Кто мы друг для друга?
Читать на сайте Вестник КавказаВ среде белорусов процент смешанных браков с россиянами очень высок - любовь все-таки важнее этнической принадлежности, но есть и другие традиционные для белорусов ценности: крепкая семья, воспитание детей, трудолюбие и добросовестность, любовь к своей родине, к ее истории, культуре, языку. Подробнее о характере народа и его устремлениях в интервью "Российской газете" рассказала доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, зампредседателя Совета Региональной национально-культурной автономии (РНКА) "Белорусы Москвы" Оксана Солопова. Она давно и увлеченно занимается исследованием судеб белорусов в России.
По результатам последней Всероссийской переписи населения, в Москве проживает около 40 тысяч белорусов, а в России - больше полумиллиона. По мнению Оксаны Солоповой, белорусская история интересна историкам, многочисленным студентам и аспирантам. "После того как бывшие республики СССР выбрали для себя путь независимости, стал очевиден интерес историков бывших республиканских научных школ к своей национальной истории. Между прочим, в изучении истории вновь образованных государств постсоветского пространства оказались заинтересованы государственные чиновники, местные политики разных рангов. Быстро пришло понимание, что процесс государственного строительства, формирования гражданских наций должен опираться на всем понятную национальную идею. А что может дать лучший материал для ее создания, чем история народа, история страны? Тут интересы историков и политиков совпали. И опыт Республики Беларусь в этом отношении особенно интересен и показателен".
В начале 90-х годов XX века в Беларуси шел сложный поиск смысла "белорусской идеи". Предлагались и европейские "цивилизационные архетипы", и атрибутика Великого княжества Литовского, и религиозные христианские мировоззренческие ценности... Но создать на их основе общебелорусскую национальную идею не получалось. В конце 90-х годов Администрация Президента РБ инициировала проведение ряда научных гуманитарных конференций, призванных сформулировать принципы национальной концепции государственного строительства и идеологии для белорусского государства. Отвечая на вопрос, что может объединить белорусов на данном историческом этапе, ученые высказали предположение, что это образ белорусской земли и сам факт существования независимого белорусского государства.
Очень быстро образ белорусской "земли-матушки", "роднай краiны" стал для населения Республики Беларусь национальной мобилизующей идеей, вобравшей в себя универсальные для абсолютного большинства белорусов ценности: патриотизм, гражданственность, религиозность, осознание своей национально-государственной, исторической и этнической самобытности.
Таким образом, образовалась еще одна группа тех, кому интересна белорусская история. Это – сами белорусы: население Республики Беларусь, ее граждане и те белорусы, которые оказались за пределами своего материнского государства и живут в самых разных странах, то есть представители белорусской диаспоры.
Белорусы, живущие сегодня в России, в основном это люди, востребованные в своей профессиональной среде, представители интеллигенции, специалисты, авторитет и влияние которых в регионах проживания со счетов не сбросишь.
"Российские белорусы вполне естественно ощущают себя гражданами России, но, как писал еще в XX веке белорусский историк Улащик, для белорусов вопрос "кто мы" определяется ответом на вопрос "откуда мы пришли". Политическая конъюнктура, как известно, подвержена частым изменениям. И любое одностороннее использование ресурса диаспор в политических целях неизбежно вносит раскол в ряды самой диаспоры, которая состоит из живых людей с разными политическими убеждениями, - считает Оксана Солопова. – Конечно, сами белорусы о себе говорят: "белорус риска не любит", и очень точно характеризует белорусский характер слово "доброзычлiвасць", то есть доброжелательность, искренняя, а не снисходительная терпимость, и белорусы демонстрируют высокую степень этнической толерантности к представителям других культур, но оставаться в стороне от интересов Беларуси они не будут".
Историк МГУ уверена, что оба государства должны быть заинтересованы в сотрудничестве с диаспорами: "Роль диаспор в создании и продвижении позитивного инвестиционного имиджа страны проживания и страны происхождения очень высока. Потенциал общественных национально-культурных организаций немал и может проявиться самым неожиданным и эффективным образом. Например, исторический факультет МГУ уже много лет сотрудничает с РНКА "Белорусы Москвы". Благодаря этому последовательному и многовекторному сотрудничеству были реализованы многочисленные совместные проекты, расширились и укрепились наши связи и контакты с белорусскими учеными... Национальные диаспоры, и белорусские в том числе, участвуют не только в формировании полиэтничного и культурного лица страны проживания, но и в формировании ее предпринимательских традиций и финансового благополучия".
Считается, что сохранение национального языка способствует сохранению национальной культуры и идентичности, является показателем того, насколько способен тот или иной народ сопротивляться ассимиляции, то есть поглощению его другой культурой. И, напротив, постепенное растворение в чужой среде зачастую начинается с освоения языка другого народа в ущерб своему языку. Абсолютное большинство белорусов Москвы сегодня говорят на русском языке, однако многие в большей или меньшей степени владеют белорусским языком, читают на нем, считают родным. Язык выступает как символ этнической общности даже для тех белорусов, которые знают его слабо или не знают вовсе.
Многие белорусы говорят о том, что, приехав в Россию, стремились как можно скорее избавиться от белорусского говора. Отказ от специфического белорусского произношения или вообще от использования белорусского языка в быту значительной частью белорусов одна из форм так называемой гиперадаптации, то есть чрезмерных усилий по приспособлению к иноэтничной и иноязыковой среде. Те, кто хорошо говорит по-русски, зачастую уже утратили язык своего народа. Но интересно, что такая потеря не является обязательным признаком этнической ассимиляции белорусов! Русскоязычные белорусы Москвы могут демонстрировать одновременно как незнание языка, так и высокую этническую самоидентификацию.
Среди белорусов все меньше тех, кто приезжает в Россию на постоянное место жительства. Сезонная трудовая миграция имеет место, но, отработав непродолжительное время, большинство белорусов возвращается на родину.
Отвечая на вопрос, почему белорусы России не стремятся к моноэтничным бракам, Оксана Солопова подчеркнула, что российские белорусы связывают это со свойственной им терпимостью и доброжелательностью к людям разных конфессий и национальностей. "В среде белорусов много белорусско-русских и белорусско-украинских браков, да и вообще процент смешанных браков с россиянами других национальностей очень высок. Видимо, для белорусов в браке любовь все-таки важнее этнической принадлежности... Наиболее сложным остается вопрос о том, какой национальной принадлежности будут дети в национально-смешанных семьях. Но ведь белорусы не стремятся к абсолютной "биологической чистоте"! Есть и другие традиционные для белорусов ценности, такие как крепкая семья, воспитание детей, трудолюбие и добросовестность, любовь к своей родине, к ее истории, культуре, языку, память о героизме и потерях белорусского народа в годы Великой Отечественной войны... Все это и многое другое сохраняет национальное самосознание тех российских белорусов, для которых Беларусь является родиной "по месту рождения и по духу детских переживаний". Важно, чтобы те белорусы, которые рождаются сегодня в России в моноэтнических ли, смешанных ли семьях не были лишены подобных чувств", - заключила доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ.