назвал ее «Светом любви». Если говорить об этой выставке как о Кавказе в Москве, можно сказать, что я сам Москвич, здесь живу и работаю. Но в общем-то это прекраснейшие условия для развития отношений между нашими народами: Россия, Азербайджан, Осетия, Кавказ, Северный Кавказ – не важно, все это мир, дружба, любовь – главная основа, лейтмотив во всех моих творческих работах. Сегодняшняя выставка еще раз доказывает, что в России могут жить все народы дружно и вместе, могут жить и творить, развиваться.
ВК: Почему на этой выставке представлено целых три работы, две скульптуры и одна картина, с изображением индюка? Что это значит?
Аскер Мамедов: Индюк – это символ богатства, красоты. Вроде как синоним павлина. Конечно, индюк не так красив, но все же в воображении художника это символ красоты, гордости, индюк - гордая птица, не каждому отвечает. Наверное, в таком смысле. Я так понимаю.
Художница Ольга Манизер представила свои необычные работы: «Мне было очень интересно делать эти куклы по Армении, Грузии, Осетии и Азербайджану, потому что с каждой из этих стран меня связывают впечатления из детства и друзья. Для меня это очень длительный проект. Я очень счастлива, что я явилась частью этой выставки. Выставка прекрасная, прекрасные художники, прекрасная живопись и скульптуры, очень интересные работы, и замечательно, что все это сегодня в Москве».
Ее папа Гуго Манизер рассказал об истории создания своих собственных работ: «Мне эта выставка очень понравилась. Конечно, и дорого, и приятно то, что пригласили меня на выставку. Я бывал на Северном Кавказе и в Закавказье бывал. Здесь представлены работы вместе с традицией Сванетии, удивительное интересное место. Работы были написаны мною на месте, это, в общем-то, натурные вещи, так, как я вижу, как я чувствую, так и получается. Меня удивляло огромное количество сторожевых башен, которые почти у каждого дома сохранились. К сожалению, мне не довелось забираться на каждую башню, хотя бы на одну, и посмотреть, как это сверху выглядит. Я написал то, что мне нравилось: улочки Сванетии, горы Сванетии, шутя, написал жену и дочку. Вся выставка мне очень нравится, мне очень близки многие авторы. Потому что мне доводилось в 80-е гг. ездить каждый год во Владикавказ и принимать выпуск студентов художественного училища. Замечательное художественное училища там было, оно и сейчас существует. Так у меня осталась связь. Сейчас я преподаю в Суриковском институте, и очень часто бывают студенты из Владикавказа, скульпторы. Из скульпторов представленных здесь я знаю многих как авторов. Желаю больших успехов им всем. Отличные работы».
Искусствовед Елена Соловьева остановила свое внимание на картинах дагестанского художника: «Эти работы имеют для меня очень большое значение. Это горы, это Дагестан. И художник дагестанский Олег Пирбудагов, хотя он и живет постоянно в Москве. Верхняя работа, которую мы видим, «Зимний пейзаж», в чем-то уникальна. Обычно горы показывают более пестрыми, разными, а не зимой. И здесь такое единство внутреннее дыхания земли и гор, объединенное, мне это очень дорого и близко».