Конец эпохи консерваторов во Франции

Читать на сайте Вестник Кавказа

Похоже, долгое время засилья консерваторов во власти во Франции подошло к своему логическому завершению. После первого тура парламентских выборов стало ясно, что левый лагерь, собрав в целом 47% голосов избирателей, прочно перехватили инициативу во французской политике. Также не осталось никаких сомнений и в том, что победа Франсуа Олланда на последних президентских выборах - закономерность, а не итог временной кратковременных манипуляций избирательными настроениями французов. Партия действующего президента собрала в первом туре 34,8% голосов, и ей эксперты прочат уверенную победу и во втором туре голосования. Отметим, что данные выборы отличились и рекордно низкой за всю историю Пятой республики активностью избирателей.

По первоначальным прогнозам, левый лагерь получит в новом созыве парламента от 275 до 315 мест из 577. Социалисты хоть и не смогут получить абсолютное большинство в парламенте, как это было в 1981 году, но президент Олланд все равно должен быть доволен: ему, как минимум, не придется работать с премьер-министром из лагеря консерваторов. Такое, между прочим, уже наблюдалось в истории Франции три раза. Так, в 1986 Миттеран назначил премьер-министром Жака Ширака, а в 1993 - Эдуарда Балладюра. Сам Ширак, будучи президентом, был вынужден работать в 1997 - 2002 гг. с социалистом Лионелом Жоспеном. Франсуа Олланд, очевидно, избежал необходимости столь "неудобного" сотрудничества.

Предположительно, социалисты создадут коалицию с французскими "зелеными", которые предположительно получат от 12 до 16 мест в парламенте. В качестве "аванса" Олланд уже назначил двух "зеленых" министров в своем новом правительстве. Сейчас социалисты надеются, что им не придется брать в коалицию помимо "зеленых" еще и чересчур радикальный "Левый Фронт", требования которых (например, поднять минимальную зарплату до 1700 евро) зачастую неприемлемы даже для самих социалистов.

Впрочем, консерваторы из "Союза за Народное Движение" (UMP) не оставляют надежд одержать победу во втором туре, но эксперты сходятся во мнении, что фактически они равны нулю. К тому же негативную роль может сыграть и начавшаяся внутрипартийная конкуренция после поражения Николя Саркози на президентских выборах: партия до сих пор не может решить, кто возглавит парламентскую фракцию. Возможно, понимая безальтернативность ухода в оппозицию, UMP однозначно заявили, что партия при любом раскладе не будет сотрудничать с "Национальным Фронтом", возглавляемым Мари Ле Пен, объясняя это принципиально различными ценностями. Насколько принципиально различаются эти ценности стало бы ясно, если бы у UMP и "Национального фронта" появился реальный шанс создать совместную правящую коалицию.

Однако, и "Национальный Фронт" набрал меньше прогнозируемого количества голосов. Несмотря на это, у них все есть реальные шансы попасть в Национальное собрание - то, чего партии не удавалось добиться на протяжении последних 15 лет. Это, в любом случае, успех для националистов и, возможно, тревожный знак для европейского общества.

Итак, окончательно внутриполитическая картина во Франции прояснится лишь в грядущее воскресенье, когда завершится второй тур голосования. Однако уже сейчас ясно, что Франсуа Олланд и его партия в ближайшие пять лет будут основной политической силой во второй ведущей европейской державе. Успешный исход парламентских выборов для социалистов во Франции позволит новоизбранному президенту более суверенно проводить обозначенный им курс, в том числе, и в европейской политике.